Программа элективного курса «Одна страна – одна история»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Саратовский областной институт развития образования»
ГАУ ДПО «СОИРО»


Областной конкурс
программ для предпрофильной подготовки
и профильного обучения.

Номинация - авторские программы
элективных курсов
для реализации в рамках
предпрофильной подготовки и
профильного обучения




Программа элективного курса
«Одна страна – одна история»

Класс : 9




Разработчик:
Муминова Наталья Владимировна
учитель истории и обществознания
МОУ « СОШ п. Сергиевский
Саратовского района
Саратовской области»
saratovmnv@mail.ru


Пояснительная записка.
Программа элективного курса «ХХI век: вызовы и задачи» предназначена для преподавания в 9 классе Элективный курс содержит анализ взаимоотношений Русской православной церкви и власти в соответствии с этапами развития Российской государственности на протяжении истории нашей страны в XX веке. Данный курс разработан на основе выводов и достижений новейшей историографии с использованием широкого спектра источников различного происхождения.
Концепция программы: развитие исторического мышления, умения понимать процессы прошлого в связи с тенденциями современного развития России.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Государственно-церковные отношения – это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), одна из составных частей внутренней и внешней политики государства.
В настоящее время изучение истории государственно-церковных отношений в России очень актуально. Политические события конца ХХ в. повлекли за собой коренные изменения в государственном и политическом строе, существенным образом затронули жизнь и деятельность религиозных организация, характер взаимоотношений государства и Церкви. Неизмеримо выросло число религиозных объединений в России. Возрастание их удельного веса привело к тому, что Церковь стала существенной частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом. От состояния государственно-церковных отношений во многом зависит сегодня стабильность, мир и согласие в обществе.
Большое влияние на характер государственно-церковных отношений в целом оказали взаимоотношения власти и Российской православной церкви. Исторически сложилось так, что именно Российская православная церковь на протяжении веков являлась духовной опорой государства. Отношения власти и Российской православной церкви были основой государственной церковной политики и накладывали отпечаток на формирование и характер отношений власти с другими конфессиями. В настоящее время Российская православная церковь является самой многочисленной и религиозной организацией в стране, ее деятельность и позиция оказывают существенное влияние не только на вероисповедную политику современного российского государства, но и сказываются на многих внутри и внешнеполитических акциях власти. Именно поэтому объектом изучения данного курса будут являться взаимоотношения Российского государства и Русской православной церкви, их характер. В основе государственно-церковных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и Церкви в жизни общества (Конституция, правовые документы, подзаконные акты, специальное законодательство о свободе совести, специальные соглашения государства и конфессиональных центров), которые призваны регулировать функции, сферы деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. Именно документы такого характера являются источниками при изучении государственно-церковных отношений в России. Для того чтобы в полном объеме представить характер взаимоотношений власти и Церкви в тот иной период истории страны, безусловно, необходимо привлечение и других источников: архивных материалов, публикаций в средствах массовой информации, писем и воспоминаний участников и свидетелей этого процесса.
Новизна курса. Изучение государственно-церковных отношений в ХХ веке имеет свою собственную историю. В советскую эпоху эта проблема вообще не являлась предметом изучения за неимением таковой в социалистической действительности. История же самой Церкви подавалась как история однозначно реакционного и отмирающего института. В учебниках истории данная тема освещается очень кратко и не раскрывает всю историю взаимоотношений Церкви и государства.
Цель курса - формирование у обучающихся знаний по истории взаимоотношений Российского государства и Русской православной церкви в период ХХ века.

Задачи курса.
На основе современных данных исторической науки дать анализ характера и содержания государственно-церковных отношений в политической истории России, их эволюции на протяжении XX века.
Определить причины изменения церковной политики государства в определенных исторических условиях, объективно показать позицию и роль Православной церкви – ее руководства, рядовых священнослужителей, - в процессе развития отношений с государственной властью.
Способствовать в целом сохранению исторической памяти, воспитанию толерантности.

