Конспект урока русского языка Предложения с однородными членами

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»






ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА на тему:

«Предложения с однородными членами»





Подготовила: преподаватель русского языка и литературы Добродомова Д.М.













2017 г.

Тема: «Предложения с однородными членами» (слайд 1)
Тип урока: обобщение и систематизация
Вид урока: урок-путешествие
Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Цели урока
Образовательная: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах и ЗП при них.
Развивающая: развивать внимательность, отработать навык постановки ЗП.
Воспитательная: формировать у обучающихся навыки взаимодействия и сотрудничества.
Задачи: (слайд 2)
знать признаки однородных членов предложения;
уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них;
правильно ставить ЗП (одиночные и парные знаки препинания, сочетания знаков препинания), объяснять их постановку.
Оборудование, использование ИКТ, источники информации:
интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет, презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», учебник «Русский язык» (автор Е.С. Антонова), сборник для подготовки к ЕГЭ (автор Н.А. Сенина), раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент. (записываем число и вид работы)
Орфографическая разминка (слайд 3)
Из данных словосочетаний выписать слова, распределяя их по группам:
1. с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»;
2. с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»;
3. с орфограммой «Чередующаяся безударная гласная в корне слова».
Соприк..сновение с действительностью, ..патия ко всему, созд..вал улучшения, ярко забл..стали, р..в..люционные д..мократы, прогр..ссивная инт..лл..генция, соб..рается прославиться, неприм..римо вр..ждебные силы, подп..рать ногами.
Далее идет взаимопроверка, потом сравнивают с правильным вариантом. (слайд 4) Обучающиеся выставляют карандашом оценку своему соседу.
II. Стадия вызова.
- Любите ли вы путешествовать? (путешествие – передвижение по какой-то территории, местности)
Сообщение формы урока (слова известного французского писателя и философа)
Путешествие помогает нам вновь обрести себя.
Альберт Камю (слайд 5)
- С какой целью отправляетесь в путешествие в те места, где уже были? (с целью изучения, закрепления) Вновь посетим страну Синтаксиса и Пунктуации.
III. Актуализация
Вид работы: фронтальная
Определение темы урока, цели. Работа с текстом (слайд6)
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
(устало-нежный, расслабленный)
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землёю.
- Какое предложение по структуре?
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Назовите средства связи между однородными членами (интонация, инт.+союзы)
- Объясните постановку ЗП (указать)
Определите тему урока (обучающиеся фиксируют её в своих тетрадях).
- Тема для вас не новая. Какова цель? (систематизировать и закрепить ваши знания об однородных членах предложения). Посмотрим на известные факты по-новому.
- Какие знания и умения у вас должны быть по окончанию урока?
Знать:
что такое «однородные члены предложения;
правила постановки знаков препинания при однородных членах.
Уметь:
находить однородные члены в предложении;
ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

