Конспект урока по русскому языку на тему Склонение личных местоимений 3-го единственного и множественного числа

СТРУКТУРА УРОКА
Дата:02.03.2016
Предмет: Русский язык
Класс: 4 «А»
Учитель: Годунова Любовь Николаевна
Руководитель практики: Григорьева Виктория Михайловна
Тема: Склонение личных местоимений 3-го единственного и множественного числа.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: создать условия для знакомства с изменением местоимений 3- го лица по падежам.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умения склонять местоимения 3-го лица; совершенствовать умения называть грамматическую признаки личных местоимений ; формировать умения оценивать уместность употребления местоимений в тексте и заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; формировать умения соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм; обеспечить понимание учебного материала; учить отвечать на вопросы по учебнику.
Развивающие: развивать связную устную и письменную речь; фонематический слух; орфографическую зоркость; работать по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сопоставление и др.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся толерантного отношения к друг другу; уважение к мнению других; умения слушать и высказывать свою точку зрения; воспитывать трудолюбие; воспитание любви к русской литературе; воспитывать положительное отношение к обучению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: называние грамматических признаков личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа; определение лица, числа, падежа личных местоимений; соблюдение норм употребления местоимений и их форм в речевых высказываниях; оценивание уместности употребления местоимений в тексте; замена повторяющихся в тексте имен существительных соответствующими местоимения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленными правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки у учете ошибок.
КОММУНИКАТИВНЫЕ -- формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных целей.


Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы):Учебник «Русский язык. 4 класс» В.П.Канакина. Карточки для самостоятельной работы, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Point.



ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, меня зовут Екатерина Владимировна.
Сегодня я проведу у вас урок Русского языка.
Найдите «Четвертое-лишнее»
Он, она, оно, я;
Я, ты, они, он;
Мы, он, но, вы;
Ты, к, от, за;
Мне, мну, мни, мнём;
-Проверили ли вы крепость своих знаний?
Готовы ли вы решать дальнейшие задачи урока?
Воспринимают и готовятся к уроку.
Слушают
Формулируют
Отвечают

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.
- Какое упражнение вам задавали на дом?(Упр.125)
-Подготовьтесь прочитать диалог, который у вас получился.
-Какие местоимения использовались в диалоге?
-Как определять падеж местоимений, которые употреблены в косвенных падежах?
( правило со стр. 57.)


-Что такое предлог? Приставка?






-Спишите, расставляя скобки.
(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду через реку (про)тянулась дорога. (На)стеклах мороз (на)рисовал (на)рядные узоры. (По)земле, (по) крытой глубоким снегом, хорошо ходить (на)лыжах.
Проверка. Один ученик объясняет.
Готовятся
Отвечают у доски.



Н.ф. местоимений- это форма именительного падежа.
Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.
Предлог- это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлоги пишутся раздельно.
Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Приставки пишутся слитно.

Наступила настоящая зима. По льду через реку протянулась дорога. На стеклах мороз нарисовал нарядные узоры. По земле, покрытой глубоким снегом, хорошо ходить на лыжах.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Прочитайте стихотворение.
А ёжик ночью убежал. Его никто не обижал. Он тосковал уже с утра, Он тосковал ещё вчера. Чего он, глупый, тосковал? К нему никто не приставал! Его мы так любили- И гладили, и мыли. Но он свернулся и дрожал. А после взял да убежал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-Как вы считаете, почему ёжик убежал?
-Чему учит это стихотворение?
-Найдите в стихотворении местоимения Докажите, что это местоимения.
-Поставьте местоимения «его» и « к нему» в начальную форму
-Почему они написаны в разных формах?
Тогда давайте сделаем вывод.
Личные местоимения могут
Работа по учебнику.
-Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица на стр. 60.
-Просклоняем местоимения по падежам по цепочке.
-В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?
-Посмотрите на таблицу и скажите, как предлоги пишутся с местоимениями?
-Найдите те формы, с которыми употребляются предлоги. Посмотрите, что хитренького у них появляется?
-Прочитайте эти местоимения с предлогами.
-А теперь найдите в учебнике и прочитайте правильно ли мы сделали вывод.



-После каких предлогов к местоимениям не добавляется буква «Н»?

-Давайте, обобщим все, что мы сегодня узнали и сделаем вывод:
Все местоимения 3-го лица изменяются по падежам.
В в Род. и Вин. падежах формы личных местоимений одинаковы.
Если личное местоимение 3-го лица употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [Н`], а на письме – с буквы Н
Не добавляется звук [Н’] и буква Н к местоимению после предлогов: ВОПРЕКИ ему, БЛАГОДАРЯ ей, НАВСТРЕЧУ им.
-Прочитайте на слайде, все ли вы рассказали.
Читают
Анализируют
Отвечают
Называют местоимения.









