Урок по литературному чтению на тему Осенний лес по Соколову -Микитову.


Тема: Осенняя симфония.»Соколов- Микитов « Осенний лес» Работа в интерактивном режиме на уроке чтения.
Цели: совершенствовать технику чтения, выразительность; расширять
словарный запас учащихся; способствовать развитию у детей эстетическоговосприятия, познавательного интереса; прививать любовь к поэзии,
живописи развивать речь, память, смекалку, навыки чтения, прививать
любовь к поэтическому и художественному слову, воспитывать чувство
любви к родине, к природе, чувство самостоятельности, коллективизма,
уверенности в своих силах, интерес к чтению.
уудЛичностные:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся;
-Знание моральных норм; умение соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами.
- умение выделять нравственный аспект поведения.
Регулятивные :Целеполагание:
Определение последовательности промежуточной ой цели с учетом конечного результата, последовательности действий.
Познавательные :Поиск и выделение необходимой информации;
Оборудование: репродукция картины И.Левитана «Золотая осень» карточки с текстами; дерево
настроения, листья, клей; "монетки" и "шапочки", микрофон для:
проведения "Караоке"; схема-загадка; скороговорка; многосложные слова
на доске; опорные условные знаки этапов урока.
ХОД УРОКА
I. Организация класса к уроку
Прозвенел звонок,
Начинаем урок.
У доски мы... (хором) не молчим,
Мы всё время говорим:
(хором) - Я пишу, я докажу,
Объясню и расскажу!
II. Объявление темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел, посвященный осени, а о
чем именно пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку по схеме
1
С 5
ре 6
чку4
в 12
нет
3
ки7
упа11
то 9
но 8
дет
2
вет13
вот 14
плы10
не 13
а
1. С ветки в речку упадет, но не тонет, а плывет. (Лист)
2. Послушайте еще одну загадку. Как называется это явление природы?
Жёлтый лист кленовый,
Красный лист дубовый
Падают-кружатся в вальсе золотом
Ветерок вздыхает и листву бросает
Падают-кружатся в вальсе золотом
Ветерок вздыхает и листву бросает
Пёстрым покрывалом под твоим окном,
(Листопад)
- И тема нашего урока...
"Листопад осенью»
Посмотрите на условные знаки и определите этапы нашего урока.
Этапы
1. Проверим ваши знания.
2. Проведем "Караоке" на тему "Осень".
3. Познакомимся с картиной.
4. Поработаем в стратегии "Мозговой штурм".
5. Обменяемся своими мыслями методом "Микрофон".
6. Проведем физкультминутку.
7. Поработаем с учебником.
8. Расширим читательский кругозор, поработав группами в стратегии
"Мозаика".
9. Оценим свое настроение.
III. Повторение изученного материала
Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание.
Писатель К. Паустовский очень любил осень. И он умел так рассказать об
осенней природе так, что завораживал читателя.
• Прочтите отрывок рассказа, который вам наиболее понравился.
(3 человека)
- Что это: описание картины природы или описание голосов осени?
•Найдите и прочитайте в рассказе пример звукозаписи.
- Что особенно понравилось в описании осени?
Звукозапись — это когда поэт или писатель не только подбирает слова по смыслу, но и по звучанию, звуками пишет.
Цель: создание эмоционального настроения.
- Не только К. Паустовский, но и многие другие поэты и писатели любили
осень и посвящали ей свои стихи и рассказы.
Сегодня у нас — пять участников в конкурсе "Караоке".
Представьтесь...
- Постарайтесь при чтении передать красоту осенней природы и чувство
любви к ней.
Стихотворения:
• А. Майков "Люблю дорожкою лесной".
• И. Бунин "Сегодня на пустой поляне".
• А. Бродский "Осень в лесу".
• И. Бунин "Листопад".
• А.Пушкин “Унылая пора”
Голосование с помощью "монеток" ( по одной у каждого ученика и учителя),
оценивание.
III. Восприятие и осознание учебного материала
1. Интерактивный метод Шляпы де Боно.
1) Белая — сбор информации

Ассоциативный куст
Листопад
праздник Покрова дни короче, ночи...

