ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие высших психических функций дошкольников.


Влияние конструктивно-модельной деятельности (КМД) и ручного труда на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка-дошкольника.МБДОУ № 266 Педагог-психологМолотенко Любовь Викторовна20.02.2017 Г. Целеполагание Цель: осознание важности КМД в развитии высших психических функций дошкольника Задачи:Понять взаимосвязь конструктивно-модельной деятельности и ВПФРасширить собственные представления о видах организованной образовательной деятельности в ДОУ Важно!В Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность (Ручной труд ) относятся к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эти виды деятельности являются эффективным средством эстетического воспитания. Высшие психические функции: ВосприятиеЧто это такое?Восприятие – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

Зрительное, Слуховое, Обонятельное,  Осязательное, Кинестетическое,Вкусовое Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.Виды восприятия:


Одним из важных каналов получения информации из окружающего мира является визуальный-т.е. через зрение. Предлагая ребенку новые объекты и «завлекая» его различными видами конструирования, педагог, естественно, развивает зрительное восприятие малыша. Воспринимая окружающий мир через визуальный канал, ребенок накапливает сведения о видах конструкторов, способах конструирования, готовых постройках и композициях –поделках ручного труда. Важно соблюдать постепенное наращивание сложности материала:-количества деталей, -разнообразия материалов, -сложности, многокомпонентности постройки.Влияние на зрительное восприятие

Влияние на слуховое восприятиеРебенок получает информацию и через аудиальный канал, то есть путем «слушания». Процент соотношения зрит и слухового восприятия у человека составляет 60 и 40 %, т.е. если ребенок плохо слышит, он недополучит от 40 и до 0 % информации. Влияние на обонятельное восприятиеСложно представить, что конструктор может чем-то пахнуть. Или он может пахнуть дезинфицирующим раствором. Но шишки, листики, скорлупа орехов или какие-либо природные материалы имеют определенный запах. И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе. Влияние на осязательное восприятиеКонструкторы бывают очень разнообразны по фактуре, по материалу, из которого изготовлены, по весу и объему. И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе, обсуждая какой конструктор (деталь)- гладкий, шершавый, легкий или тяжелый, твердый или мягкий, плоский или объемный. (также идет развитие речи и памяти). Влияние на вкусовое восприятиеСложно представить, что дети будут пробовать конструктор «на вкус», лизать его языком или кусать. Но можно попробовать в виде эксперимента расщелкнуть семечки подсолнуха, или кедровые орешки, или зернышко крупы и т.д…И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе. Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие восприятияИзучая объект, предлагаемый педагогом –видим его, слышим речь педагога, трогаем детали, ощущаем запах (если он есть) и т.д. Важно! Чем больше анализаторов в процессе восприятия включено, тем более полным и эффективным будет процесс восприятия! Игра «Чудесный мешочек»Для развития осязательного восприятия очень эффективна игра «Чудесный мешочек». Ребенок не видит , не слышит, не ощущает запаха объекта, а вплотную «работает» процесс осязательного восприятия, мышления, тактильной памяти и речи.Поиграем? Что такое внимание? Внимание — избирательная направленность восприятия  на тот или иной объект. Внимание
Если объект обладает новизной, Если применить неожиданность раздражителей Используя движущиеся предметыКонтрастность фигуры и фонаУчитывать внутреннее состояние человека.Условия влияния КМД на развитие внимания МышлениеЧто это такое?Это процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
СлайдНесомненно, это ТАК! Собственно, без КМД развития мышления не произошло бы, как процесса.Анализ- расчленение объекта ли готовой постройки на части, Синтез- объединение в одно целое- некую композицию, постройку, Сравнение схемы и своей работыАбстрагирование-это отвлечение от символаОбобщение – то, из чего мы составляем композицию, называется одним словом –понятием (конструктор, природный материал, бумага)Конкретизация –(из даров природы берем шишки и палочки)Конструктивно-модельная Д влияет на развитие мышления Наглядно-действенное мышление формируется у ребенка первым- «посмотри, как у меня», манипуляция предметами- наглядное предъявление информации;Образное- ребенок мыслит образами, которые существуют в сознании;Абстрактное или отвлеченное- мышление некими символами, абстрактными величинами. У взрослого присутствуют все виды мышлления! Этапы формирования мышления: Память Что такое память?Па́мять — это процесс накопления и хранения информации.Виды памяти: по типу восприятия-…По длительности:КратковременнаяДолговременная


Через процессы восприятия, внимания, обработки информации в процессе мышления – укладывается в ячейки хранения информации в памятиДля этого в конструировании используются:Мнемотаблицы, схемы, модели, чертежи, алгоритмы.Конструктивно-модельная Д влияет на развитие памяти Важно!Не забывать об усложнении предъявления информации по возрастам, от простого к сложному.Важно! Средства: ВоображениеЧто это такое?Это свойство психики создавать образы в сознании. Психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, на основе воспринятого ранее материала.Разновидность творческого воображения — фантазия.

Так же как и с мышлением, невозможно представить развитие воображения без конструирования. Чтобы создать что-то новое, нужно иметь что-то в опыте. И чем богаче опыт, тем развитее и богаче воображение.Конструктивно-модельная Д влияет на развитие воображения Актуальность Наше время-время информационных технологий, требует всесторонне развитых, нестандартных, творчески мыслящих людей. А основа творческого развития- воображение!Важно! РечьЧто такое речь? Это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

СлайдАктивизируя речь ребенка при назывании деталей, постройки, композиции, расширяя объем активного и пассивного словаря,Стимулируя речевое мышление,Обеспечивая необходимую коммуникацию, и т.д.Конструктивно-модельная Д влияет на развитие речи Рефлексия:Цель: Осознание важности КМД в развитии ВПФ дошкольника Задачи:Понять взаимосвязи данных видов Д и высших психических функций ребенкаРасширить собственные представления о видах ООДеятельности в ДОУ КМД во всем своем многообразии содержания в образовательном процессе в ДОУ эффективно и положительно влияет на развитие ВПФ ребенка-дошкольника. Спасибо за внимание!