Нужно оберегать природу. Дикая природа должна оставаться дикой. Не нужно ежика гладить, мыть и т.д.

Местоимения- указывают на предмет, но не называют его.

(он)


Потому что употреблены в в Род. и Дат.падежах.


.изменятся по падежам.


Рассматривают
Склоняют


В Род. и в Вин. падежах.

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.

Появляется буква «Н».


Читают.
Если личное местоимение 3-го лица употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [Н`], а на письме – с буквы Н

ВОПРЕКИ ему, БЛАГОДАРЯ ей, НАВСТРЕЧУ им.)
Делают вывод.














Читают.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

-Прочитайте упражнение 127( устно)
-Что вам нужно выполнить в этом задании?
Х х
Просить(кого?что?) его- просить(за кого? за что?) за него.(он)Вин.пад
Х х
Послать(кому?) ей- послать(к кому?) к ней.(она)Дат.пад.
Х х
Играть(чем?) ими- играть(с чем?) с ними.(они) Тв.пад.

-В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?
-Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.Укажите падеж местоимений.





-Прочитайте задание Упр. 130.
-Что вам нужно выполнить в этом задании?
-Обратите внимание на образец.
-Давайте, разберем его вместе.

П.п П.п
Образец. Беспокоился об отце (о нём)
Один ученик выполняет у доски.
Читают
Определить начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.






«Его» употребляется без предлога, значит буква «н» не пишется.
«за него» употребляется с предлогом, значит буква «н» пишется.
«Ей» употребляется без предлога, значит буква «н» не пишется.
«к ней» употребляется с предлогом, значит буква «н» пишется.
«ими» употребляется без предлога, значит буква «н» не пишется.
«с ними» употребляется с предлогом, значит буква «н» пишется.
Читают
Заменить имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме. Записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным записать в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное. Указать падеж имен существительных и местоимений.

Одержал победу( её)(Вин.п Вин.п), увидел салют(его)( Вин.п Вин.п), любовался пейзажем( им)(Тв.п Тв.п), сделал из металла( него)(Р.п.Р.п), извинился перед товарищем(ним)(Тв.п. Тв.п), спросил у директора(него) (Вин.п Вин.п) подъехал к вокзалу( нему)( Дат. п Дат. п), доверять ученице(ей)(Дат.п) мечтать о путешествиях (них) (Предл.п Предл. п.), дружить с космонавтом(ним) (Тв.пад. Тв.п.)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- У вас на парте лежат карточки с заданиями.
Сейчас вы должны выбрать для себя задание 1 или 2 и выполнить в тетради самостоятельно, постарайтесь объяснить свой выбор в конце урока
Карточка
1 Спишите.  Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.

Летом на даче у меня появились новые друзья. Я часто звоню друзьям. Перелётные птицы собираются в стаи. У птиц время отлета.

2. Составить и записать предложения с местоимениями:
С ним, о вас, к нему.
Выполняют задания



Выполняют самостоятельную работу.












6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Прочитайте задание упражнения 133.
-Что вам нужно выполнить в этом задании?

Запишите пословицы, которые у вас получились.
Объясните их смысл.
Найдите местоимения, укажите лицо, число, род(если это местоимение 3-го лица) и падеж.

Образец: Тебяэто местоимение, начальная форма ты, местоимение тебя употреблено в форме 2-го лица, в единственном числе, в винительном падеже.

*Прочитайте задание упражнения 132.
-Что вам нужно выполнить в этом задании?

Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои
клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать.
Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

-Составьте рассказ по рисунку. Подготовьтесь его рассказать.
Запишите домашнее задание. Упр 128.
Читают
Составить из данных частей пословицы.
Когда я ем, я глух и нем.(1-е лицо, ед.ч, им.п)
Корень учения горек, да плод его сладок.( 3-е лицо, м.р, ед.ч, Р.п.)
Не бойся работы, пусть она тебя боится.(3-е лицо, ж.р., ед.ч, Им.п)






Читают
Записать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть местоимения.


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Чему вы научились сегодня на уроке?
-Какую хитрость местоимений 3-го лица вы узнали?
Размышляют
Отвечают



Подпись учителя практики_________________

Подпись учителя_______________________

Отметка___________________




15