МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК. Тема 1.2. Орфоэпия. (1 курс на базе основного общего образования) Специальность: 060501 Сестринское дело


Методические рекомендации
по организации и выполнению самостоятельной работы
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
(1 курс на базе основного общего образования)
Специальность:
060501 Сестринское дело
____________________________________________________________________________

Тема 1.2. Орфоэпия.
Вид самостоятельной работы - внеаудиторная
Требования к знаниям и умениям студентов
обучающийся должен знать:
о языковой норме и ее разновидностях;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
обучающийся должен уметь:
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
владеть терминологией темы;
анализировать, выделять главное, оценивать и обобщать сведения
Содержание заданий
- выполнение заданий;
- выполнение тестовых заданий.
Краткие теоретические сведения
Орфоэпия (от греч.orthos –правильный, epos – речь) - 1. Совокупность норм и правил литературного языка, регламентирующих оформление звучащей речи, ее единиц –звуков, звукосочетаний. 2. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного и литературного произношения.
Чтобы овладеть орфоэпией, т.е. правильным литературным произношением, надо уметь слышать и анализировать звучащее слово.
Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы
1) Нормы произнесения гласных звуков.
Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.
Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», то есть в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [и] c призвуком [э]. Например: лес [э] – лесник [иэ], грязь [а] – в грязи [иэ].
После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.
2) Нормы произнесения согласных звуков.
Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.
Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].
Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].
Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.
Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].
Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.
На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.
Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].
Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.
Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]и-нели (без шинели).
Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).
Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик), разно[щ’]ик (разносчик).
Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).
Сочетание в конце глаголов -тся и -ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).
Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).
Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].
Буква г на конце слова бог произносится как [х].
Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.
Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче.
Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].
В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).
После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).
В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).
Практические рекомендации по выполнению
Изучите теоретический материал темы, пользуясь справочниками, дополнительной литературой, §15 - [3].
Выполните задания:
Пользуясь толковым словарем, запишите значения слов.
тонометр, иммунитет, синдром, абсцесс, дерматит, лапароскопия, капилляр, ювеноиды, миокард, вакцина, гастрит, хромосома.
Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения в словах. Произнесите слова в соответствии с нормами русского литературного языка.
1.2. Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят – все лучшие годы! (Лермонтов.)

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» (Есенин.)
И что за диво? …издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока… (Лермонтов.)
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви. (Пушкин.)
И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе молодцу кручиниться?..» (Лермонтов.)
1.3. Используя орфоэпический минимум, подлежащий проверке на ЕГЭ по русскому языку (Приложение 4. Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на ЕГЭ по русскому языку) подберите и запишите 20 слов для фонетической разминки.
1.4. Составьте вопросы к материалам темы, используя следующие опорные словосочетания:
установите причины;
предположите закономерность;
приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …
Выполните тестовые задания (в системе дистанционного обучения НовГУ)
Контрольные вопросы:
- Что изучает орфоэпия?
- С какими разделами науки о языке она связана?
- В каком издании представлены нормы правильного произношения?
Дополнительные задания.
Напишите небольшое рассуждение о значении изучения орфоэпии.
(Приложение 3. Сочинение. Этапы работы, рекомендации)
Подготовьте сообщение на тему:
- Из истории славянской письменности и алфавита. Рекомендации по подготовке сообщения (Приложение 1. Методические рекомендации студентам по подготовке сообщений. Приложение 2. Советы выступающему перед аудиторией).
Сроки выполнения заданий:
Задание подготовить к занятию по теме 1.3.
Формы контроля: Устный опрос.
Рекомендуемая литература: [3][5][7][8][10][13][18][21][22][23][33]
Словари: [1][5][6]