ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ ПОВТОРЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ УРОКА Технологический прием «Кроссворд»

Технологический прием «Кроссворд»
Остапенко Татьяна Муратовна, учитель английского языка первой квалификационной категории, ГБОУ Севастопольский политехнический лицей.

Заключительный этап урока можно определить как точку в хорошо сформулированном предложении. Наличие этой части на каждом уроке делает его законченным и является началом следующего урока [3]. Одним из структурных элементов заключительного этапа урока является обобщающее и систематизирующее повторение изученного на уроке теоретического материала. Эффективным технологическим приемом при обобщении нового учебного материала является прием «Кроссворд». Данный технологический прием может использоваться на заключительном этапе комбинированного урока, урока изучения нового материала, уроков формирования и применения умений и навыков.
Учебный кроссворд - это дидактическая игра, содержащая игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную задачи (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками).
Цель технологического приема: определить (проверить) уровень усвоения нового учебного материала.
Задачи технологического приема:
1) повторение и систематизация определенных знаний у учащихся;
2) развитие интеллекта, памяти, внимания;
3) развитие личностных качеств учащихся;
4) стимулирования у школьников повышения интереса к учению.
В зависимости от того, какие навыки формируются на уроке иностранного языка, кроссворды можно разделить на грамматические и тематические (лексические). Например, с помощью грамматических кроссвордов можно проверить знание 2 и 3 формы неправильных глаголов английского языка. Тематические (лексические) кроссворды могут использоваться при изучении любой новой темы. С помощью лексических кроссвордов учитель может проверить уровень усвоения обучающимися новых слов и умение записать эти слова правильно, умение обучающихся догадываться по описанию, предложенным антонимам, дефинициям о каком слове по изученной теме идет речь и правильно записать его.
Наряду с классическими кроссвордами на уроках могут успешно использоваться филворды. Данный тип кроссворда представляет собой поле, заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка или рисунка. Филворды являются менее трудными и могут быть предложены более слабым обучающимся, в то время как более сильным школьникам можно предложить кроссворды с дефинициями, антонимами, пропущенными словами в предложении.
Составление кроссворда обычно сводится к выполнению следующих этапов:
1) придумывание набора слов, из которых будет состоять кроссворд;
2) формулирование заданий-вопросов, по которым данное слово будет угадываться;
3) составление самого кроссворда, расположение клеточек-букв на листе.
Если имеется готовый набор слов, которые должны быть в кроссворде, можно воспользоваться онлайн программами для его создания. Одной из самых простых и удобных программ для создания интерактивных кроссвордов является программа Eclipse Crossword [5] . Данная программа позволяет:
- автоматически составить кроссворд;
- из одних и тех же слов списка составить несколько разных кроссвордов с разным пересечением слов, что можно использовать для создания кроссворда в нескольких вариантах;
- распечатать кроссворд в виде пустой сетки с ключами к словам (стандартное задание – заполнить все клеточки) и уже заполненную словами сетку (обратное задание – составить ключи к словам);
- опубликовать кроссворд в виде веб-страницы.
На рисунке 1 приведен один из кроссвордов, составленный при помощи программы Eclipse Crossword и Microsoft Word в печатном виде для заключительного этапа урока английского языка в 8 классе по теме « Современные средства связи, их использование новым поколением подростков» [1] :
кроссворд без ключей кроссворд с ключами

Рисунок 1
В таблице 1 в качестве примера использования данного технологического приема представлена технологическая карта заключительного этапа урока изучения нового материала (структурный элемент: обобщающее и систематизирующее повторение нового материала в сочетании с различными требованиями, в том числе с дифференцированными заданиями) к УМК « Английский в фокусе» для 8 класса [1] ,[2].
Таблица 1
Тема урока: Generation M /« Поколение М»
Модуль 7 Education / « Образование»
Цели урока:
- освоение новых лексических единиц во всех видах РД по теме « Современные средства связи, их использование новым поколением подростков»;
- развитие умений прогнозировать содержание текста по невербальным опорам, поискового, изучающего чтения, чтение текстов в формате диаграммы;
- развитие языковой догадки, развитие навыков употребления тематической лексики в письме (тренировочные упражнения, кроссворды на заключительном этапе урока).

