«ЖИЗНЬ И БЫТ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ», конспект урока истории 9 класс


ДАТА:
КЛАСС: 9
ТЕМА:
«ЖИЗНЬ И БЫТ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений у учащихся о жизни и быте людей в годы революций и Гражданской войны.
ЗАДАЧИ:
Показать характерное для этого времени в жизни людей - коммунальные квартиры, появление беспризорников, разрушение памятников, отделение церкви от государства; подчеркнуть ухудшение быта людей из-за разрушенного хозяйства, люди жили в страхе за свою жизнь;
Коррекция и развитие связной устной речи посредством описания жизни и быта людей в годы революций и Гражданской войны;
Формировать активную гражданскую позицию.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Характерные черты жизни людей – беспризорники, безработица, коммунальные квартиры, ликбезы.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Коммунальные квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, комсомольцы, пионеры.
ОБОРУДОВАНИЕ:
План урока, фотодокументы
ТИП УРОКА:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Назовите сегодняшнюю дату.
Учащиеся:
Сегодня …………………………………………………………..
Учитель:
Сейчас проведём диктант дат.
1967 г.1245 г.1764 г.
1512 г.1800 г.2010 г.
Учащиеся:
ЗАПИСЫВАЮТ ПОД ДИКТОВКУ. ПРОВЕРЯЮТ ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ С ЗАПИСЯМИ НА ДОСКЕ.
Учитель:
Сейчас вам нужно определить половину века и век.
Учащиеся:
РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Учитель:
Давайте проверим.
Учащиеся: (ЗАЧИТЫВАЮТ ПО ОДНОМУ)
1967 г. – это II половина XX века
1245 г. – это I половина XIII века
1764 г. – это II половина XVIII века
1512 г. – это I половина XVI века
1800 г. – это II половина XVIII века
2010 г. – это I половина XXI века
Учитель:
Вспомните, какую тему изучали на последнем уроке в I четверти?
Учащиеся:
На последнем уроке в I четверти мы изучали об экономической политике Советской власти.
Учитель:
Как называлась политика, которую проводило советское правительство в годы Гражданской войны?
Учащиеся:
Политику, которую проводило советское правительство, называлась экономической политикой советской власти.
Учитель:
В чем состояла экономическая политика Советской власти?
Учащиеся:
Экономическая политика Советской власти состояла в том, что:
была отменена частная собственность;
была введена обязательная трудовая повинность;
была запрещена торговля;
были отменены деньги.
Учитель:
Почему люди были недовольны одинаковой заработной платой?
Учащиеся:
Люди были недовольны одинаковой заработной платой, потому, что независимо от того как работал человек хорошо или плохо заработная плата платилась одинаково. Людям было не интересно работать хорошо и выпускать много продукции, потому, что их заработная плата не возрастала.
Учитель:
Скажите, для чего в деревнях вводилась продразверстка?
Учащиеся:
В деревнях вводилась продразвёрстка для того, чтобы крестьяне сдавали государству установленную норму хлеба.
Учитель:
И сейчас давайте постараемся сделать вывод по материалу прошлого урока.
Как вы думаете, удалось ли данной политикой улучшить жизнь людей?
Учащиеся:
Экономической политикой Советской власти улучшить жизнь людей не удалось потому, что эта политика привела к большему ухудшению жизни людей т.к. государство устанавливало такие большие нормы сдачи хлеба, что крестьяне были вынуждены отдавать всё. Практически весь урожай у крестьян отнимали, и в деревнях начался голод.
Так после своего прихода к власти большевики попытались создать коммунистическое общество. Но эта попытка оказалась неудачной. Крестьяне бежали в леса и снова поднимали восстания против советской власти. Некоторые крестьяне уходили в города и там пытались найти работу.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Революция, установление в России Советской власти и Гражданская война сильно изменили жизнь и быт людей. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и бытом людей в годы революций и Гражданской войны. Запишите тему урока.
