Конспект урока по методике развития речи дошкольников на тему подготовка к выразительному чтению в детской аудитории (2курс)


Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group: В-22
Пән/ Предмет/ Subject: Методика развития речи.
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории.
Сабақтың үлгісі/ Тип занятия/ Typeofthelesson: Практическое
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kindofthelesson:
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: Формировать умение составлять вопросы различной степени сложности для анализа произведений, учитывая возрастные особенности детей
дамытушылық/ развивающая/ developing: Продолжать развивать умение работать с программой, хрестоматиями по детской литературе
тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Воспитывать интерес к художественной литературе как средству развития речи дошкольников.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources выписки из программы, тексты произведений, критерии оценивания, стикеры, презентация.
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan
Организационный момент
Актуализация знаний
Практическая работа
Рефлексия
Домашнее задание
Ход занятия
Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, GoodmorningОрганизационный момент.
Единые требования: отсутствующие, внешний вид. (2мин)
Актуализация знаний Подведение к теме урока в форме ответов на вопросы:
Стратегия «Вопрос по кругу» (первый вопрос Почему М.Алимбаев - поэт?... Следующий вопроч формулируется взависимости от ответа на предыдущий....Потомучто пишет стихи. Почему он пишет стихи? и т. д. ) 7 мин
Сообщение темы урока, знакомство с планом, знакомство с правилами работы в группах, с критериями оценивания.
Жаңа сабақты түсіндіру. Тема: Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории.
План:
Анализ произведений для старшей группы из программы «Біз мектепке барамыз» М. Алимбаева, А. Дуйсенбиева. Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории
Составление вопросов для анализа стихотворения с детьми старшей группы
Работа в ходе занятия
Первый вопрос – работа с программой программы «Біз мектепке барамыз», хрестоматией по детской литературе казахстанских авторов. Выбирают 4 произведения (по 2) М Алимбаува и А Дуйсенбиева, делятся на 4 подгруппы, каждая подгруппа анализирует произведение в течении 10 мин. Затем представитель от каждой подгруппы представляет свой анализ в другой подгруппе, 10 мин все фиксируют основные моменты в тетради. Возвращаются в свою подгруппу готовятся к выразительному чтению в детской аудитории. После 5 мин подготовки выразительно читают произведения. Осуществляется взаимооценивание.
Второй вопрос – на стикерах каждая подгруппа (по 3мин) записывает вопрос для анализа стихотворения с детьми; передает стихотворение в другую подгруппу, которая пишет свой вопрос и т.д. пока стихотворение не вернется в домашнюю подгруппу, где вопросы расставляются по степени сложности, корректируются (5 мин) и представляются спикерами всей группе (по 3 мин ). Дается оценка вопросам наиболее точно отражающим содержание стихотворения ( по1мин).
Бекіту
Заполнение таблицы (5мин)
знал узнал Хочу узнать
V.Үй тапсырмасы
1. Подготовить материал на основе практики на тему «Работа с книгой вне занятий» (2 мин)
VI. Әдебиет/ Литература/ Literature:
А.М.Бородич «Методика развития речи»
Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Л.П.Федоренко, М.Ф.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов.
Программа воспитания и обучения «Біз мектепке барамыз»
знал узнал Хочу узнать
Критерии оценивания выразительности чтения
критерий 1 2 3
Темп и ритм речи, сила голоса Чтение монотонно, без пауз и логических ударений Не уместно использует логисемкие ударения,
Читает очень тихо (слишком громко) Эффективно и обоснованно пользуется выразительными возможностями речи для передачи содержания произведения
Эмоциональность чтения произведения Не использует в ходе чтения мимику, жесты, не выражает никаких эмоций Чрезмерная (низкая) эмоциональность мешаев восприятию художественного произведения Эмоционально и мимически передает смысл и характер произведения, обращает внимание на реакцию окружающих.
Учет возрастных особенностей детей Читает только «чтобы прочитать» Обращает минимум внимания на аудиторию, читает для себя Учитывает возрастные особенности, образность мышления дошкольников
Критерии оценивания работы членов подгруппы
критерий 1 2 3
Выполнение ролевых обязанностей Не выполняет обязанности Увлекается, не всегда выполняет возложенные на него обязанности, что влияет на общий результат Постоянно помнит о своей роли в подгруппе;
Выполняет все правила работы в подгруппе
Участие в обсуждении проблемы и решении задач Пассивен, не участвует в работе Задает простые вопросы вопросы, не предлогает идей, соглашается со всем, не умеет убеждать Задает вопросы конструктивного характера; предлогает идеи, пути решения задач.