Программа рассчитана на 11 часов.
Ожидаемые результаты.
-Знать основные этапы развития Российской государственности, знать основные этапы истории Русской православной церкви.
-Знать основные категории и понятия курса.
-Иметь представление об узловых проблемах в истории государственно-церковных отношений.
- Знать основные источники, документы из истории взаимоотношений Русского (Российского, советского) государства и российской православной церкви.
Форма контроля: итоговая конференция (защита проектов, рефератов, индивидуальных и творческих заданий).

Программа может быть эффективно использована в 9 классе с любой степенью подготовленности.
Основные формы организации учебных занятий:
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы, семинары, практические работы

Методические рекомендации.
Курс состоит из программы, с перечнем рекомендуемой литературы. Приведенный перечень учитывает основные работы по истории Русской православной церкви, по истории государственно-церковных отношений. Программа дает учащимся возможность ознакомиться с содержанием курса в целом, основными вопросами и структурой каждой темы. Это позволит учащимся точнее определить место и степень важности каждой темы в общем курсе истории взаимоотношений Российского государства и Русской православной церкви.

Содержание курса.
Тема 1. Введение. 1 час
Цель занятия: ознакомление обучающихся с содержанием и структурой курса
Элективный курс краткосрочный, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить.
На первом занятии необходимо обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных работ или коллективных выступлений на итоговом занятии.

Тема 2. Взаимоотношения Церкви и государства в 1917 – 1925 гг. 1 час
Цель занятия: ознакомление обучающихся с советской моделью государственно-церковных отношений.
Содержание занятия:
Советская модель государственно-церковных отношений. Первые документы, затрагивающие правовое положение РПЦ. Поместный Собор РПЦ в 1918 г. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Положения Программы РКП(б), Конституции РСФСР (1918 г.) по религиозному вопросу. Просмотр видеофильма «ВЧК против патриарха Тихона»
Контрольные вопросы:
Какой документ декларировал положение Церкви в советской России?
Назовите основные направления деятельности Поместного Собора РПЦ в 1918 г.
Каким стало правовое положение духовенства согласно Основному закону советской республики?
Какую позицию по отношению к ситуации гражданской войны занял патриарх Тихон?
В чем заключался смысл кампании по вскрытию мощей святых РПЦ?
Как можно охарактеризовать положение РПЦ в России к концу гражданской войны?

Тема 3. Взаимоотношения Церкви и государства в 1926-1936 гг.1 час.
Цель занятия: ознакомление обучающихся с изменениями церковной политики советского правительства в 1926-1936-х гг.
Содержание занятия.
Реализация Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». «Блаженнейший» митрополит Сергий местоблюститель патриаршего престола. Отказ Русской зарубежной церкви признать его права. Деятельность Союза воинствующих безбожников. Репрессии духовенства и верующих. Организация показательных судебных процессов.
Священномученик Косма Рыбушкинский – просмотр видеофильма «Хлеб земли»
Контрольные вопросы:
В какой должности в церковном руководстве находился митрополит Сергий с декабря 1927 г.?
В чем заключались основные положения Декларации митрополита Сергия 1927 г.?
С чем связаны изменения церковной политики советского правительства в конце 192-х гг.?
В каком правовом положении находилась Церковь согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. ?
Как изменилось правовое положение духовенства по Конституции 1936 г.?
Охарактеризуйте состояние и положение Русской православной церкви к концу 1930-х гг.
Оцените уровень религиозности населения в СССР к концу 1930-х гг.

