Презентация по литературе на тему Образ Богородицы в русской литературе и иконописи.


Выполнила: обучающаяся 7 классаКашкина АнастасияРуководитель проекта:учитель русского языка и литературы Гребененина Л.А.МОУ «СОШ с.Черкасское»Образ богородицы в русской литературе и иконописи Проектная работа по теме: Богородица-женщина с ребёнком на руках. 1.Иоаким и Анна жили безбедно. Однако у них не было детей, а у израильтян это считалось позорным Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, но первосвященник отверг приношение Иоакима, укорив его безчадием. Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле". Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в течение сорока дней пребывал в посте и молитве.2.И тогда явился в саду Ангел Господень и сказал: Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь Дочь благословенную.Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией". Такое же видение было и Иоакиму в пустыне. 3. Пречистая Дева родилась на свет. По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, Ей было дано имя, указанное ангелом Божиим - Мария, что значит "госпожа", "надежда".Мария росла и укреплялась, окруженная заботой родителей. 4. Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. 5. Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью. Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.«Рождество пресвятой богородицы» Краткое содержание: Рождество пресвятой богородицы. Назарет Иоаким и Анна Иоаким и Анна Рождение Марии Иоаким, Мария, Анна Введение во храм пресвятой богородицы. Благовещение пресвятой богородицы. Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа.Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих Ее Сына и которая с рождения Богомладенца отдает Его людям во имя их спасения.Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако она исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она полна благоговения. Дева Мария поклоняется Своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.Лиричность, просветленность и отрешенность – вот, пожалуй, главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.  Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница) и Елеуса (Умиление)."Иконографические типы Богородицы".Елеуса ОдигитрияОранта С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая), давшая на Руси тип "Умиление".Богоматерь типа Оранта изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.Если на груди Богоматери, как бы во чреве или на лоне, находится Младенец в виде Спаса Еммануила, то икону называют Великой Панагией.На иконах типа Одигитрии Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца -строгие, прямоличные, их головы не касаются друг друга.Изображение типа Умиление - одно из самых распространенных и любимых в народе. Богородица и Иисус в умилении склоняются друг к другу, Мать нежно обнимает Богомладенца, касаясь щекой Его щеки. В Священном ПисанииБиблейские стихи, посвящённые Марии, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Марии. Выражения «Матерь Божья» и «Богородица» прямо не встречаются в Библии. Новый Завет о жизни Марии говорит очень кратко, лишь несколько эпизодов в нём связаны с именем матери Иисуса.Подробнее других пишут о Марии евангелисты Матфей и Лука, однако в годы общественного служения Христа редко упоминается об участии матери Иисуса в общественных событиях, как это было, в частности, в Кане Галилейской. Три автора синоптических евангелий приводят рассказ о приходе Марии вместе с братьями Христа к дому, где он был с учениками и некоторыми людьми. Иоанн пишет, что Мария была свидетельницей распятия Христа Многие великие русские поэты в своих произведениях воспевали образ Богоматери. Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Молитва (Я, матерь божия)» .Образ Богородицы в русской литературе. М. Ю. Лермонтов«Молитва»Я, Матерь Божия, ныне с молитвоюПред Твоим образом, ярким сиянием,Не о спасении, не перед битвою,Но с благодарностью, иль покаянием,Не за свою молю душу пустынную,За душу странника в свете безродного;Но я вручить хочу деву невиннуюТеплой заступнице мира холодного.Окружи счастием душу достойную;Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования.Срок ли приблизится часу прощальномуВ утро ли шумное, в ночь ли безгласную,Ты восприять пошли к ложу печальномуЛучшего ангела душу прекрасную. «ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»Он не на троне - на Её руке.Левой ручкой обнимая шею,Взор во взор, щеку прижав к щеке,Неотступно требует... Немею –Нет ни сил, ни слов на языке...А Она в тревоге и печалиЧерез зыбь грядущего глядитВ мировые рдеющие дали,Где закат пожарами повит.И такое скорбное волненьеВ чистых девичьих чертах, что ликВ пламени молитвы каждый миг,Как живой, меняет выраженье...В раскаленных горнах ВизантииВ злые дни гонения иконЛик Её из огненной стихииБыл в земные краски воплощён. И из всех высоких откровений,Явленных искусству, Он одинУцелел в костре самосожженийПосреди обломков и руин.От мозаик, золота, надгробий,От всего, чем тот кичился век,Ты ушла по волам синих рекВ Киев княжеских междоусобий.И с тех пор в часы народных бедОбраз Твой, над Русью вознесенныйВ тьме веков указывал нам следИ в темнице - выход потаенный...Вот как описывает образ Владимирской Богородицы поэт серебряного века М.Волошин. На Руси было великое множество чудотворных и явленных (то есть явившихся чудесным образом в каком-то определенном месте) икон Богородицы: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская и др. Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и ее икон: в православном календаре только в июле установлены празднования в честь икон Богоматери, носящих названия Ахтырской, Феодотьевской, Галатской, Домо-строительницы, Влахернской, Казанской, Тобольской, Устюжско-Благовещенской, Кипрской, Коневской, Ржевской, Смоленской, Троеручицы, Абалацкой-Знамение, Гребневской и других. Вот одни из них: « Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и всё будет хорошо.» (Преподобный Иоаким Оптинский) На этом я заканчиваю свой проект.Спасибо за внимание!