Подсказка к анализу текста. Тропы.


ТРОПЫ
Вид
тропа Понятие тропа
Способ выражения Примеры Его роль в тексте
Эпитет
Художественное определение Имя существительное
Имя прилагательное
Наречие
Деепричастие Бродяга – ветер
Серебряная берёза
Жадно глядит
Несётся сверкая - характеристика лица, предмета, явления
- носит эмоциональный характер
- в эпитете воплощается уникальность мироощущения, присущего описываемому- эпитет образует с определяемым словом свободное, подчас неожиданное словосочетание, отличающееся новизной и свежестью звучания
- эпитет - одно из главных средств художественной выразительности
- эпитет характеризует внешнее в образе и его духовный облик
- эпитет выполняет экспрессивную роль, выражая при этом как положительное, так и отрицательное отношение говорящего или пишущего к собеседнику, явлению, состоянию
- слова, снабжённые эпитетом, выделяются на общем фоне
- эпитет – средство, позволяющее ощутить авторскую позицию
Литота Художественное преуменьшение Мальчик с пальчик
Мужичок с ноготок - те же назначения, что и у гиперболы
Сравнение
Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого При помощи союза – как, будто, точно, подобно
С использованием творительного падежа
С использованием соотносительных форм
Отрицательного типа
Развёрнутое Глаза как звёзды…
Словно крошкой в руках улеглось…
Белей, чем горы …снеговые…
Не ветер бушует над бором
Так летом глыба
ледяная,
Цветами радуги
блистая,
Висит, прохладу
обещая,
Над беззаботным
табуном. - это основной способ образно-композиционного построения
- сравнение придают предмету новое качество, создаёт новый образ
- сравнение создаёт зрительный образ
- сравнение создаёт эмоциональный план
текста
Аллегория
(иносказание)
Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы Все басни построены на аллегории.
Заяц – трусость
Лиса – хитрость… - одно из сильнейших средств воздействия на сознание и воображение читателя
- она способна олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах
- предметное значение слова может «стираться»
Олицетворение
(разновидность метафоры)
Изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать Робко месяц смотрит
в очи,
Изумлён, что день не
минул…
Осторожно ветер
Из калитки вышел… - это средство лексической выразительности
Ирония
Лёгкая, скрытая насмешка Забил снаряд я в пушку
туго
И думал: угощу я друга!
Постой – ка, брат,
мусью… - это средство лексической выразительности
Гипербола
Художественное преувеличение В шар земной упираясь
ногами,
Солнца шар я держу на
руках…
А в комнате людей – за день не перечесть..- речевой приём, рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие
- это – один из важных способов построения
сюжета, образной системы
- это – одно из важных средств передачи авторской мысли
- гипербола укрупняет, заостряет реальные противоречивые явления
- за каждой гиперболой – важная мысль
- гипербола может быть нравственно – философской
- важный способ обрисовки характеров
- гипербола – одно из важнейших средств художественной типизации
- в стихотворении мысль порой сгущена, заострена до предела, поэтому её логическая суть может быть подвергнута эмоциональному преувеличению (гиперболе).
Этим достигается наивысшее напряжение авторской мысли
- гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в её противоречия
Овеществление
(разновидность метафоры) Уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам Гвозди бы делать из
этих людей:
Крепче бы не было в мире гвоздей… - это средство лексической выразительности
Метафора
Скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре)
Безмолвен чёрный лес (безмолвны птицы в чёрном лесу)
Ель рукавом мне тропинки завесила
(ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила)
Горит восток зарёю
новой
(т. е. как пожар)
Сладкий голос
Блистать эрудицией - это один из способов образования новых лексических значений в языке
- это средство лексической выразительности
- это способ построения образов
- метафора создаёт образно- эмоциональный эффект
- она создаёт как бы второй план
- метафора заставляет работать мысль и воображение
- она требует духовного усилия
- метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя
- предметное значение слова может «стираться»
Метонимия
Сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий Стальной оратор дремлет в кобуре
(револьвер)
Вёл мечи на пир
(вёл воинов на сражение)
Я три тарелки съел
(тарелка здесь в значении как порция ухи) - это один из способов образования новых лексических значений в языке
- метонимия делает художественное противопоставление в высшей степени энергичным
- метонимия может достигать большой эмоциональной достоверности
- она может создавать эффект присутствия читателя в художественном мире
- метонимические детали и подробности нередко служат своеобразными «вещественными доказательствами» описываемых событий и переживаний
- метонимические подробности создают целостную картину
Оксюморон
Сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение Живой труп - создаёт эмоциональное звучание в тексте
- яркая выразительность
Символ Слово, которое получает в художественном тексте новое (переносное) значение Утро –
1. Начало дня
2. Начало жизни
Весна-
1. Время года
2. Начало юности - в символе – огромное множество значений, и эти значения как бы просвечивают друг друга
- символ способен это множество значений «отдавать» по-разному, в зависимости от задач автора
- основная особенность символов_ в том, что они есть не только в литературе, но и в обычной жизни
СИНЕКДОХА Название целого через часть Все флаги в гости будут
к нам…
(флаги – в значении иностранные корабли)
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз
(единственное число вместо множественного)
Мы все глядим
в Наполеоны
(множественное число вместо единственного) - это средство лексической выразительности
- это один из способов образования новых лексических значений в языке
- достигается больший эффект выразительности текста
- высокая эмоциональность
ГРОТЕСК Резкое преувеличение
Гротеск – это мир небывалый, особый, противостоящий не только обыденному и повседневному, но и реальному, действительному
В повести Н. Гоголя у майора Ковалёва исчез нос, а затем его возвращение на прежнее место
У Салтыкова-Щедрина («История одного города») у одного из градоначальников – фаршированная голова - гротеск передаёт алогичность новосозданного художественного мира
- авторская мысль доводится до предела
- гротеск рождает сильнейший сатирический эффект
- «Настоящий гротеск – это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания »
(К. Станиславский)
- гротеску свойственно стремление к предельному обобщению, преимущественно сатирическому
АЛОГИЗМ Художественный приём, подчёркивающий внутреннюю противоречивость отдельных драматических или комических ситуаций словосочетаниями, противоречащими логике «Горячий снег»
(Ю. Бондарев. Роман)- яркое образное выражение
- подчёркивает противоречие, которое противоречит логике
- является толчком для размышлений по данной теме
- описанное алогично действительности
ПЕРИФРАЗ Литературный приём (близкий метонимии) : обозначение образа, предмета или явления, не называя его, а лишь описывая его приметы или признаки. «Три ярких глаза набегающих»(А. Блок. Стихотворение «На железной дороге») –это поезд
- создаёт характеристику собственного видения мира, предмета, явления
- может достигать большой эмоциональной достоверности
- может создавать эффект присутствия читателя в художественном мире