Урок литературного чтения Спешите делать добро в 3 классе


Тема урока «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Тип урока
Систематизации и обобщения знаний и умений
Технологии
Педагогическая мастерская, проектная деятельность. Работа в парах, групповая работа над коллективным проектом, здоровьесберегающаяЦель урока формирование позитивного, уважительного отношения к людям старшего поколения через разъяснение значения мудрости и доброты пожилого человека на основе рассказа В.А Осеевой «Бабка»
Задачи урока Образовательные:
1) познакомить учащихся с понятиями «нравственный, безнравственный»;
2 формировать умение анализировать текст художественного произведения, оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы
Развивающие:
1) развивать умение выразить свои мысли грамотно, чётко, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;
2) развивать коммуникативные навыки;
3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся;
Воспитательные:
1) способствовать развитию нравственных качеств на примере личности главной героини рассказа;
2) воспитывать уважение к мнению выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки;
3) воспитывать уважительное отношение к своей семье,
чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким; воспитывать желание проявлять заботу о людях пожилого возраста
Планируемые результаты обучения В результате изучения произведения обучающиеся
- познакомятся с классическим произведением отечественной литературы на тему нравственности;
- научатся:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения действий;
•основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
•осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, проявлять заботу, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения
Основные понятия Нравственный, безнравственный; доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердиеЭтапы урока Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяФормируемые
УУД
Организационный
Мотивация к учебной деятельности (индуктор)
Организовать направленное внимание на начало урока
Психологический настрой:
-Ребята, сегодня у нас вновь необычный урок – урок внеклассного чтения для души.
Приветствие гостей
-Сядем мы за парты дружно,
Нам теперь работать нужно.
На доске слова:
Ходит……….
1.Демонстрация слайдов «Старость» с муз.сопровождением (Д.Шостакович «Прелюдия»)
-Какая по характеру музыка звучала? -Почему я выбрала именно такую мелодию?
-Какое слово я скрыла за карточкой?
2. Читает стихотворение Доры Хайкиной «Ходит наша бабушка»:
-Как девочка относится к своей бабушке?
-Как вы это поняли?
_А вы как называете свою бабушку? Что делаете вместе? Как к ней относятся ваши родители? Как вы считаете, ваша семья дружная?
-О чём пойдёт речь на уроке?
Определение цели урока (Уч.)–
Разъяснить вам некоторые сложные понятия и
напомнить о том, каким должно быть наше отношение к людям старшего возраста.
Самоконтроль готовности.
Настрой на работу.
Приветствие учителя и присутствующих гостей

Рассматривают портреты, делают умозаключение:
-Печальная, грустная.
-Старость – это завершающий этап жизни человека…
Общее слово
- БАБУШКА
Слушают, формулируют мысль, отвечают на вопросы
-Она её любит, заботится о ней. Хочет вернуть её молодость, хочет, чтобы бабушка выздоровела, жалеет её.
Ответы ребят
При помощи наводящих слов определяют задачи на урок:
Мы узнаем…
Познакомимся…
Я хочу понять…
Я хочу разобраться…
Нам нужно выяснить..Выяснить значение слов «нравственный, безнравственный»
Оценить поведение героев. Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- уметь выделять существенную информацию из задания.
Коррекция внимания
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Работа с текстом
1.(Разрыв)
2.Анализ содержания рассказа для оценки поведения героев и формулировки понятий «нравственность, безнравственность»
Динамическая пауза Создаёт несоответствие между имеющимися познаниями и знанием нового:
-Как вы думаете, всегда ли люди по-доброму относятся к своим пожилым родственникам?
-Я знаю такую семью, в которой не так, как у вас. Послушайте рассказ В.А Осеевой «Бабка»
Читает рассказ…
Проверка восприятия:
-Что хотите сказать?
-Какие мысли посетили вашу душу?
-Чем обеспокоено ваше сердце?
-Кто герои рассказа?
-Как герои называют друг друга?
-Чем занимаются герои рассказа?
-Кто в этой семье больше других заботится обо всех?
-Кто главный герой? Почему ?- Кто из героев поступает правильно, проявляет хорошие душевные качества? а кто – не всегда правильно, показывая плохие стороны своего характера?
-Автор рассказа – В.А.Осеева была не только писательницей, но и учителем, она хотела, чтобы все дети поступали правильно, по совести, с доброй душой. Она написала для ребят много поучительных рассказов. Загляните на выставку её книг.
Обратите внимание на названия книг-
Чему научат ребят эти книги?
-Добру учила своего Борюшку и бабка. Учила не наставлениями и не упражнениями, а мудрыми словами.
-Найдите в тексте мудрые высказывания, поясните их. Слушают чтение учителем, читают рассказ выборочно (ролевое чтение, чтение с предварительной подготовкой)
Формулируют ответы на вопросы учителя
Отвечают на вопросы, стараясь доказать и обосновать своё мнение.
Находят подтверждение своих высказываний словами из рассказа
Встают с мест, подходят к доске-выставке книг, читают названия книг

