статья на тему: родной язык — духовное наследие


Алиева Р.А.,
зав. пцк родных языков и литератур
ГПБОУ РПК,г.Буйнакск.
Родной язык – духовная ценность
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время является единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и их особенностей в условиях многонационального государства.[2]
Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций, — это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков.
Не случайно на первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления .И с уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев своих предков, обречен на постепенную духовную гибель. В этих условиях одной из важных проблем в обучении и воспитании является сохранение и развитие родных языков, культур Дагестана. В нашей многонациональной республике функционируют школы, где обучаются дети не только одной национальности, но и со смешанным национальным составом учащихся.
Сам факт, что школы, где учатся дети разных национальностей, в республике получили большое распространение нужно признать явлением положительным, особенно с точки зрения решения национальных проблем. Но при этом возникает проблема другого плана, т.е. проблема обучения детей их родному языку.
В образовательных учреждениях с многонациональным составом учащихся, как и во всех педагогических колледжах, серьезной помехой в решении этой задачи становится тот факт, что большинство детей не владеют или слабо владеют родным языком. В этом я не раз убеждалась в процессе работы учителем родного языка, как в колледже, так и в одной из школ г. Буйнакска и будучи на педпрактике со студентами.
Из 54 опрошенных учеников одной из городских школ родным языком владеют 22 ученика,14 - владеют слабо,18 - вовсе не владеют.
Поэтому работу по обучению родному языку, по моему мнению, нужно начинать с разъяснения того, что овладение своим национальным языком любому человеку необходимо, чтобы не потерять духовные связи со своим народом, с национальной культурой.
Одной из основных проблем, стоящих на пути сохранения и развития родного языка, можно считать и проявление негативного отношения к его изучению со стороны родителей.
Не секрет, что во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку. Например, на вопрос: Желаете ли вы, чтобы ваш ребёнок знал и понимал родной язык? Из 30 родителей, 30 отвечают «да», а на вопрос хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок изучал родной язык в школе? Из 30 «да» ответили только 12 человек.
Знание языка родного этноса - нравственный патриотический долг каждого дагестанца. Как нельзя лучше об этом сказал профессор ДГПУ Абдуллаев А.А.
«В многонациональных городах и поселках Дагестана успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка».[1]
Определенный опыт в этом плане накоплен преподавателями нашего педколледжа, который ежегодно выпускает свыше 300 специалистов, в том числе 15% с дополнительной подготовкой в области родного языка и литературы.
Отрадно отметить, что для решения проблемы сохранения, развития родных языков, культур, в последние годы возобновлена практика проведения республиканских олимпиад по родным языкам и республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка». Для развития родного языка, культуры среди населения, как нам кажется, необходимо тесно сотрудничать со средствами массовой информации. Предлагаем по дагестанскому телевидению для детей вести передачу «Учу родной язык», в республиканской печати на родном и русском языках широко пропагандировать опыт учителей родного языка, культуры, традиций, для детей школьного и дошкольного возраста наладить выпуск печатных изданий с яркими иллюстрациями, с небольшими фольклорными или литературными текстами.
По мнению специалистов, «родной язык, носитель духовной культуры, находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30% детей». [3]
Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. И как сказал великий поэт с мировым именем Расул Гамзатов:
«И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть».
Литература:
1.Абдулаев А.А.О языковой ситуации в Дагестане и её перспективе.// Народы
Дагестана№5,2002г.
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» - М: Новая школа,1992г.
3.Материал из Википедии – свободной энциклопедии.