Тема 4. Взаимоотношения Церкви и государства в 1936-1943 гг. 1 час.
Цель занятия: формирование понятия о взаимоотношениях Церкви и государства накануне и в первые годы великой Отечественной войны.
Содержание занятия.
Конституция 1936 г.: декларации и реальность. Положение РПЦ в конце 30-х гг. Фактическая ликвидация Церкви как общественно-политического института. Послание главы РПЦ митрополита Сергия «Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви» от 22 июня 1941 г. – официальное заявление о патриотической позиции РПЦ в начавшейся войне. Основные направления патриотической работы православного духовенства. Активизация церковно-религиозной жизни в стране. Позиция власти.
Церковная политика гитлеровской Германии. Положение РПЦ на оккупированных территориях.
Контрольные вопросы:
Назовите основные направления патриотической деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
Когда были восстановлены органы высшего церковного управления?
Как назывался орган, осуществлявший связь между правительством и патриархом Московским?
Как вы понимаете выражение «директивное возрождение» Русской православной церкви?

Тема 5. Взаимоотношения Церкви и государства в 1943-1944 гг.1 час.
Цель занятия: выявить и осмыслить причины кардинального изменения церковной политики в 1943-1944 гг.
Содержание занятия.
Встреча в Кремле И. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем 4 сентября 1943 г. – начало нового этапа в истории взаимоотношений советского государства и РПЦ. Архиерейский Собор РПЦ (1943 г.). Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Организация и деятельность Совета по делам РПЦ при СНК СССР. Председатель Совета Г. Г. Карпов. Создание и деятельность института уполномоченных Совета на местах по реализации новой политики правительства. Причины кардинального изменения церковной политики
Тема 6. Взаимоотношения Церкви и государства в 1945 – 1970 гг. 2 часа.
Цель занятия: проанализировать причины организации антирелигиозной кампании в СССР в конце 1940-х гг.

Содержание занятия.
Ужесточение политического и идеологического курса сталинского руководства в конце 40-х гг. и Церковь. ЦК ВКП (б) и Совет по делам РПЦ. Попытка пересмотра церковной политики в 1948-1949 гг. Деятельность Отдела пропаганды и агитации ЦК партии по контролю над религиозной ситуацией в стране. Совет по делам РПЦ при СМ СССР и его уполномоченные. Прекращение количественного роста организаций РПЦ. Изъятие православных храмов на местах. Репрессии среди духовенства и учащихся духовных учебных заведений. Стабилизация государственно-церковных отношений в начале 1950-х гг. Просмотр видеофильма «Поместный Собор Русской Православной церкви 1945 г.»
Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». Отношение руководства Московской патриархии, Совета по делам РПЦ, населения страны и международной общественности. Постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Его принципиальные положения. Завершение процесса подчинения государственной политики в отношении Церкви идеологическим структурам КПСС. РПЦ в 1955-1958 гг. «Оттепель» в сфере государственно-церковных отношений.
Условия и особенности нового наступления на религию и Церковь в конце 1950-х гг. Законодательная база политики административного давления на религиозные организации РПЦ. Руководство Московской патриархии в новых условиях. Позиция Совета по делам РПЦ. Реакция власти. Архиерейский Собор 1961 г. и его решения. Волюнтаристское решение религиозного вопроса в СССР – составная часть политики строительства коммунистического общества в СССР. Отношение населения, верующих, советской и международной общественности. Положение РПЦ к осени 1964 г.
Контрольные вопросы:
В чем заключались причины организации антирелигиозной кампании в СССР в конце 1940-х гг.?
Какие события послужили поводом для широкой пропагандистской антирелигиозной кампании в на страницах газет в 1949 г.?
В чем причины остановки антицерковной кампании Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) 1948-1949 гг.?
Назовите основные проблемы церковно-религиозной жизни в стране периода конца 1940-х – начала 1950-х гг.
В чем заключалось основное содержание. Постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954 г.?
Каковы причины принятия постановления ЦК «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 г.?
Что принципиально новое по отношению к религии и церкви содержало постановление от 10 ноября 1954 г.?
Каковы основные направления и особенности жизнедеятельности РПЦ в период 1955-1957 гг.?
Назовите основные документы, которые стали юридическим оформлением новой церковной политики власти.
Почему в начале 1960-х гг. стало возможным реализовать наступление на Церковь?
Как руководство Московской патриархии реагировало на новый курс правительства?