Умение взаимодействовать с товарищами Не вступает во взаимодействие Не проявляет активности или не обращает внимание на членов коллектива, считает свою точку зрения удинственно правильной умеет убеждать, соглашается с мнением других
Критерии оценивания вопросов
критерий 1 2 3
Умение задавать вопросы разного уровня Вопросы знаниевого характера Вопросы, направленные на понимание и применение Вопросы аналитического и оценочного характера
Художественная литература
Цель: формирование у старших дошкольников устойчивого интереса к литературе как виду искусства, воспитание грамотного читателя; обогащение речи детей образным языком фольклора и детской художественной литературы, ориентация ребенка на собственное литературное творчество, выражения мыслей и чувств.
Задачи:
1. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание.
2. Учить определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
3. Формировать навыки анализа художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых понятий из теории литературы, дающих представление об особенностях произведения и способствующих развитию эстетического вкуса читателя.
4. Разучивать часть программных произведений (стихотворения, малые фольклорные жанры), учить передавать близко к тексту произведения (пересказывать).
5. Знакомить с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей, носителей национального языка или писателей, - жителей конкретного региона.
6. Воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом.
7. Обучать способам исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам, развивать их творческие способности.
8. Приобщать старших дошкольников к истокам литературного искусства казахского народа.
9. Прививать навыки бережного и аккуратного обращения с книгой.
Содержание раздела «Художественная литература» включает в себя такие направления, как:
Произведения для чтения и рассказывания.
Произведения для пересказа.
Произведения для разучивания.
Творческое рассказывание.
І квартал
Произведения для чтения и рассказывания.
Устное народное творчество: казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Колыбельная», «Тай-тай», «Жареная пшеница (игра)». Казахские народные сказки: «Ку-бала», «Джигит и волчица», «Хан и бедняк», «Находчивый визирь». Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Глупый волк», «У страха глаза велики», «Маша и медведь». Сказки народов мира: «Три поросенка» (английская народная сказка), «Айога» нанайская (народная сказка), «Три сестры» (татарская народная сказка).
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Ибрай Алтынсарин «Чувство жалости сильнее боли»; Жанибек Карбозин «Алыча»; Мадыхат Турежанов «Сила жизни»; Лев Толстой «Птичка».
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Мои игрушки»; Оразакын Аскаров «Наша собака»; Сергей Баруздин «Бревно».
Произведения для пересказа.
Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лисица и петух». Русские народные сказки: «Репка».
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мадыхат Турежанов «По заслугам»; Евгений Чарушин «На нашем дворе»; Лев Толстой «Лгун»; Константин Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». Валентина Осеева «Лекарство».
Произведения для разучивания.
Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Приметы осени»; «Эхо», Кастек Баянбаев «Юрта»; Ануарбек Дуйсембиев «Дети земли»; Алексей Плещеев «Осень»; Ирина Токмакова «Дуб».
Творческое рассказывание.
Обучать умению придумывать продолжение и окончание рассказа воспитателя по темам: «Осень», «Мой друг». Поощрять творческую инициативу детей.
ІІ квартал
Произведения для чтения и рассказывания.
Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Счет», «Белый бочок – серый бочок (игра)», «Прятки».
Казахские народные сказки: «Старик и дяу», «Добрый и злой», «Джигит и мыстан», «Будущий батыр» (притча).
Русские народные сказки: «Морозко», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».
Сказки народов мира: «Пых» (белорусская народная сказка), «Не силой, а умом» (белорусская народная сказка), «Кукушка» (ненецкая народная сказка).
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ:
Ибрай Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка»; Дукенбай Досжанов «Ардак, сын табунщика»; Мадыхат Турежанов «Теленок»; Константин Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Привычка кота»; Кабдыкарим Идрисов «На джайляу»; Кадыр Мурзалиев «Сам»; Сергей Есенин «Береза».
Произведения для пересказа.
Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лиса и коза». Русские народные сказки: «Заяц-хваста», «Еж».