-Доброте, добру.
Вычитывают поговорки из текста, дают пояснения Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой
- уметь осуществлять поиск необходимой информации в тексте для выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном диалоге при восприятии и обсуждении прочитанного; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний, решение учебной задачи (самоконструкция)
Словарная работа
(с элементами афиширования)
Организует работу с высказыванием
-В каком порядке вы расставили слова?
-Какое слово главнее?
-Прочитайте с логическим ударением.
-Слова добро и доброта понятны нам с раннего детства. Попробуем разобраться в более сложных понятиях (на доске термины НРАВСТВЕН-НОСТЬ и БЕЗНРАВСТВЕН-НОСТЬ)
-Нравственный человек- проявляющий хорошие душевные качества.
Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера.
-На столах перед вами карточки со словами, которые могут описать характер человека или литературного героя.
-Давайте попробуем разобраться, какие человеческие качества мы считаем нравственными, а какие - безнравственными?
- Кто же из героев рассказа человек нравственный, а кто –безнравственный? Объясните своё мнение.
-А что же дальше? Составляют предложение из предложенных слов
ДЕЛАТЬ СПЕШИТЕ
ДОБРО
Поясняют свой выбор и решение учебной задачи, читают предложение, соблюдая логическое ударение, формулируют вывод:
Все слова важные.
Принятие учебной задачи.
Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.
Демонстрация знаний, умений.
Работа с карточками:
доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие
Сопоставление внешнего облика героев с качествами их личностей
Учащиеся распределяют слова по группам, создавая на магнитной доске проект «Качества характера»
Дают обоснованные ответы
Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Отвечают на вопросы. Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
3.Работа с текстом Чтение заключительной части рассказа учителем
Какое впечатление вызвал у вас рассказ?
-Что понял наконец Борька?
-Где он был до позднего вечера, догадались?
-Что осталось от бабки в шкатулке?
-А что останется у Борьки в сердце?
-Нравственный Борька человек или безнравственный ?-В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым.
Восприятие информации
Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Отвечают на вопросы
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Познавательные:
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Рефлексия
Методика «открытый микрофон»
Для продолжения мыслительной деятельности Настраивает на душевный отклик по прочитанному:
- Всем известно, что бабушки любят украшения. -Как вы думаете, какой подарок мечтала получить бабка от своих родных?
-У каждого из вас сегодня есть бусина. Давайте соберём для Борькиной бабушки бусы в подарок. Думаю, она была бы очень рада и счастлива. А нанизывая бусину, будем высказывать пожелания всем пожилым людям.
-Выскажите ваши впечатления от урока
-Мы прочитали рассказ в сокращении. Полностью вы прочтёте его дома, с родителями. Дарю вам эти мудрые строки В.А.Осеевой.
-Благодарю вас за урок, и желаю вам стараться в жизни совершать правильные, нравственные поступки. Принятие учебной задачи.
Выполняют задание.
По начальным словам формулируют свой отклик по итогам урока
Меня поразило…
Я не ожидала, что….
Я удивилась…
Меня затронуло за сердце..Теперь я буду…
Я задумалась…
Принимают подарок – рассказ для семейного прочтения. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос
Познавательные:
- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;