Программа Преемственность 1 раздел /дошкольная и начальная ступени образования/






Программа « Преемственность»
1 раздел
/дошкольная и начальная ступени образования/















Пояснительная записка
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается во ФГОС -2 начального общего образования, где одной из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Эту проблему будет решать программа преемственности дошкольной и начальной ступеней образования. Программа преемственности основывается на следующих теоретико-методологических положениях:
1) фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;
3) действующем законодательстве и нормативных правовых актах, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково- символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.

Цель программы:

Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи программы:
1) Создание на территории ГБОУ СОШ с.Алексеевка единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями и ФГОС НОО.
2) Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса ГБОУ.

3) Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

4) Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной.

5) Разработать единую стратегию в работе с родителями.


Принципы построения программы

Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированный подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития, кризисных периодов и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.


Содержательные компоненты преемственности

Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, созданиеэ условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.


Основные направления организации работы по преемственности
1) методическая работа с педагогами
2) работа с детьми
работа с родителями.

Методическая работа с педагогами включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
Ознакомление педагогов с ФГТ и воспитателей с требованиями ФГОС НОО к выпускнику детского сада, обсуждение критериев “портрета выпускника».
Совместные заседания предметных кафедр воспитателей и педагогов начальной школы, узких специалистов по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Разработка и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Создание единого образовательного пространства
Создание и реализация единой программы социально-педагогического сопровождения, направленной на активизацию и развитие мыслительной деятельности.

Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы
Предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками.
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей: проведение диагностики с детьми дошкольной группы, направленной на изучение интегративных качеств личности
Проведение совместных занятий и мероприятий с детьми дошкольных групп и младшими школьниками
Реализация совместных проектов


Система взаимодействия воспитателей, педагогов и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Предоставление родителям информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование учителями по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения
Посещение уроков и адаптационной непосредственно-образовательной деятельности родителями.
Консультации воспитателя, учителя начальных классов.
Организация экскурсий по школе.
Реализация совместных проектов.
Информирование родителей о результатах диагностических исследований.
Организация родительских лекториев.

Модель выпускника дошкольных групп

Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника. Модель выпускника дошкольных групп – предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник детского сада.


Содержание интегративных качеств личности детей

п/п
Критерии оценки результативности освоения программы детьми
Показатели
развития

1)
Физическое развитие, сформированность культурно-гигиенических навыков

У ребёнка развиты основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.


2)
Стремление к познанию, активность, любознательность

Ребёнок интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Он способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.


3)
Эмоциональная отзывчивость

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.


4)
Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.


5)
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, на основе соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (магазине, поликлинике, библиотеке, театре и др.).


6)
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Выпускник должен быть любознательным, уметь сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать

7)
Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о культурных ценностях и традициях.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о народных традициях.


8)
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

Ребёнок  умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У него сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.




Планируемые результаты программы
Целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
1) Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
личностного развития ребенка;
укрепления психического и физического здоровья;
целостного восприятия картины окружающего мира;
формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
преодоления разноуровневой подготовки.
2) Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
3) Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и начальной школе.
4) Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
5) Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием























План работы
Работа с родителями


№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные


1
Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “Детский сад – семья – школа”
Сформулировать задачи дошкольной группы и семьи в подготовке детей к школе.
Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников дошкольной группы к обучению в школе.
март - сентябрь
администрация, учителя начальных классов и воспитатели

2.
Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”
Помощь родителям в решении педагогических проблем.
март - май
учителя начальных классов и воспитатели

3.
Создание консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников на базе школы
Предоставление родителям информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование учителями по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения

апрель-май
администрация,
учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп,
психолог

Заседания предметных кафедр


№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные



1.



Совместные заседания предметных кафедр учителей начальных классов и воспитателей детских садов
«Общее понимание и требования к готовности ребенка к школе»
Ознакомление педагогов с ФГТ
Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной школы. Ознакомление с ФГОС-2

Разработать план совместной работы начальной школы и детского сада,
выработать общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.
Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.

сентябрь - апрель

учителя начальных классов и воспитатели






2.
Мастер – класс для учителей: «Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
Защита творческих тем воспитателями дошкольных групп
апрель - май
воспитатели

3.
Круглый стол «Преемственность в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Составить примерный план совместной работы начальной школы и дошкольных групп на будущий учебный год.
Подвести итоги совместной работы начальной школы и дошкольных групп по решению проблемы преемственности.
апрель-май
учителя начальных классов и воспитатели, психологи, логопед






4.
Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах
Познакомить воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками.
сентябрь,май
зав. детских садов, учителя начальных классов и воспитатели








Диагностическая работа


№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные


1.
Проведение диагностики, определяющей готовность воспитанников детских садов к обучению в школе.
Проанализировать уровни сформированности интегративных качеств воспитанников и их готовность к обучению в школе.
Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.
Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.
апрель
психологи, воспитатели




2.
Диагностическое обследование по определению школьной зрелости у первоклассников при поступлении в школу
Определение уровня развития познавательных процессов и школьной мотивации
октябрь
психолог

3.
Диагностическое обследование, определяющее успешность обучения первоклассников в конце учебного года
Определение уровня развития познавательных процессов и личностных характеристик
апрель
психолог

Совместные проекты


№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные


1.
Праздник “1 сентября – День Знаний”.
Создание для будущего выпускника дошкольных групп условия для повышения учебной мотивации.
Создание для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
сентябрь
зав. детских садов, учителя начальных классов и воспитатели

2.
Работа школы будущего первоклассника (проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольной группы)
Создание условий для личностного развития ребенка.
Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться
октябрь - апрель
учитель начальных классов (Антоновский филиал)

3.
Акция «Начальная школа - детскому саду»
Создание условий для совместного эмоционально фона при проведении праздников, выставок
декабрь
учителя начальных классов и воспитатели

4.
Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «Ловкие, сильные, быстрые», посвящённого Дню защитника Отечества
Привлечение учащихся начальных классов к проведению праздника
февраль
учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

5.
Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”
Выявление творческого потенциала детей предшкольного и школьного возраста.

апрель
учителя начальных классов и воспитатели

6.
Выставка «Мир глазами детей». Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе
Привлечение учащихся начальных классов для участия в выставке
в течение года
преподаватель изобразительного искусства, учителя начальных классов и воспитатели

7.
Экскурсия «Введение в школьную жизнь» Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, школьным музеем, игровыми комнатами, кабинетом музыки
Путешествие по школьным станциям Создание для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

апрель
администрация, учителя начальных классов и воспитатели

8.
Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”
Создание для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.
май
воспитатели дошкольных групп, учителя начальных классов










13PAGE 15


13PAGE 141515







var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www.");
document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));
var pageTracker = _gat._getTracker("UA-4576382-2");
pageTracker._initData();
pageTracker._trackPageview();
src="https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js" type="text/javascript" defer="defer" Заголовок 315