отлет птиц Осень сбор урожая

похолодание животные готовятся к зиме

бабье лето озимь

Ненастье
дождь туман слякоть грязь ветер
И в подтверждение составленного учащимися ассоциативного куста учитель
предлагает поэтический ассоциативный осенний куст, так как "осень и по-
эзия, мы знаем, неразлучны с пушкинских времён").- Соотнести поэзию и прозу по часовой стрелке, начиная от явления листо-
пад.
Поэтический ассоциативный осенний куст (плакат)
• Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он
• Дни короче стали,
Дни короче стали,
Будто бы устали,
Солнцу прошептали:
"Спи, спокойных снов".
Весна красна цветами, а осень — плодами.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры!
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары!
Попрятались насекомые... Белка грибы по сучкам развесила, на зиму
насушила. Хомяк с поля наносил овса и гороха, кладовую свою набил.
Сам рядом спит, припас сторожит.
Уж озимь яркая блеснула изумрудом...
(А.С. Пушкин)
• Осенью дни ненастные, а весною — ясные.
(Народная мудрость)
• Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
(А. Плещеев)
• Есть время природы особого света,
Неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето
И в прелести спорит с самою весною.
)
• Холодный воздух
Так угрюм
И так спокойно ароматен...
• С гусиными стаями доброе лето
В далёкие тёплые страны летит.
- С праздником Покрова (14 октября) связаны предсказания будущего
урожая, погоды. После Покрова начинает напоминать о себе зима.
2) Красная — ощущения, впечатления, активные эмоции человека.

а) Слушание фрагмента инструментальной музыки И. Крутого "Сентябрь".
б) Сопоставление поэтических строк (декламируют учащиеся).
• Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя
прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
(А.С. Пушкин)
• Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(С. Есенин)
• Опять осенняя погода!
Но мягкой влажности полна.
Люблю я это время года,
Мне сердце веселит она.
( С. Есенин)
- Какие чувства испытали вы во время звучания музыки, поэтических строк?
- Какие впечатления, настроение вызывает лично у вас златовласая осень?
Поделитесь своими ощущениями...
3) Жёлтая — преимущество, выгода, польза.


а) -Осенью природа увядает, начинается ненастье.
• Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
(А. Плещеев)
- Это плохо...
- Но что в этом хорошего?
Осенние дожди поят, кормят землю, что способствует хорошему будущему урожаю...
"Не всё ненастье, проглянет и красное солнышко", — гласит народная
мудрость.
б)- Природа увядает... Мы грустим и вместе см тем восхищаемся красотой осеннего пейзажа, разнообразием красок.
Если бы собрать все лучшие стихотворения об осени, то, пожалуй, соста-
вился из них бы целый том.
Авторов многих стихотворений, поэтов уже нет рядом с нами... Но они и через годы, и через столетия продолжают дарить нам воплощенную в поэти-
ческом слове красоту и очарование осенней природы.
И мы спокойны, ибо знаем, что "не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава". (С. Есенин)
Вянет Природа
Только на малое время;
Всё оживится,
Всё обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова Природа восстанет
В брачной одежде
(Н. Карамзин)
в)- Птицы улетают в тёплые края, покидают родные места, свитые гнезда.
Смолкли птичьи голоса. В сердце грустные думы. Печально... Но что в этом хорошего?
Птицы не погибнут от холода и голода. Тёплые края спасут им жизнь.
Весной они вновь возвратятся домой. "Зима ненадолго, зима— до венсы"
(Народная мудрость)
г)- Полна чудес могучая Природа! Осень приходит не только с увяданием, но и с урожаем, с обильными дарами природы.
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
4) Чёрная,— помогает увидеть отрицательные стороны.

- Как изменяется погода осенью?
"Льет дождь холодный, точно лед".
(И. Бунин)
-Как похолодание сказывается на самочувствие человека?
- Назовите простудные заболевания?
- Как уберечься от простудных заболеваний?
- Осенью дни короче, ночи длиннее...
- Что в этом плохого?
5) Зелёная - цвет исследований, новых идей.


