Кружок Растем здоровыми и сильными. Тема: Стихия.


Тема: Стихии.
Ход занятия:
Орг момент:
Добрый день! я вам говорю. Добрый день, я всех вас люблю. Желаю вам хорошо заниматься, Слушать внимательно, ума набираться.
- Сегодня у нас на занятии привсутствует гость, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим ей наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. А чтобы много узнать, надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.
Договорились? Вот и замечательно.
Тему нашего занятия мы сформулируем, после прослушивания сказки .
Случилось это, когда ничего еще в мире не было. Ни нас с вами, ни папы и мамы, ни бабушки и дедушки, ни людей вообще, ни зверей, ни травиночки. Так было долго-долго. Ночь была повсюду. Темень дремучая. Холодом скованная планета Земля была голая, как шар, и холодная, как лед. Посмотрела царица Мира – Природа на эту картину и решила оживить Землю. Распрягла она силы буйные, закружились они и столкнулись. От удара искры посыпались и гром загремел, и появились два брата: Воздух и Огонь. Стали они в обнимку гулять, да подрастать. А скоро и за работу принялись. Огонь лучом тьму разгоняет, Землю согревает, а воздух ему во всем помогает. Лучезарными руками Землю обнимает, в рубашку одевает, та рубашка стала атмосферой называться. Послала Царица Мира на помощь братьям Воду. Была она красавицей величавой, голос ее звучал ручьями. Взялась она за дело, и появились на Земле реки, моря и океаны. Ожила Земля, покрылась коврами цветочными, лесами зелеными. Краше всех стала! Позвала к себе Царица Мира Огонь, Воду, Воздух и Землю, похвалила их и сказала: «Просите у меня все, что захотите, любую просьбу вашу исполню». И тогда попросил Огонь разрешения жениться на Земле, а Воздух – на Воде. Свадьба была веселая, а после свадьбы появились у Воздуха и Воды детушки – рыбы, водоросли. А у Огня и Земли – козявки разные, птицы, звери, растений множество. С той поры Огонь, Воздух, Вода и Земля живут вместе, создают окружающий мир, и называют их природными стихиями.
Кто может сказать тему занятия?
О каких стихиях мы будем сегодня говорить?
Основная часть.
Четыре клада, четыре стихии есть у природы: Земля и воздух, огонь и вода - вот ее основа.
Слово «стихия» в переводе означает начало, основа.
Стихиями называют неживые силы природы: земля, вода, огонь, воздух, т. е. природные явления. Чтобы составить план работы, предлагаю отгадать загадки.
Земля
Меня бьют, колотят, режут —
Я всё терплю, всем добром плачу. (земля)
Воздух
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (воздух)
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый и все же Без него мы жить не можем. (воздух)
Вода
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать —
И на коне не обогнать. (вода)
Огонь.
Ненасытен, беспощаден, все сметает па пути: и строения, и деревья,- с этим братом не шути
Разделимся на 4 группы
Капитаны команд выбирают, природные явления, которые подходят к их стихиям.
Работа с картинками, на которых изображены явления природы.
План работы в группе:
Что вы знаете о стихии: Чем полезна, чем вредна?
Какие природные явления связаны с этой стихией?
Земля
-Наша земля - это опора, твердыня, основа, мы по ней ходим, а что еще вызнаете и можете рассказать о земле? Как вы ее себе представляете? (вид Земли из космоса)
-Верно, наша земля похожа на огромный шар, она круглая. А что вы можете сказать о предмете, который у меня в руках? (глобус)
Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.«Вулкан»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается — просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, — может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?
Воздух
Воздух это очень важный и нужный ветер, что вы знаете о нем?
-Правильно, без воздуха мы не сможем долго прожить. Давайте попробуем провести маленький эксперимент закроем носик двумя пальчиками, а ротик на «замочек» и посмотрим, что произойдет. Но только, ребята, как только вы устанете - разожмите пальчики. Вот видите, кто - то из вас раньше, а кто - то позже не выдержал и разжал пальчики. Это и подтверждает, что человек не может жить без воздуха.
-А как вы думаете, воздух можно увидеть? Нет, воздух мы увидеть не можем, но можем его почувствовать (включаю вентилятор).
(Дети стоят полукругом) .- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.Ветер – это хорошо или плохо? Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, разносит семена растений, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья) .
Вода
Давайте вспомним все, что мы знаем о воде, в чем се сила и красота?
-Еще одно свойство, о котором я хочу вам сказать, вода легко растворяет в себе многие вещества: соль, сахар (опыт), но есть вещества, которые вода растворить не может, например: мелкие камни, попробуйте проверить. Значит, мы можем добавить еще одно условное обозначение, которое указывает, что многие вещества в воде растворяются
. -Ребята, а как вы думаете на земле много воды? Давайте вернемся к глобусу. Скажите, каким цветом обозначена вода? Гак много или мало воды? А кому нужна вода? -Да, без воды все живое на земле погибнет, вода это жизнь и ее надо беречь.
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.-А как вы думаете, вода может приносить вред?
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.Поиграем в игру «Угадай дождик»Играют в парах. Встали лицом друг к другу. Один вытянул лодошки, другой на его ладошках показывает какой-либо дождь (ливень, моросящий, грибной, дождь стеной и т.д.)
Огонь
- Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?А что вы знаете об огне? Для чего он нужен? -Да, верно, это огонь, который служит на благо человеку, а есть еще другой огонь: посмотрите, я зажгла спичку, она горит. Скажите быстро или долго она горела? -Можно детям играть со спичками? - Это опасно для здоровья и даже для жизни человека. Вы не успеете заметить как маленькая искорка от спички может перекинуться на другой предмет и может возникнуть страшный пожар, который разрушит все. Такой огонь беспощадный и с ним лучше не шутить. И есть специальная служба 01, которая борется с пожарами. -Ребята, давайте теперь мы посмотрим па доску и скажем кому какая стихия нужна?
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.
Физминутка игра «Четыре стихии». Воздух руки вверх воздух , Вода - плавают, Огонь - «метелка руками», Земля - садятся па корточки.
Снегопад –вода, цунами- воздух, туман-вода, наводнение- вода, вулкан- земля, молния – огонь.
Гейзер –вода, ураган – воздух, радуга-вода, землетрясения – земля, буря – воздух, гроза- воздух,
А скажите, есть ли в человеке что-то такое, похожее на явления природы?
Может это проявление во внешности, или в действиях, поведении или качествах человека?
Есть ли у вас то, что можно считать Землей?
Земля- ноги, руки, кости, туловище.
Воздух- легкие, бронхи, органы дыхания.
Вода- кровь.
Огонь- радость, любовь, эмоции.
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!
-Да, ребята, наша природа очень богата и красива, и мы должны ее беречь, охранять и делать все, чтобы она становилась только красивее.
3. Подведение итога занятия.
-Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
-Что было для вас полезным?
-Какая стихия вам больше по душе и почему? –
Какое пожелание вы хотели бы сказать друг другу?
Будьте здоровыми, будьте счастливыми,
Будьте как ясное солнце красивыми!
Будьте веселыми как ручеек!
Теплыми, яркими, как огонек!