Программа элективного курса Вероятность и статистика


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»









Программа элективного курса
для обучающихся 7-8 класса

«Вероятность и статистика»



Автор: Чендемерова Людмила Анатольевна








2014 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс “Вероятность и статистика” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет и углубляет базовое предметное образование. Кроме этого, одно из направлений курса – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА-9. Уже в 2011 году в задания ГИА-9 по математике были включены задачи по теории вероятности и комбинаторике. Это было учтено в элективном курсе «Вероятность и статистика».
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.
Планирование рассчитано на 1 час, всего 68 часов. (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе). В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.























ЦЕЛИ КУРСА:
Формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;
подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами;
развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
расположение к самостоятельному поиску решений.


ЗАДАЧИ:
Ознакомить с процессом построения модели вероятностных событий, учить анализировать их;
сформировать у школьников представление о статистическом исследовании;
развивать у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;
формировать навыки и интерес к научной и исследовательской деятельности и воспитывать устойчивый интерес к математике;
подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.

















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате успешного изучения курса обучающиеся должны :
Знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики.
Видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.
Уметь вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами; представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий; использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей; решать простейшие задачи математической статистики; интерпретировать полученные результаты.



































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Название темы

Кол-во часов
Форма подведения итогов
Дата


Таблицы


7 класс




1.
Введение. Что изучает теория вероятностей.
1



2.
Статистические данные в таблицах
2



3.
Поиск информации в таблицах
1



4.
Вычисления в таблицах
1



Диаграммы

1.
Столбиковая диаграмма
2



2.
Круговая диаграмма
2



3.
Диаграмма рассеивания
2
практ. раб.


Описательная статистика

1.
Среднее значение
3



2.
Медиана
3



3.
Наибольшее и наименьшее значение. Размах
3



4.
Отклонения. Дисперсия
2
практ. раб.


Случайные события и вероятность

1.
Случайные события
3



2.
Вероятности и частоты
2



3.
Монета и игральная кость в теории вероятности
4
практ. раб.


Математическое описание случайных событий

1.
Случайные опыты
1



2.
Элементарные события
2
зачёт



8 класс




3.
Вероятности элементарных событий
3



4.
Благоприятствующие элементарные события
3



5.
Вероятности событий
3
практ. раб.


Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей

1.
Противоположное событие. Диаграммы Эйлера
3



2.
Объединение событий
3



3.
Пересечение событий
3
практ. раб.


4.
Правило сложения вероятностей
2



5.
Формула сложения вероятностей
2



6.
Случайный выбор
2



7.
Умножение вероятностей
2
зачёт


Элементы комбинаторики

1.
Правило умножения
2



2.
Перестановки. Факториал
2



3.
Сочетание
2




Урок – зачёт “Счастливый случай”
1
зачёт



Итоговое занятие. Защита проектов.
1
Защита проектов.



Всего
68






Использованная литература:
Булычев В.А. Вероятность вокруг нас и в школьном учебнике математике. – М. Мир,1996.
Бунимович Е.А. Вероятность и статистика. М., «Дрофа», 2009.
Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».// Математика в школе, № 3 – 2003
Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятности. –М.Просвещение, 1990.
Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М. Просвещение, 1996.
Семеновых А. Комбинаторика. // Математика. Приложение газеты «Первое сентября», № 15, 16, 17 – 2004
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко. Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2009.

15