Конспект занятия в старшей группе по конструктивно-модельной деятельности на тему Щи хлебать и плясовую играть.


Конспект занятия в старшей группе.
Конструктивно-модельная деятельность.
Разработал воспитатель: Крылова С.В.
Тема: «Щи хлебать и плясовую играть».
Цель: расширять представление детей о возможностях применения фольги, познакомить с историей ложки. 
Задачи:
Сформировать представление о возможностях использования фольги.
Обучать различным приемам работы с фольгой.
Вызвать у детей интерес к работе с нетрадиционными материалами.
Развивать творческую активность.
Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Материалы: фольга, половинка желудя.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка.)
Долго черпал экскаватор
Суп, картошку и салаты. (Ложка.)
Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду — Мимо рта я не пройду. (Ложка.)
Воспитатель: Молодцы! Правильно, это – ложка.
Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда люди стали есть жидкую пищу ложкой? Как появилась эта незаменимая помощница? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю ложки. Усаживайтесь поудобнее на стульчиках: смотрите и слушайте.Когда – то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край, доставать руками остатки еды на дне.Ложка гораздо старше вилки. (Слайд 2).
Самая первая ложка была вытесана из камня, была она очень тяжелая и неровная. (Слайд3).
Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка. (Слайд4).
Воспитатель: Ребята, а какие ложки вам известны? (Ответы детей).
Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки. Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи. (Слайд 5).
Воспитатель: Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только, спросив разрешения. 
(Слайд 6).
Воспитатель: У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. (Слайд 7).
Даже царь Петр I, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. Ел Петр I, как простые люди, деревянной ложкой, правда была она украшена слоновой костью, он не кичился своей знатностью. А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.
(Слайд8).
Воспитатель: Деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор даже их используют.
Позже появились более практичные алюминиевые ложки. Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего (Слайд9).
Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего (Слайд10).
Воспитатель: Скажите, ребята, а еще деревянную ложку для чего можно использовать? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную. (Слайд 11).
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в мастеров и сами изготовим ложку.
А использовать для нашей ложки мы будем не совсем обычный материал, а какой, вы сейчас узнаете, отгадав загадку.
Из чудесного яичка 
Вылупляется не птичка - 
Не скворец, не голубок, 
А малюсенький дубок! 
(Желудь)
Воспитатель: Правильно, желудь. А еще нам понадобится фольга.
Но, для начала, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому (Вверх большие пальцы.)
Приходили прямо к дому (Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.)
Указательный и средний, (Поочерёдно называемые пальцы
Безымянный и последний – соединяются с большими на обеих руках.)
Сам мизинчик – малышок (Вверх выставляются только мизинцы,
Постучался о порог. пальцы сжаты в кулак.)
Вместе пальчики друзья, (Кулачки стучат друг о дружку.)
Друг без друга им нельзя! (Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.)
Пошаговая инструкция.
Нам понадобятся: желудь и фольга.

Взять половинку желудя и положить его на один из углов квадратного кусочка фольги.

Завернуть желудь в фольгу следующим образом.

Фольгу сминаем таким образом, чтобы придать ей форму ложки.

Затем делаем вращательные движения пальцами обеих рук, напоминающие процесс прядения ниток из шерсти домашних животных нашими бабушками.

Делать это нужно очень аккуратно, так как следует помнить о том, что фольга – это очень хрупкий материал, готовый в любой момент порваться.
Вот какая ложка у нас получилась.

Практическая часть.
Дети выполняют работу, воспитатель, при необходимости помогает.
 Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие замечательные ложки у вас получились.
- Понравилось вам сегодняшнее занятие?
- Какие-нибудь инструменты нам были нужны сегодня? (Нет.)
- Почему не нужны? (Фольга - держит форму, легко мнётся.)
- Скажите, пожалуйста, сможете сделать такого же ложку дома?
- А что можно использовать вместо желудя? (Любой орех, скорлупу от ореха, пластилин.)
- И фантики от шоколадок бросать не придётся: будете собирать их для новых поделок, ведь из фольги можно делать не только ложки, можете придумать что-нибудь своё.
Пожелание для стимулирования детей к изготовлению поделок из бросового материла. Чтение воспитателем стихотворения:
Упрекает меня мама
- Не хватает в доме хлама!
У тебя в коробке
От бутылок пробки,
Лоскутки и нитки,
Соломинки, открытки,
Старые игрушки!
Выбросить всё нужно!
Ну, какой же это хлам?
Всё сгодится в дело нам!
Воспитатель: Заведите дома коробку, в которую будете складывать то, что может пригодиться при изготовлении разных интересных поделок.