-Предположим, что в году 3 времени года (зима, весна, лето), нет осени.
Ваше мнение...
- Можно ли избежать листопада?
- Помимо явления листопада, наблюдается ветвепад. Послушайте текст.
Некоторые деревья осенью сбрасывают не только листву, но и часть своихветвей. Ветвепад можно наблюдать у осины. Приходите поздней осенью влес и посмотрите на землю, под старой осиной.
Тут и там под деревом валяются живые веточки разной длины. На конце
каждой — почки. Следующей весной такая почка могла бы распуститься.
Как же они оторвались от дерева? Никакой поломки тут не было. Дерево
намеренно избавляется от "лишних" ветвей.
- Посоветовали бы вы Осени поменять листопад на ветвепад?
- Допустим, природа осенью не увядает. Что из этого следует?
6) Синяя — размышление о мышлении.
Какие выводы можно сделать в процессе обсуждения, используя интерак-
тивный метод Шляпы де Боно?
Вывод: не делите ничего ни в природе, ни в жизни на важное и неважное. Всё важно, всё нужно, всё интересно: и осень, и зима, и весна, и лето.
IV. Восприятие и осознание нового материала
- Обсудите в группах и ответьте, как вы думаете, что такое:
- пейзаж;
- живопись.
- Слово — консультанту. Работа с текстом “Осенний лес “ Соколова-Микитова
• Рассмотрите репродукцию картины И.Левитана.
• Какой красочны мир окружает нас!
Наверное, и вам захотелось нарисовать картину. Конечно, простым карандашом никак нельзя передать то, что вы видите вокруг. Нужно взять
краски. Они разные: зелёные, желтые, фиолетовые..., и вы можете ими
изобразить и желтые листья, белые домики, и синее небо,— что захотите!
Ваш рисунок будет живой.
Теперь вы понимаете, почему картину, написанную красками, называют произведением живописи?
• А каких живописцев вы знаете? (В. Васнецов, А. Саврасов, И. Шишкин….)• Кто автор картины "Золотая осень"?
• Слово о картине И. Левитана (ученик-консультант).
- Нам уже известна картина этого автора. Это "Золотая осень", С которой мы познакомились на уроке русского языка.
И.Левитан - художник, влюблённый в свой край. Ему открыла
свои тайны матушка-природа, и он услышал, почувствовал передал в
буйстве красок настоящую осеннюю симфонию. В картинах художник
воплощает глубокую любовь к родному краю, Родине.
- Прежде, чем мы прочитаем рассказ Соколова –Микитова “Осенний лес” прочтите шепотом, затем громко и четко
вслух слова с доски (чтение многосложных слов).
ПРО-ИЗВЕ-ДЕНИЯ
КОМ-ПО-ЗИ-ТОРЫ
ПО-ЧУВ-СТВУ-ЕШЬ
ИС-КУС-СТВО
СПО-КОЙ-СТВИЕ
ИЗО-БРА-ЖАЮТ
- Разогреем речевой аппарат.
Скороговорка
На пожелтевшую траву
Бросает лес свою листву
• Медленно и громко;
• шепотом, быстро;
• вслух 1-2 ученика.
- Кто закончил, сделайте зрительную гимнастику.
Метод "Обучая—учусь"
(карточки с текстом "Осенний лес" Соколова-Микитова, который разбит на 4части).
3-4 минуты читают хором, молча, индивидуально свою часть.
Переход в постоянные группы.
- Распределите части текста в нужной последовательности.
- Прочтите товарищам.
- С каким произведениями созвучен этот текст?
V. Итог урока и оценивание
- Наш урок подошёл к концу. Чему мы сегодня научились? что узнали?
- Ребята, мне хочется узнать, какое впечатление произвёл на вас наш урок.
Отобразите свое настроение с помощью листочков, прилетевших на наши парты, с дерева настроения.
— Какое чудесное дерево!
VI. Домашнее задание
Подготовить словесное описание картины И. Левитана .Попробовать сочинить четверостишие об осени или подобрать 2-3 пословицы,
Приметы осени.