Тема урока: «ЖИЗНЬ И БЫТ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»
Учащиеся: (записывают тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые сегодня нам встретятся сначала про себя. (ЗАТЕМ ПО ЦЕПОЧКЕ).
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА:
КОММУНАЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ – КВАРТИРЫ, В КОТОРЫХ ПРОЖИВАЛО НЕСКОЛЬКО СЕМЕЙ
БЕСПРИЗОРНИКИ – СИРОТА, НЕ ИМЕЮЩИЙ ДОМА И ЖИВУЩИЙ НА УЛИЦЕ
БЕЗРАБОТНЫЕ –
ЛИКБЕЗ – МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ И НАСЕЛЕНИЯ
Учитель:
После прихода к власти большевиков жизнь населения не улучшилась, ухудшилась. Крестьяне бежали в леса и снова поднимали восстания против советской власти.
Следуя нашему плану, сейчас мы с вами поговорим о жизни людей в городе.
Во время революций и Гражданской войны городским хозяйством заниматься было некогда. Транспорт работал с перебоями или вообще не действовал. На улицах было грязно и неубрано. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что богатые становились равными с бедными, т.е. у них отнимались заводы, фабрики, банки, также у состоятельных людей отнимались большие квартиры, в которые потом заселяли по несколько рабочих семей. Таким образом, у каждой семьи была одна комната, а места такие как – кухня, ванна, туалет были общими. Такие квартиры назывались КОММУНАЛЬНЫМИ.
В городах появилось много бродяг, которые нигде не работали, а попрошайничали и воровали. Бродяги часто болели, голодали от чего умирали. Во время революций и Гражданской войны появились дети, которые лишились родителей и о которых никто не заботился. Они стали беспризорниками, которые не имели дома и жили на улице.
Учитель:
Как вы думаете, каким образом они прокармливали себя.
Учащиеся:
Для того чтобы себя прокормить они воровали, просили милостыню.
Учитель:
В экономической политике Советской власти одним из направлений было «Отмена денег», и продукты распределялись по карточкам. По карточкам продукты выдавались на складах или в магазинах. Продуктов на всё население не хватало. Для того, чтобы получить продукты по карточкам людям приходилось стоять большие очереди. Иногда людям приходилось по нескольку дней стоять в очередях, но продуктов могло и не достаться. Поэтому в городах появились «чёрные» рынки.
Учитель:
Найдите в тексте учебника на стр. 99, ответ на вопрос:
Почему эти рынки получили название «чёрные»?
Учащиеся: (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Учитель:
Почему эти рынки получили название «чёрные»?
Учащиеся:
Рынки получили название «чёрные» потому, что эти рынки были запрещены правительством.
Учитель:
Людям продукты питания нужно было где-то доставать и поэтому они ходили на эти рынки и обменивали свои вещи на хлеб и другие продукты питания, которые крестьяне тайно привозили на «чёрные» рынки.
Горожане голодали. Особенно тяжело приходилось интеллигентами буржуазии – бывшим владельцам предприятий. По экономической политике у них все отнимали, а на работу не принимали. И поскольку они не работали, то и продовольственные карточки они не получали. Им приходилось выменивать на продукты питания ценности, вещи которые еще сохранились. Многие устав от такой тяжёлой жизни бросали свои и дома и нажитое имущество и уезжали за границу.
Учитель:
Скажите, что было характерно для города того времени? (ИЗ НАБОРА СЛОВ ПРИКРЕПЛЯЮТ К ДОСКЕ И ДАЮТ ОБЪЯСНЕНИЕ)
НАБОР СЛОВ:
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ НЕ РАБОТАЛ
СЫТЫЕ ЛЮДИ
КОММУНАЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ
ЛЮДИ ЗАРАБАТЫВАЛИ БОЛЬШУЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
БЕСПРИЗОРНИКИ
«ЧЁРНЫЕ» РЫНКИ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КАРТОЧКИ
НЕХВАТКА ПРОДУКТОВ
БОЛЬШИЕ ОЧЕРЕДИ
Учащиеся:
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ НЕ РАБОТАЛ
КОММУНАЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ
БЕСПРИЗОРНИКИ
«ЧЁРНЫЕ» РЫНКИ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КАРТОЧКИ
НЕХВАТКА ПРОДУКТОВ
БОЛЬШИЕ ОЧЕРЕДИ
Учитель:
Скажите, что такое коммунальные квартиры?