Тема 7. Взаимоотношения Церкви и государства в 1971-1987 гг. 1 час.
Цель занятия: обеспечить усвоение учащимися основных направлений церковно-религиозной жизни в СССР в 1970-первой половине 1980-х гг.
Содержание занятия.
Поместный Собор 1971 г. Избрание митрополита Пимена патриархом Московским и всея Руси. Внутрицерковная оппозиция.
Деятельность Совета по делам религий. Положение Русской православной церкви в первой половине 80-х гг. Церковь и общество. Церковь и российская интеллигенция. Правозащитное движение в СССР о положении религии и верующих. Уровень религиозности в СССР.
Церковная политика нового руководства страны. «Религиозный вопрос» в Политбюро ЦК КПСС. Смена руководства Советом по делам религий при СМ СССР.
Контрольные вопросы:
Какие изменения произошли в правовой базе государственно-церковных отношений данного периода?
Что такое религиозное диссидентство?
Назовите основные направления церковно-религиозной жизни в СССР в 1970-первой половине 1980-х гг.
Какие основные решения были приняты на Поместном соборе 1971 г.?
Почему, на ваш взгляд, религия сохранила свое влияние на советских граждан поколения 1970-1980-х гг.?

Тема 8. Взаимоотношения Церкви и государства в 1988 – 1990 гг.
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о характере государственно-церковных отношений в начале «перестройки».
Содержание занятия.
Подготовка к 1000-летию принятия христианства: отношение власти, населения, Церкви, международной общественности. Поместный Собор 1988 г.: споры и разногласия. Поместный Собор 1990 г. Новый порядок выборов патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Алексий 11.
Церковь и политика. «Религиозный вопрос» в законотворческой деятельности Верховных Советов СССР и РСФСР. Упразднение Совета по делам религий (1990 г.). Новые законы о свободе совести СССР, РСФСР. События августа 1991 г. и Церковь.
Контрольные вопросы:
Как изменился характер государственно-церковных отношений с началом «перестройки»?
Как отнеслась власть к такому событию как тысячелетие принятие православия Русью?
Какие изменения в законодательной базе, касающейся церковно-религиозной сферы, произошли в 1990-91 гг.?
Как изменились принципы избрания патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе 1990 г.?
Как политическая ситуация в стране рубежа 1980-90-х гг. отразилась на положении Русской православной церкви?
Тема 9. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России. 1 час
Цель занятия: формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную оценку.
Содержание занятия.
Закон РФ «О свободе вероисповеданий». События октября 1993 г. и Русская православная церковь. Конституция Российской Федерации (1993 г.) – Основной Закон светского государства. Подготовка, итоги обсуждения и принятие Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях (сентябрь 1997 г.). Основные положения. Русская православная церковь в новых исторических условиях: патриархия, духовенство, верующие.
Контрольные вопросы:
Какую позицию занимало руководство Русской православной церкви по отношению к политическим событиям 1991 г. и 1993 г.?
Какие изменения произошли в 1990-е гг. в законодательной сфере, регулирующей государственно-церковные отношения?
Какие направления жизнедеятельности РПЦ характерны для последнего десятилетия ХХ века?
Как можно оценить характер взаимоотношений власти и Русской православной церкви в конце ХХ века?

Тема 10. Подведение итогов.1 час.
Цель занятия: подведение итогов изучения элективного курса.
На итоговом занятии заслушиваются творческие работы учащихся, презентации. Каждый ученик получает заполненную «Карту успеха ученика» для личного портфолио.

Учебно-тематический план.

Тема занятия
Кол-во часов
Форма деятельности
Образовательный продукт
Форма контроля

1
Введение.
1
Лекция учителя
Анкета
Выбор темы творческой работы, формирование групп.

