Рабочая программа по биологии к учебнику И.Н.Пономаревой 6 класс


1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе примерной рабочей программы по биологии, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы по биологии к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А.Корниловой (М.:Вентана – Граф, 2016); согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком школы на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по биологии для 6 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), из них 6 часов отведено на проведение лабораторных работ, 2 часа на контрольные работы и 1 час на проведение промежуточной аттестации.
В рабочей программе по биологии для 6 класса в полном объеме, без изменений количества часов представлены все дидактические единицы, предусмотренные примерной рабочей программой по биологии, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Биология. 6 класс./Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Под ред. Пономаревой И.Н. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Последовательность изучения и структурирование учебного материала по биологии для 5 класса предусмотрены в соответствии с вышеназванным учебно-методическим комплектом.
2. Содержание учебного предмета «биология»
6 класс (35 часов)
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторная работа
«Изучение строения семени фасоли».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Лабораторная работа
«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторные работы
«Строение почек».
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторная работа
«Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира (12 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторная работа
«Изучение строения мхов».
Природные сообщества (4 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно – ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
4. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ Дата проведения урока Тема урока
Элементы содержания
Кол-во часов
Пред-
полаг. По факту Раздел «Наука о растениях - ботаника» - 4 часа
1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Инструктаж по ТБ.
Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника 1
2. Многообразие жизненных форм растений. Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав 1
3. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки 1
4. Ткани растений.
Понятие «ткань». Характеристика особенности строения и функции тканей растений.
Взаимосвязь строения и функций тканей.
Значение тканей в жизни растения. 1
Раздел «Органы растений» - 9 часов
5. Семя, его строение и значение.
Роль семян в природе, функции частей семени. Строение зародыша растения. Сходство проростка с зародышем семени,
стадии прорастания семян. Отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. 1
6. Лабораторная работа № 1
«Изучение строения семени фасоли»
Отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. 1
7. Условия прорастания семян. Роль воды и воздуха в прорастании семян.
Значение запасных питательных веществ в прорастании семян.
Зависимость прорастания семян от температурных условий.
1
8. Корень, его строение и значение.
Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка»
Типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.
Взаимосвязь строения и функций частей корня.
1
9. Побег, его строение и развитие.
Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек» Части побега.
Почка как зачаток нового побега.
Назначение вегетативных и генеративных почек.
Роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. 1
10. Лист, его строение и значение.
Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа, его части.
Взаимосвязь строения и функций листа.
Характеристика видоизменения листьев растений 1
11. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» Внешнее строение стебля, примеры различных типов стеблей.
Внутренние части стебля растений и их функции.
Определение видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. 1
12. Цветок, его строение и значение.
Части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Функции частей цветка.
Типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.
Характеристика значения соцветий 1
13. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Процесс образования плода. Типы плодов их классификация. 1
Раздел «Основные процессы жизнедеятельности растений» - 6 часов
14. Минеральное питание растений и значение воды. Значение почвенного питания. Роль удобрений в жизнедеятельности растений. 1
15. Воздушное питание растений — фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений
Фотосинтез и его значение. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза 1
16. Размножение и оплодотворение у растений
Типы размножения у растений. Особенности полового размножения. Двойное оплодотворение. 1
17. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5
«Черенкование комнатных растений» Типы вегетативного размножения у растений. 1
18. Рост и развитие растений. Характеристика процессов роста и развития у растений. 1
19. Контрольная работа № 1 «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Обобщение и систематизация знаний по теме « Основные процессы жизнедеятельности растений» 1
Раздел «Многообразие и развитие растительного мира» - 12 часов
20. Систематика растений, её значение для ботаники.
Единица систематики — вид. Приёмы работы с определителем растений.
Значение систематики растений для ботаники. 1
21. Водоросли, их многообразие в природе. Существенные признаки водорослей.
Процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. 1
22. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6
«Изучение строения мхов». Представителей различных групп растений отдела, делать выводы.
Признаки мхов. Взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. 1
23. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.
Признаки представителей отдела Папоротниковидные. Их значение в природе и для человека. 1
24. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Признаки представителей отдела Голосеменные. Их значение в природе и для человека. 1
25. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Признаки представителей отдела Покрытосеменные. Их значение в природе и для человека. 1
26. Семейства класса Двудольные. Семейства растений класса Двудольные: Розоцветные, Крестоцветные, Сложноцветные, Бобовые, Зонтичные, Пасленовые 1
27. Семейства класса Однодольные. Семейства растений класса Однодольные: Злаковые, Лилейные, Луковые 1
28. Историческое развитие растительного мира.
Понятие об эволюции живого мира.
Основные этапы эволюции организмов на Земле.
Этапы развития растительного мира. 1
29. Многообразие и происхождение культурных растений. Основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Роль человека в появлении многообразия культурных растений.
1
30. Дары Старого и Нового Света. Характеристика значения растений в жизни человека. 1
31. Контрольная работа № 2 «Многообразие и развитие растительного мира» Обобщать и систематизировать знания по теме 1
Раздел «Природные сообщества» - 4 часа
32. Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме Сущность понятия «природное сообщество».
Взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.
Роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.
Типы природных сообществ родного края. 1
33. Совместная жизнь организмов в природном сообществе Условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса.Целесообразность ярусности в жизни живых организмов. 1
34. Смена природных сообществ и её причины Причины смены природных сообществ.
Причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов.
Необходимость бережного отношения к природным сообществам. 1
35. Промежуточная аттестация 1