Основные этапы урока
Задачи этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Прогнозируемый
результат
Учебно-метододич. обеспечение
План.
время

3. Заключительный этап
3.1 Обобщающее и систематизирующее повторение нового материала в сочетании с различными требованиями, в том числе с дифференцированными заданиями
Дидактическая: Анализ, оценка успешности учащихся в достижении цели урока
Психологическая: Задание положительной мотивации в приобретении новых знаний
Подводит итоги урока.
1.Задает вопросы:
Какой была тема нашего урока?
Что означает фраза «Поколение М»?
Хорошо ли вам запомнились новые слова из текста и лексических упражнений?
2.Проводит игру « Автобусная остановка», с дифференцированными заданиями в форме кроссворда с целью определения качества усвоения нового материала.
3. Раздает кроссворды с ключами и карточки с критерии оценивания задания
4. Комментирует оценки, дает рекомендации слабым ученикам как поработать дома , чтобы улучшить свой результат.
1.Отвечают на вопросы.
2.Разгадывают кроссворды разного уровня сложности в 4 группах .
3. Проверяют правильность выполнения задания, ставят себе за работу оценку.

3.
Осмысление результатов своей работы
на уроке
1.карточки с названием
остановки
2. Кроссворды с заданиями
3.кроссворды с ключами
4.жетоны с названием остановки
5.карточки с критериями оценивания
4-5
мин.


Нужно отметить, что использование кроссвордов на уроках методически целесообразно при соблюдении следующих условий:
- заранее проверена доступность кроссворда, учтены возрастные особенности учащихся, их уровень подготовки;
- присутствуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие работать на наилучший результат;
- на уроке создана ситуация естественной игры;
- в ход решения включён элемент состязания между учащимися;
- предусмотрено обсуждение ответов.
Включая школьников в эту интеллектуальную игру, у учителя появляется возможность в нетрадиционной (а значит, более интересной для обучающихся) форме проверить их знания, прочность и глубину усвоения пройденного материала, выяснить, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении. В тоже время, обучающиеся, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности.
Таким образом, использование данного технологического приема позволяет снять у школьников напряжение во время контроля и создать в эмоциональном плане игровое состояние, помочь угадать забытое слово при знании остальных и сократить время на запись ответа.
Чтобы не пропадал интерес у учеников к разгадыванию кроссвордов, учителю надо продумать как разнообразить их форму и содержание. Например, часть из них давать индивидуально (в этом случае оценке подлежат успехи отдельного ученика), а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее количество слов), некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки.
Показателем успешности овладения учебным материалом при решении того или иного кроссворда может служить коэффициент усвоения К, который принимается равным отношению числа верно отгаданных учащимися слов к общему числу слов в кроссворде . В зависимости от объективной сложности и насыщенности кроссворда учителем устанавливается критическое значение коэффициента усвоения, отделяющего удовлетворительные знания и умения от неудовлетворительных [4].
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, обычно состоят из 815 слов. Согласно действующей (практически четырехбалльной) системе оценки знаний, при решении тематических кроссвордов можно пользоваться следующей шкалой представленной на таблице 2.
Таблица 2
Оценка
5
4
3
2


Число отгаданных слов
-
-
-
менее



Из вышесказанного можно сделать вывод, что учебные кроссворды не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют развитию поисково-творческих способностей учеников, умению применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях.
Используя кроссворды разной сложности можно решить вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Литература:
1. Английский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / [ Ю. Е. Ваулина. Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс].-3-е изд.- М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.-216с.: ил.- ( Английский в фокусе).
2. Английский язык . Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций /[ Ю. Е. Ваулина. Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс].-6-е изд.- М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.-88с.: ил.- ( Английский в фокусе).
3. Пинчук Т.А. Инновационные технологии обучения школьников разного уровня способностей. Научно-методическое пособие.- Севастополь: Издательство« Мистэ», 2012.-88 с.
4. Шабалина С.Н. Кроссворд на уроках истории, обществознания, МХК [Электронный ресурс].–URL:http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-ekhnologii/library/2013/01/31/krossvord-na-urokakh-istorii // (дата обращения: 18.02.2014).
5. URL: http://www.eclipsecrossword.com// (дата обращения: 18.02.2014).


Рисунок 1Рисунок 2ѕђ Заголовок 1Вђ Заголовок 515