2
Взаимоотношения Церкви и государства в 1917 – 1925 г
1
Работа с историческими документами.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

3
Взаимоотношения Церкви и государства в 1926-1936 гг
1
Работа с историческими документами. Лекция. Просмотр видеофильма.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

4
Взаимоотношения Церкви и государства в 1936-1943 гг
1
Работа с историческими документами. Лекция. Просмотр видеофильма.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

5
Взаимоотношения Церкви и государства в 1943-1944 гг
1
Работа с историческими документами. Лекция. Просмотр видеофильма.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

6-7
Взаимоотношения Церкви и государства в 1945 – 1970 гг
2
Работа с историческими документами.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

8
Взаимоотношения Церкви и государства в 1971-1987 гг
1
Работа с историческими документами.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

9
Взаимоотношения Церкви и государства в 1988 – 1990 гг.
1
Работа с историческими документами.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

10
Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России.
1
Работа с нормативными документами.
Опорный конспект
Контрольные вопросы

11
Подведение итогов.
1
Круглый стол.
Творческая работа.
Презентация творческих работ.


Система оценки образовательных достижений.
Тема курса
Деятельность ученика
Критерии оценки

Введение.
Знакомится с содержанием курса. Выбирает тему итоговой работы, форму работы.
Выбор темы.

Взаимоотношения Церкви и государства в 1917 – 1925 г
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта. Просмотр видеофильма.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Взаимоотношения Церкви и государства в 1926-1936 гг
Работа с историческими документами. оставление опорного конспекта. Просмотр видеофильма.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Взаимоотношения Церкви и государства в 1936-1943 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Взаимоотношения Церкви и государства в 1943-1944 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Взаимоотношения Церкви и государства в 1945 – 1970 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта. Просмотр видеофильма.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Взаимоотношения Церкви и государства в 1971-1987 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Взаимоотношения Церкви и государства в 1988 – 1990 гг.
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России.
Работа с нормативными документами. Составление опорного конспекта.
Подробный, понятный конспект, выделены основные понятия. Ответы на контрольные вопросы.

Подведение итогов.
Круглый стол. Презентация работы.
Соответствие работы заявленной теме. Научность, доступность и качество работы


Для оценивания достижений учащихся при проведении элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки используется 4х балльная система. Критериями оценки являются:
1 балл – посещено более 50% учебных занятий, ведутся записи по элективному курсу, выполнен тест на каждом занятии.
2 балла – репродуктивный уровень. Посещено более 80% учебных занятий, ученик воспроизводит часть учебного материала, выполняет тест на каждом занятии.
3 балла – самостоятельный уровень. Посещено более 80% учебных занятий, ученик четко и логично, без посторонней помощи излагает теоретический материал, свободно ориентируется в понятиях и терминологии, способен к обобщению и выводам, самостоятельно выполняет задания учителя, выполняет тест на каждом занятии.
4 балла – творческий уровень. Посещено 80% - 100% учебных занятий, ученик творчески применяет полученные знания на практике, выполняет тест на каждом занятии, разбирается в тонкостях предмета, способен принимать нестандартные решения, владеет навыками научно-исследовательской деятельности, участвует в конференциях, профильных олимпиадах.




КАРТА УСПЕХА УЧЕНИКА
(заполняется учителем на каждого ученика и вносится в портфолио).

Тема курса
Деятельность ученика
Результат деятельности

Введение.
Знакомится с содержанием курса. Выбирает тему итоговой работы, форму работы.


Взаимоотношения Церкви и государства в 1917 – 1925 г
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.


Взаимоотношения Церкви и государства в 1926-1936 гг
Работа с историческими документами. Просмотр видеофильма. Составление опорного конспекта.


Взаимоотношения Церкви и государства в 1936-1943 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.


Взаимоотношения Церкви и государства в 1943-1944 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.


Взаимоотношения Церкви и государства в 1945 – 1970 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.


Взаимоотношения Церкви и государства в 1971-1987 гг
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.


Взаимоотношения Церкви и государства в 1988 – 1990 гг.
Работа с историческими документами. Составление опорного конспекта.


Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России.
Работа с нормативными документами. Составление опорного конспекта.


Подведение итогов.
Круглый стол. Презентация работы.