Учащиеся:
Коммунальные квартиры это – квартиры, в которых проживало несколько рабочих семей. Они жили в отдельной комнате, а туалет, ванна, кухня были общими.
Учитель:
Почему рынки в городах назывались «черными?
Учащиеся:
Рынки называются «чёрными» потому, что они были запрещены правительством.
Учитель:
Кто из людей больше всего голодал?
Учащиеся:
Больше всего голодали интеллигенты и буржуазия.
Учитель:
Почему интеллигенты и буржуазия больше всего голодали?
Учащиеся:
Интеллигенты и буржуазия больше всего голодали потому, что у них все отняли и на работу их никто не брал, и поэтому продовольственные карточки они не получали.
Учитель:
Главной частью населения большевики объявили рабочих, которым также жилось немногим лучше, чем всем остальным. Большинство фабрик и заводов закрывалось, люди оставались без работы. Из числа рабочих назначались руководители фабрик и заводов. Большевики считали, что рабочие более всего преданы советской власти. Но рабочие не имели, ни достаточных знаний, ни опыта руководящей работы. Многие рабочие и большинство крестьян были неграмотными, и советское правительство объявило борьбу с неграмотностью. Все кто не владел грамотой, должны были пройти обязательное обучение в классах ликвидации неграмотности – ЛИКБЕЗ. Обучаться должны были все граждане, независимо от возраста. За парты рядом с детьми сели взрослые мужчины и женщины. Обучение в школах стало бесплатным, и теперь каждый гражданин получил возможность получить бесплатное образование.
Учитель:
Скажите, почему в стране были безработные?
Учащиеся:
В стране появились безработные, потому что закрывались фабрики и заводы.
Учитель:
Что было предпринято правительством в отношении образования.
Учащиеся:
Советское правительством объявило борьбу с неграмотностью, и образование стало бесплатным.
Учитель:
Жизнь граждан страны в годы Гражданской войны и революций была такой тяжёлой, что они совершенно забыли о праздниках и развлечениях. Каждый гражданин страны думал только о том, где достать пропитание. Все жили в страхе, голоде, нищете.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте людей в годы революций и Гражданской войны.
Учитель:
По опорным словам, словосочетаниям, предложениям опишите жизнь людей в городе.
НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ ГРЯЗЬ
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ НЕ РАБОТАЛ
КОММУНАЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КАРТОЧКИ
НЕХВАТКА ПРОДУКТОВ
БОЛЬШИЕ ОЧЕРЕДИ
«ЧЁРНЫЕ» РЫНКИ
БЕСПРИЗОРНИКИ
Учащиеся:
На городских улицах грязь. Городской транспорт работал с перебоями или совсем не работал. Люди жили в коммунальных квартирах. Продукты выдавались по продуктовым карточкам. В стране была нехватка продуктов, из-за чего людям приходилось стоять большие очереди. В городах появились «чёрные» рынки. В стране появились беспризорники.
Учитель:
Кого называли беспризорниками?
Учащиеся:
Беспризорниками называли детей, которые потеряли родителей и жили на улицах. Для того чтобы как то себя прокормить беспризорники воровали и просили милостыню.
Учитель:
Как вы оцениваете решение Советского правительства в области образования?
Учащиеся:
Решение Советского правительства в области образования правильным. Потому что на фабриках и заводах требовались образованные люди.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – стр. 98 - 104, читать,
II ГРУППА – стр. 98 - 104, читать, подготовиться
III ГРУППА – стр. 98 - 102, читать, к уроку повторения.