Урок этики «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?»


МБОУ «Средняя школа №5»


УРОК ЭТИКИ
в 5 классе

Тема урока:
«Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим
или самому человеку?»



Сарычева Е.Ю.,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории

г. Кольчугино
2013-2014 учебный год
Программа по этике для 5-8 классов: Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова.
«Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса» Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова, под редакцией А.В.Гаврилина.
Методическое пособие для учителя «Этика» (5-8 классы), Дебердеева Т.Х., Морозова Е.А., Владимир, ВИПКРО, 2008.
Раздел: «Культура общения» (5 класс).

Урок №3 по теме «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?

Тема урока: Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?
Цель: формирование у учащихся представления о правилах хорошего тона.
Задачи:
- знакомство с моральными требованиями, относящимися к культуре взаимоотношений;
- развитие у учащихся умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики;
- воспитание у школьников хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками.
Оборудование: ИКТ (мультимедийная презентация), карточки с заданиями для ролевой игры, карточки с жизненными ситуациями.
Ход урока:
Эпиграф к уроку: «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть».
Слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.
- Что обозначает дата 21 ноября? (ответы детей) 21 ноября – Всемирный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккомак, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира. В этот день каждый человек желает добра и счастья близким и незнакомым людям и, конечно же, дарит им свою лучезарную улыбку. Давайте тоже поприветствуем друг друга! (приветствие)
- А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:
«Будь весел! Радуйся! Я тебя вижу!»
«Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?»
«Хорошо ли вы потеете?»
«Мир с тобой!»
- Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно. Ведь, например, выражение: «Здоров ли твой скот?” - это и приветствие, и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов-кочевников составляло его стадо. Здоровые животные, значит, хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается, что пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.
- Знаете ли вы, что
рабы Древнего Рима при встрече обнажали свои обритые головы?
рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы?
великосветские дамы приседали в глубоком реверансе?
военные всегда отдают друг другу честь?
- А что же всё это объединяет? (ответы детей) Все эти приветствия объединяет одно – «пожелание добра и благополучия».
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь? (В.Солоухин)
2. Ролевая игра (работа в парах)
- Какие приветствия знаете вы?
1 группа
2 группа
3 группа

составление и инсценирование диалога-приветствия при встрече с учителем
составление и инсценирование диалога-приветствия при встрече с родителями
составление и инсценирование диалога-приветствия при встрече с друзьями


3. Анализ жизненных ситуаций.
- Давайте рассмотрим жизненные ситуации и проанализируем поведение школьника Вани Сидорова.
1 ситуация
Ваня Сидоров возмущенно рассказывает:
– Да ну, с этими «здоровканьями»– одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтобы кого знакомого не пропустить! Как увижу, «здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего же ты, Петя, некультурный! Просто ужас!»

2 ситуация
Ваня говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка на площадке такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться что ли?» Прав ли мальчик?
3 ситуация
Ребята, представьте, что Ваня Сидоров идет по улице со своим лучшим другом. Друг поздоровался с незнакомым Ване человеком, приостановился, завел разговор. Надо ли поздороваться и Ване Сидорову с незнакомцем?
4 ситуация
В школьном дворе разговаривают учителя. Среди них Ваня Сидоров увидел своего любимого классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Светлана Алексеевна». Прав ли мальчик?
5 ситуация
Ира обижена: «Вчера ты, Ваня, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо!» Ваня Сидоров удивлён: «А почему я должен здороваться? Ты же первая меня увидела, вот бы и здоровалась!» Кто же прав?
6 ситуация
Бежит Ваня Сидоров по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему школьный фельдшер. Он на бегу бодро прокричал не то «драсьте», не то «брысьте» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».
Попробуйте сформулировать правила хорошего тона (поведения) на улице.

4. Работа с текстом (по группам).
- Внимательно прослушайте текст. Ответьте на следующие вопросы:
Согласны ли вы с поведением Лены?
Можно ли считать, что она поступает в соответствии с правилами хорошего тона?
Какие ошибки в поведении были ей допущены?
Подберите определение к поведению девочки. Как можно назвать такого человека?

После соревнований Лена сказала Тане: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. А потом музыку послушаем».
- Ладно, - ответила Таня. – Приду.
Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.
- Это мама из Сочи привезла. На память.
- Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.
Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, картину на стене, икебану на журнальном столике.
- Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение.
Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в коробочку с пудрой, и душистое облако разлетелось по ковру.
Лена в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Лен. А это что? Селёдка что ли? И селёдку давай. Знаешь, как я солёное люблю!
Наевшись и напившись вдоволь, Таня взяла куртку и шапку.
- Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как-нибудь, - и она побежала по лестнице.

Нарисуйте карикатуру на невоспитанного грубого человека.

5. Работа в группах.
– Как вы поступите в следующих ситуациях. (Ребятам раздаются карточки).
1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?
2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?
3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.
4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.
5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?
6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?
7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, что нужно сказать?
8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?
9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

Попробуйте сформулировать правила хорошего тона (поведения) в гостях.

6. Словарная работа (работа с толковым словарем).
- Продолжите ряд слов и дайте им объяснение.
Вежливость – тактичность – скромность
Корректность – учтивость – любезность – деликатность
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Объясните высказывание, которое является эпиграфом урока.
Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть.
Как вы считаете: хороший тон нужен окружающим или самому человеку?
Дебаты по убеждению
Я считаю, что
хороший тон нужен самому человеку
хороший тон нужен окружающим людям

потому что
потому что

Я могу привести пример
Я могу привести пример

Следовательно, я доказываю, что
Следовательно, я доказываю, что

Восточная мудрость гласит: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение».
- Согласны вы с этим утверждением?
9. Подготовка к домашнему заданию. Домашнее задание.
- Посмотрите внимательно на слайд, на котором изображены сказочные герои: Буратино, Карлсон, Незнайка, Буратино, Малыш, Винни-Пух, Мэри Поппинс, Пеппи – Длинный Чулок и др.
- Кто из сказочных героев ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона? А кто нарушает эти правила?
1 задание
- Продолжите список сказочных героев, нарисуйте их, распределив на 2 группы.
2 задание
- Составьте свод правил хорошего тона.
Рисунок 215