Урок русского языка Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от стлать).

Урок русского языка
Класс: 3
Учитель начальных классов: Иванова Татьяна Борисовна
МБОУ «Школа развития № 24»
Тема урока: Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от стлать)
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Тип урока: урок решения частных задач.
Задачи:
Уточнение схемы признаков слов 2-ого спряжения и порядок их проверки.
Обнаружить необычность правописания личных окончаний в слове стелить.
Оборудование: доска Smart Bord, карточки, словари.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Примечание

I Организационный момент
- Начинаем урок русского языка.

- Мы продолжаем работать над правописанием личных окончаний слов, называющих действия.
- Как проверить орфограмму в личном окончании?
- Восстановите схему, с помощью которой мы проверяем орфограммы в личных окончаниях.
- Молодцы, двигаемся дальше.
Записывают в тетрадях число, классная работа.





- Мы пользуемся схемой.


Находят, что не обозначено шип. в словах
на –ать, и у-основа в словах на –еть.



Схема с недостающими данными записана на магнитной доске.


II Создание ситуации успеха
Зре_т рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гон_т ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотр_т в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
- А что такое нива? О каком времени года идет речь в стихотворении?
- В какой части слова пропущена орфограмма?
- Пользуясь схемой, вставьте буквы в личных окончаниях глаголов. Запишем эти слова на доске и в тетрадях.






- Хорошо, вы научились проверять орфограммы в окончаниях.
- Двигаемся дальше.
Читаю отрывок стихотворения Афанасия Афанасиевича Фета.











- Орфограмма пропущена в личных окончаниях глаголов.
Выполняют запись на доске и в тетрадях, объясняют пользуясь схемой.
зре_т – зреть (н/у., I спр.) зреет
Ставлю слово в инфинитив – зреть, основа неусекаемая- I спр..
гон_т – гнать (у., не шип., иск.) гонит
Ставлю слово в инфинитив – гнать, основа неусекаемая, перед – ать не шип.звук, это слово – исключение, II спр..
смотр_т – смотреть (у., 2 спр.) смотрит
Ставлю слово в инфинитив – смотреть, основа усекаемая, слово на –еть, II спр..


Стихотворение на слайде №1.


Стихотворение без пропусков на экране (слайд №2).
На экране картинка с полем (слайд №3).

- Нива – это засеянное поле.
- Речь идёт о времени года – лете.

III Создание ситуации интеллектуального конфликта. Постановка частной задачи
- Запишите в тетрадях предложение
Папа стелет ковёр.
- Ребята, а какую букву вы написали в корне слова ковёр? Как проверили?
- Ребята, как вы записали слово стелет?
Записать варианты на доске.
стелет
стелит
стел_т
- Так! Мы писали один и тот же глагол, а почему получились разные варианты?
- А как правильно?
- Как рассуждал? (- ит)




- Как рассуждал? (-ет)
- Почему написал слово с пропуском?

- Поработаем в группах и выясним, к какому спряжению относится слово стелить и какую букву нужно писать в личном окончании слова стелет. Оформите свой ответ на листе.

- Слушаем внимательно первую группу, задаём вопросы на уточнение.







- А по схеме мы же не видим что глагол I спр.. Значит, надо схему уточнить. Предлагайте свои варианты.
- Прочитайте однокоренные слова (когда читать слова???)

- Откроем учебники на стр. 113 и проверим правильно ли мы сделали вывод.
- Вам понятно уточнение Сам Самыча?
Дети записывают предложение в тетрадях.

-Подобрали однокоренное слово – коврик.







- Мы не знаем.

Поставил слово в инфинитив стелить.
Проверил основу, основа усекаемая.
По схеме, слова на - ить с усекаемой основой относятся ко второму спряжению. Значит надо писать -и-.
Я видел это слово в книге, пишется -е-.
- Потому что я не знаю какую букву писать в окончании слова.






Выводы групп.
-Мы нашли в словаре слово стелить, там написано см. слово стлать, нашли слово стлать. Это слово имеет окончания глаголов – ешь, - ют. А это окончания глаголов I спр., значит, глагол стелить I спр.
стелить = стлать
-ешь
-ют
Стелет – 1 спр.


Дети предлагают свои варианты



Читают в учебнике вывод(Действительно, изменения )
-Да, понятно. Нужно ещё добавить что это слово слово – исключение.
Дописывают в схему слово стелить.
Один у доски.







































IV Анализ условий
- Давайте запишем пословицу
Мягко стел_т, жёстко спать.
- О ком так говорят?

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Какую букву будите писать в окончании слова стелет?


- Двигаемся дальше.
- Потренируемся в написании глагола стелить.
- Вадим, прочитай задание.

Индивидуальная работа на карточках.
Застелешь постель, выстелем дорожки плиткой, расстилается снежный ковер, устелешь пол коврами, расстелет скатерть, настелем пол в кухне.
- Проверим.


- У кого были ошибки? У кого все правильно?


- Так говорят о том, кто доброжелателен лишь внешне.
-Человек говорит совсем не то, что думает.

Списывают пословицу в тетрадь и объясняют окончание.
- Напишем букву – е, потому что стелить относится к I спр.
Раздаю карточки.
- Вставьте орфограммы в личные окончания глаголов. Проверку выполняйте устно.






Зачитывают по слову и объясняют орфограмму.
- В слове застелешь (выстелем, расстилается, устелешь, расстелет, настелем), я вставила букву е, потому что глагол стелить – I спр..


Пословица с пропуском на экране (слайд №4).


Пословица без пропуска на экране (слайд №5).


На экране текст задания (слайд №6).


Проверка с доски.

V Итоговая рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Мы узнали что глагол стелить относится к I спряжению.


VI Домашнее задание
Упр. 262 (стр. 115).

Слайд №7.

























·15