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ:
Мадыхат Турежанов «Я его простил»; Лев Толстой «Два товарища»; Константин Ушинский «Лекарство», «Сила не право»; Валентина Осеева «Плохо».
Произведения для разучивания.
Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Не знает ли щенок об этом?»; Ануарбек Дуйсембиев «На вечерней заре»; Кабдыкарим Идрисов «Мой край»; Иван Суриков «Первый снег»; Евгения Трутнева «С Новым годом!»; Иван Никитин «Здравствуй, гостья зима!»
Творческое рассказывание.
Учить придумывать описательные и повествовательные рассказы на предложенную воспитателем тему ("Красавица Зима", "Мой четвероногий друг", «Зимние радости»), составлять связный последовательный сюжет, использовать в речи образные слова, эпитеты, сравнения.
ІІІ квартал
Произведения для чтения и рассказывания.
Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Айголек», «Сказка», «Пастух». Казахские народные сказки: «Четыре друга», «Каражай», «Находчивый мальчик», «Золотоволосый Тотамбай», «Караглыш», «Аксак-Кулан» (казахская легенда). Русские народные сказки: «Снегурочка», «Лесичка-сестричка и серый волк», «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц». Сказки народов мира: «У солнышка в гостях» (словацкая народная сказка), «Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка), «Поспешишь – людей насмешишь» (польская народная сказка).
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мади Алимбетов «Солнце на ладони»; Мадыхат Турежанов «Помощь», «Белый козленок»; Утебай Турманжанов «Белый верблюжонок»; Эдуард Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»; Евгений Чарушин «Волчишко».
Стихотворения: Жараскан Абдирашев «Признание»; Ануарбек Дуйсембиев «Пропажа»; Жаркен Бодешев «Яблоко»; Расул Гамзатов «Мой дедушка»; Елена Благинина «Посидим в тишине».
Произведения для пересказа.
Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Грубая благодарность». Русские народные сказки: «Золотое яичко», «Теремок».
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Сафуан Шаймерденов «Инет»; Евгений Чарушин «Воробей»; Лев Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»; Константин Ушинский «Васька», «Не ладно скроен, да крепко спит»; Валентина Осеева «Хорошее»; Наталья Калинина «Про снежный колобок».
Произведения для разучивания.
Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.
Стихотворения: Ануарбек Дуйсембиев «Зимняя забота»; Музафар Алимбаев «Ослик пляшет»; Кастек Баянбаев «Скворечник»; Абубакир Кайранов «Бабушка»; Кадыр Мурзалиев «Белый камушек»; Ольга Высотская «Разговор с весной»; Евгения Трутнева «Мамин день»; Платон Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата».
Творческое рассказывание.
Обучать умению придумывать рассказы на темы из жизни "Моя мама", "Праздник весны – Наурыз", по наблюдениям «Веселая капель», по картинкам "Весна", "Большая вода" И. Левитана.
ІV квартал
Произведения для чтения и рассказывания.
Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Вороны», «Обманщик», «Петух». Казахские народные сказки: «Меткий стрелок», «Мудрая девушка», «Аби и Таби», «Сердце» (притча).
Русские народные сказки: «Мужик и медведь», «По щучьему велению». Сказки народов мира: «Старый кошелек» (латышская народная сказка), Ш. Перро «Подарки феи».
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Ибрай Алтынсарин «Клочок ваты»; Мадыхат Турежанов «Соловьи»; Эдуард Шим «Солнечная капля»; Виталий Бианки «Хвосты».
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Уроки вежливости»; Косжан Мусрепов «Упрямая кошка»; Георгий Ладонщиков «Медведь проснулся»; Корней Чуковский «Айболит и воробей»
Произведения для пересказа.
Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лиса и журавль». Русские народные сказки: «Колобок», «Лиса и рак».
Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мадыхат Турежанов «Маленький садовод»; Лев Толстой «Ученый сын»; Константин Ушинский «Кукушечка»; Евгений Пермяк «Для чего руки нужны»; Яков Тайц «По ягоды»; Виталий Бианки «Лис и мышонок».
Произведения для разучивания.
Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Рисунки на асфальте», Ануарбек Дуйсембиев «Лето», Кастек Баянбаев «Земляника»; Алексей Плещеев «Сельская песенка»; Сергей Есенин «Черемуха»; Платон Воронько «Пирог».
