Урок по русскому языку в 6 классе национальной школы Дополнение, выраженное существительным в творительном падеже.


Класс 6
Дата 15.02.2017г. 14.02.2017г.
Урок 44
Тема урока Дополнение, выраженное существительным в творительном падеже.
Форма урока Изучение нового материала.
Вид работы Индивидуальная, по парам.
Оборудование: доска, учебник по русскому языку для 6 классов с казахским языком обучения, наглядный материал, карточки.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о дополнении выраженным существительным в Т. п.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с дополнением, выраженным существительным в творительном падеже; восстановить в памяти окончания существительных единственного и множественного числа в творительном падеже.
2. Развивать умения употреблять сущ-ные в творительном падеже.
3. Находить в тексте словосочетания «глагол+сущ.в Т.п». Учащиеся готовятся к уроку.
1.Опрос домашнего задания - Ребята сейчас мы проверим домешнее задание. Уч-ся читают домашнее задание
2.Актуализация знаний Орфографическая разминка.
Игра: «Одним словом»
Спортсмен, который играет в футбол
Человек, который играет в шахматы
Игрок, который защищает ворота
Тот, кто судит спортивные игры
Победитель в спортивных состязаниях
Спортсмен, который занимается боксом. Карточки с пропущенными буквами. Учащиеся вставляют пропущенные орфограммы.
Уч-ся играют в игру «Одним словом»
3.Изучение нового материла - Вспомните, пожалуйста, какие члены предложения называются главными?
(Дети: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу. Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы – что делает предмет? каков он? Что это такое? Кто он такой?).На доску вывешиваются определения – подлежащего и сказуемого [Приложение 1,2].
- Ребята, а какой падеж называется косвенным? (Это любой падеж кроме И.п.)- А теперь вспомните, что называется второстепенными членами? (Дети: Второстепенные члены предложения – это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.)На доску учитель вывешивает определение второстепенного члена предложения [Приложение 3].
- Какова роль второстепенных членов? (Дети: Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности).- Как найти второстепенные члены в предложении? (Дети: Выделить грамматическую основу, а все остальные члены предложения будут второстепенными.)- Найдите, грамматическую основу предложения?
ИЗ РАСПАХНУТЫХ ВОРОТ СОЛНЦЕ (подл.)  КРАСНОЕ ВСТАЕТ (сказ.).
Один из учеников выходит к доске и выделяет подлежащее – что? “солнце” и сказуемое – солнце что делает? – “встает”.
А теперь я вам предложу задание новое, которое мы с вами ещё не делали, и вы самостоятельно попробуете его сделать. Но для начала я вам дам подсказку.
Новое понятие с которым мы с вами будем работать, это дополнение. Учитель вывешивает на доску определение дополнения [Приложение 4].
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Подчеркивается пунктирной линией.
- сегодня мы с вами поговорим о дополнениях, выраженных сущ. В Т.П.
Слово учителя: Ребята, рассмотрите таблицу и вспомните окончания сущ. в творительном падеже.
Единственное число Множественное число
Мужской, средний род Женский род -АМИ, -ЯМИ
-ОМ, -ЕМ -ОЙ, -ЕЙ Мы увлекаемся книгами, путешествиями.
Я занимаюсь плаванием, бегом. Я занимаюсь гимнастикой, фотографией. Задание №3 стр 150
Интересоваться (чем?) литературой, …, …, … . и т.д.
Задание №1 стр 149 Найдите сущ. в Т.п. и определить их синтаксическую роль.
Выполнение заданий к тексту Уч-ся слушают, записывают, делают выводы.
4.Закрепление нового материала Задание №5 стр 150 Найдите словосочетание «глагол+ сущ Т.п»
Задание №6 устно
Игра «Найди ошибку»
Болельщик – человек, который лежит в больнице.
Стадион – место, где зимой бегают на лыжах.
Спортплощадка – место, где дети играют во время перемены.
Учащиеся выполняют задания, играют игру «Найди ошибку» по парам, делают выводы.
5. Рефлексия 6. Подведение итогов. Выставляются оценки. 7.Задание на дом. Запись в дневниках.