Информационное обеспечение
Священномученик Косма Рыбушанский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ВЧК против патриарха Тихона http://russia.tv/brand/show/brand_id/5270
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года http://mp3real.ru/video/KIXMzeEFP9A
Список рекомендуемой литературы
История России, 1945-2008 гг. : книга для учителя/ А.В.Филиппов, А. И.Уткин, С.В.Алексеев и др.: под ред. А.В.Филиппова. – 2-е изд., дораб. И доп. – М.:Просвещение, 2008. – 528 с.
Православная энциклопедия. Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Церковно-научный центр «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2012 г.
Протоирей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синоидальный и новейший периоды. – 5-е изд. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 816 с.
Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Эпоха социализма. Вып.I. 1917-1920 гг. Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1978 г.
Труды Саратовской православной духовной семинарии: Сборник. Выпуск VI. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. – 320 с.
Хаврак А.П.«Филисофия». Москва, 2006 г.
Чумаченко Т.А. Государственно-церковные отношения в политической истории России. IХ-ХХ вв.: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2008. – 241 с.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с., ил.



Дополнительная литература для учащихся.
Виноградова Н.Ф. «Основы православной культуры». Учебник-тетрадь для 4кл. общеобразовательной школы. М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века). – 48с.: ил.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с., ил.
Энциклопедия для детей «Духовный мир человека». Аванта. Москва. 2006 г.



Учебно-методические материалы
Основные понятия курса.
Анафема – В русском языке имеет несколько значений:
Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое[2].
Торжественное публичное отречение от своих прежних религиозных заблуждений в Чинопоследовании соединяемых из иноверных к Православной Церкви[3].
Проклятие (устаревшее)[4].
В русском просторечии употреблялось как бранное слово[5]; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.
Архиерей- (греч. archiereus - старший священник), архипастырь, иерарх (греч. hieros - священный и arche - власть) - общее название для священнослужителей высшей (третьей ступени) христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, митрополитов, эк
Архиепископ- первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "архиепископ" является почетным, предшествует титулу "митрополит".
Епископ - в Христианской Церкви священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере
·й.
Митрополит – высший духовный сан в православной и некоторых других церквах. В церквах, где установлено патриаршество второй после патриарха сан в церковной иерархии.
Пастырь - священнослужитель, духовный наставник верующих
Патриарх – высшее духовное лицо, глава православной церкви
Патриархия - церковная административно территориальная единица, управляемая патриархом.
Паства – группа верующих, руководимых священником, прихожане
Поместный собор – в Русской православной церкви один из высших органов церковной власти и управления (наряду с Архиерейским собором и Священным синодом). Поместному собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда
Патриарший местоблюститель - в православии епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви. В тех церквах, где предстоятель носит титул архиепископа, должность соответственно именуется Местоблюститель Архиепископского Престола, если поместную церковь возглавляет митрополит Местоблюститель Митропрополичьего Престола.
.
Приход – церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан.
Священномученик - мученик из числа рукоположенных в сан епископа, священника или диакона, пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа.
Синод – 1) высший орган по делам Русской православной церкви, учрежденный Петром I вместо упраздненного им патриаршества; в настоящее время - совещательный орган при Патриархе Московском и всея Руси; 2) в протестантских церквах: собрание духовных и светских лиц для разрешения церковных дел.

Приложения
Темы рефератов
Церковная политика советской власти в годы гражданской войны (1918-1921гг.)
Власть и Православная церковь в первой половине 1920-х гг.: Церковь и голод.
Государственно-церковные отношения в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1943-1948 гг.).
Государственно-церковные отношения в конце 40-х – начале 50-х годов.
Новая политическая война с религией и Церковью (конец 50-х – 1964гг.).
Государственно-церковные отношения в 1965-1985 гг.
Перестройка в стране – перестройка государственно-церковных отношений (1985-1991 гг.).
Российское государство и Русская православная церковь: становление новых взаимоотношений (1990-1999 гг.)