Творческое рассказывание.
Закреплять умение применять имеющиеся художественно-речевые навыки при составлении сюжетных и описательных рассказов на тему предложенную воспитателем («Мой дедушка», «Лето – веселая пора» и т.п.).
В результате освоения программного материала по художественной литературе к концу года дети должны:
- уметь слушать и слышать художественный текст;
- эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;
- выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;
- отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации;
- знать наизусть программные произведения (стихотворения, малые фольклорные жанры);
- запоминать отдельные слова, выражения из текста; выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;
- узнавать и называть некоторые литературные жанры;
- участвовать в коллективных показах небольших театральных постановок;
- проявлять интерес к книгам, называть несколько известных литературных произведений, а также произведений казахстанских писателей, национального фольклора;
- уметь бережно и аккуратно обращаться с книгой.


Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик.Родился в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Казахский государственный университет имени С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Казах адебиеты». Был главным редактором детского журнала «Балдырган». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хикмета, Тихонова, Суркова, Баруздина и эпоса «Манас» на казахский язык. Музафар Алимбаев награжден медалями Советского Союза, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ
Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
- Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик.Родился в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Казахский государственный университет имени С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Казах адебиеты». Был главным редактором детского журнала «Балдырган». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хикмета, Тихонова, Суркова, Баруздина и эпоса «Манас» на казахский язык. Музафар Алимбаев награжден медалями Советского Союза, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.
Не знает ли щенок об этом?
СерыйМаленький щенокСжался в конуреВ комок.Он дрожит.Морозно!Вьюжно!А лежит!Побегать нужно!Вот побегал бы,Как мы,Не боялся быЗимы!

В доме бабушки в Алматинской области, где родился и воспитывался Ануарбек Дуйсенбиев, частым гостем был Жамбыл. И звучала домбра, и пел старый акын свои песни-раздумья, послушать которые собирался весь аул. А потом и сам Ануарбек подражал акыну: мастерил из дощечки и проволоки самодельную домбру, тренькал на ней и пел про все, о чем думал.
Именно тогда в его душу запало чувство преклонения перед поэтическим искусством, уважение к слову и сознание его силы. Первые стихи были опубликованы в газете «Казакстан пионери», где работал поэт.
Он один из создателей республиканского детского журнала «Балдырган», где проработал тринадцать лет.
Он перевел на казахский язык произведения Джанни Родари, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. Его книги издавались на русском, украинском и киргизском языках.
Дети земли
Есть белые дети,
Есть чёрные дети,
Есть жёлтые дети
На нашей планете.
Вся наша земля –
Как большой детский сад,
Где каждый друг другу
Сестра или брат.
Пусть общими будут-
Навеки,навеки!-
И небо,и море,
И горы и реки,
И снег,и тюльпаны,
И красное знамя.
Пусть будут все дети
Навеки друзьями.

В доме бабушки в Алматинской области, где родился и воспитывался Ануарбек Дуйсенбиев, частым гостем был Жамбыл. И звучала домбра, и пел старый акын свои песни-раздумья, послушать которые собирался весь аул. А потом и сам Ануарбек подражал акыну: мастерил из дощечки и проволоки самодельную домбру, тренькал на ней и пел про все, о чем думал.
Именно тогда в его душу запало чувство преклонения перед поэтическим искусством, уважение к слову и сознание его силы. Первые стихи были опубликованы в газете «Казакстан пионери», где работал поэт.
Он один из создателей республиканского детского журнала «Балдырган», где проработал тринадцать лет.
Он перевел на казахский язык произведения Джанни Родари, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. Его книги издавались на русском, украинском и киргизском языках.
Зимняя забота
Белый снег лежит кругом:
На крыльце на лавке.
Ходят куры босиком,
Поднимают лапки.
Не пойду играть в снежки
Целую неделю -
Буду шить им сапоги,
Чтоб не заболели!
ЗАДАНИЕ
1.Познакомтесь с некоторыми фактами биографии и творчества авторов
2.Выпишите из программы произведения данного автора
3.Проанализируйте предложенное произведение
4.Подготовьтесь к выразительному чтению
5.Составьте вопросы для анализа произведения с детьми.