IY. Мотивация. 
Цели:
- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»),
- организовать деятельность обучающихся по установке тематических рамок урока («могу»).
- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- Где в жизни нам пригодятся знания и умения? (Задания связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр.)
Обсуждение формы работы.
Как мы будем путешествовать? По одному? Парами? Группами? Как вам легче путешествовать? Мы совместим все виды работы. Вы получили маршрутные листы, в которые будете вносить свой результат. К концу урока они должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.
Итак, путешествие начинается.
Y. Путешествие
Станция 1. «Раскопки». (1-й этап – Знание) (слайд 7)
Цель: повторить признаки однородности.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Вид контроля: взаимоконтроль.
- Какие члены предложения мы называем однородными?
- Каковы же признаки однородных членов предложения?
(Тест «Признаки однородности» ли «Восстанови определение»). Называется признак, а обучающиеся отмечают + или - . (слайд 3)
1) Выражены только главными членами предложения ( - ).
2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).
3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).
4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+ ).
5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+).
Станция 2. Лабиринт.(2-й этап – понимание) ) (слайд 8)
Цель: закрепление теоретических знаний о постановке ЗП.
Вид работы: фронтальная.
- Когда ставим запятую в предложении с однородными членами предложения?
При однородных членах предложения перед противительными союзами. (Примеры).
Перед повторяющимися союзами. (Примеры).
Перед второй частью двойных союзов. (Примеры).
- Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами. (Примеры).
Станция 3. Таинственный замок.( 3-й этап – применение) (слайд 9)
Вид работы: в парах
Вид контроля: самоконтроль
Задание. Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие). Из какого произведения предложения?
1)Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа.
2)Небольшая низенькая комнатка была очень чиста и уютна и убрана довольно роскошно но без особого вкуса.
3)Под влиянием различных смутных чувств сознания уходящей жизни желания новизны она заставила себя дойти до известной черты заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну а пустоту или безобразие
(слайд 10-13) Работа для сильных обучающихся
Физминутка.
Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.
Называю различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение.
Задача обучающихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
Станция 4. Весёлая семейка. (распечатка) (слайд 14)
·
Цель: передайте содержание текста одним предложением, в котором должны быть однородные члены предложения и обобщающее слово (произвести сжатие текста).
Форма работы: групповая
Прочитайте текст.
Всё из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озёр стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы берёзовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых кольях.
(Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы берёзовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых коленьях).
- Приём сжатия.
Станция 5. «Исследовательская». Самостоятельная работа (печатный вариант) (слайд 15)
Тест
Карточка 1.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
1. Весенний воздух был наполнен ароматом сирени ( ) и ласковым воркованием горлинок.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
2. Придёт время и всё изменится.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
А 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1, 2 2) 2, 3, 4 3) 2 4) 1, 2, 3, 4
2. В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 3, 4
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1.Бесчисленные золотые звезды (1) казалось (2) тихо текли все наперерыв, мерцая, по направлению Млечного Пути, и (3) право (4) глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли.
1) 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 2, 3
2. Иногда случается, что лес и горы имеют привлекательный и веселый вид, так (1) кажется (2) и остался бы среди них навсегда, а иногда (3) наоборот (4) горы кажутся угрюмыми и дикими.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4
Карточка 2.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
1. Накануне было ветрено ( ) и море по-прежнему выбрасывало на берег какие-то темные водоросли.
1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Лось замер, затаился ( ) и настороженно стал всматриваться в мелкий кустарник у воды.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна: есть общий второстепенный член.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полету (4) звенели (5) натянутой тетивой.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 4, 5
2. Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 4
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. «Покой нам только снится...» через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.
1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 4, 5 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4, 5
2. Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.
1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5
(слайд 16-19) Дополнительное задание для сильных обучающихся
Y. Коррекция ЗУН.
YI. Д.з.: п.47, упр. 191
YII. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. (слайд 20)
Приложение:
Маршрутный лист
Этап урока
Вид деятельности
Результат (+,-)

Станция 1. «Раскопки».
Определение признаков ОЧП
Могу найти однородные члены предложения.


Станция 2. Лабиринт
О средствах связи и постанове ЗП
Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила.


Станция 3. Таинственный замок
Работа с текстом: определение ОЧП, постановка ЗП, объяснение
Расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой (или её отсутствие)


Станция 4. «Весёлая семейка»
Работа с текстом: сжатие с использованием обобщающего слова
Строить предложение с ОЧ и обобщающим словом


Станция 5. «Исследовательская»
Работа с тестом
Я могу правильно поставить ЗП, найти предложения с ОЧП и прокомментировать.



Путешествуйте, чтобы стать умнее.
Используемая литература:
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 47-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2014.
Литература 19 века на уроках русского языка. Пособие-практикум для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: «Паритет», 2015.
ЕГЭ 2009. Русский язык универсальные материалы для подготовки учащихся / авт-сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. ФИПИ – М., Интеллект-Центр, 2016.
Варианты ЕГЭ – 2011. Русский язык / авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. ФИПИ М., Интеллект-Центр, 2017
Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования\Е.С. Антонова,Т. М. Воителева.-М. «Академия»










13PAGE 15


13PAGE 14115







15