Методика оценивания сочинения-рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ


«Особенности написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»для учащихся 11 классаобщеобразовательной школы Стешенко Е.Ю.,учитель русского языка и литературыпервой квалификационной категории, МАОУ «СОШ №6» г. Северодвинск, Архангельская область К-1. Формулировка проблемы исходного текста Эксперт фиксирует:есть ли формулировка проблемы исходного текстаКакие вопросы ставит / проблемы поднимает автор в тексте?Вопросы-стимулы (риторические ??)Именительный темыЦитатаНазвание Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания на задание С баллы I Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Верно сформулирована (в той или иной форме) одна из проблем исходного текста.Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Верно не сформулирована ни одна из проблем исходного текста 0 Текст Н.СамвелянаИстория человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на четкую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчеркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. Работа с текстом Н.Самвеляна1. О чем текст? (назовите ключевые слова – аспекты)Почему мы наблюдаем «уничтожение культуры»?Как можно назвать подобное поведение людей?4. Какие люди могут так относиться?5. Как должен вести себя культурный человек по отношению к мировым, общечеловеческим ценностям? Текст Н.СамвелянаИстория человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на четкую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчеркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. Работа с текстом Н.Самвеляна1. О чем текст? (о культуре, о покушении на культуру, об уничтожении культуры)Почему происходит постепенное «уничтожение культуры»? («…по причине отсутствия элементарной культуры в самом человеке»)Как можно назвать подобное поведение людей? (отрицательное, «варварское» отношение к культуре)4. Какие люди могут так относиться? ( для которых культура ничего не значит)5. Как должен вести себя культурный человек по отношению к мировым, общечеловеческим ценностям? (Беречь и сохранять культурное наследие человечества) ИТОГ: пишем вступление, формулируем проблемуВ чем значимость культуры для человека и общества?Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?О проблеме отношения человека к культуре … (можно использовать клише) Типичные ошибки1. Непонимание проблемы – обусловлено неумением выделять главное, вычленять смысловые части ; текст воспринимается не как цельное высказывание, обращается внимание на отдельные его фразыВ данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооруженных конфликтов Типичные ошибки 2. Неоправданное расширение/ сужение проблемы– игнорирование учащимся ключевых слов (нет четкого представления о смысле текста, теряются границы конкретной проблемы)Автор в своем тексте поднимает проблему… покушения на человечество(или) …варварского отношения Чингисхана к культуре завоеванных народов.(или)… влияния отрицательных качеств Чингисхана – врожденной злобности, агрессии, зависти – на его поступки.Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста… Типичные ошибки3. Подмена проблемы авторской позицией– непонимание учащимся функций структурных частей сочинения (О чем текст? Какие вопросы поднимает автор? – выявление проблемы; Что автор хочет сказать своим текстом? – позиция автора)Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Типичные ошибки4. Подмена формулировки проблемы пересказом - непонимание учащимся функций структурных частей сочинения (О чем текст? Какие вопросы поднимает автор? – выявление проблемы), или отсутствие навыков выявления проблемыПроблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Работа с текстом С. Михалкова «Книги»О чем?Какие книги – хорошие?Зачем нужно читать хорошие книги?Когда их следует начинать читать?Почему? Работа с текстом С. Михалкова «Книги»Аспекты текста:Важная роль чтения классики (хороших книг) состоит в формировании и развитии личностиПервостепенна роль такого чтения именно в детские годыСпад интереса к чтению художественной (классической) литературы среди детей в наше время Формулировка проблемыРоль чтения в детстве – в период становления личности человекаПроблема влияния книги на судьбу человека Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать«Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве» 1 балл2. «Основная проблема, поставленная С. Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтет в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности? 1 балл Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать3. «Прочитав этот текст я еще раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность»4. «Проблема, которую хотел показать нам С. Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг.»5. «В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо»6. «Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, - духовная бедность людей, не читающих книги». 0 баллов К-2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Эксперт фиксирует:умение показать знание выявленной проблемы, ее социальное и личностное значение в системе ценностейумение находить и пояснять смысловые компоненты текстаКомментарий - часть работы, которая показывает -- обратный автору мыслительный путь, обозначая те ее стороны, которые интересовали автора;- насколько глубоко и полно понята эта проблема, отмечены ее аспекты, ход авторской мысли Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания на задание С баллы К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 2 Сформулированная проблема прокомментирована,НО допущено не более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием текста 1 Сформулированная проблема не прокомментирована,или допущено более 1 фактической ошибкиИли прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблемаили в качестве комментария – пересказ, цитируется большой отрывок текста 0 ТекстуальныйОт текста к действительности-предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии темы, - экзаменуемый следует от текста к действительности, связывает мысли автора текста со своими знаниями о жизни КонцепционныйОт действительности к тексту- предполагает, что экзаменуемый, опираясь на понимание проблемы, дает разного рода интерпретации; комментарий ТекстуальныйНа каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? КонцепционныйК какому типу проблем принадлежит эта проблема?Актуальна ли проблема в наши дни?Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?Почему эта проблема привлекла внимание автора?Какой аспект этой проблемы рассматривает автор? комментарий Текст Ю. ЛотманаЯ – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплен ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, когда обе стороны пролили много крови.Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбжено отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. Определить вид комментария (текстуальный или концепионный)выделены конструкции, организующие комментарийЮрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что все чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» – проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора в том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой. Определить вид комментария (текстуальный или концепционный)выделены конструкции, организующие комментарийПрактически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальнейших проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман.Вспоминая прошлое, автор подчеркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас». Типичные ошибки1. Комментарий отсутствует– обусловлено непониманием структуры сочинения и критериев его оцениванияВ тексте поднимается актуальная проблема – это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире.Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование. Типичные ошибки 2. Отсутствие опоры на текст– опора на исходный текст – основное требование к комментарию. Поможет включение в комментарий небольших цитат, косвенной речи, подтверждающих ваши мысли.В тексте Ю.Лотмана поднимается актуальная проблема межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днем все больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны под популистскими лозунгами о том, что мы – это высшая нация, а все остальные должны быть уничтожены? Пора открыть глаза и взглянуть на все это трезво. Типичные ошибки3. Подмена комментария пересказом – необходимо не пересказывать, а анализировать текст: как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.Юрий Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослепленные этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовется на другом. Столкнуться с этой проблемой придется каждому. Типичные ошибки4. Подмена комментария цитированием- цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять ее. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняйте цитатыАвтор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю.Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, когда обе стороны пролили достаточно крови. Типичные ошибки5. Несоответствие комментария заявленной проблеме- следить за логикой развития мысли; необходимо включать в комментарий только ту информацию исходного текста, которая непосредственно связана с выделенной проблемойТекст Ю.Лотмана посвящен проблеме национальной розни.Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир – это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война.(Заявлена проблема национальной розни, а комментарий о ценностях мирной жизни, о Вов) Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать1. В этом рассказе С. Михалков рассказывал о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не могли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы еще и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных поэтов. Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать2. Главная проблема этого текста – роль книги в жизни человека. Сергей Михалков пишет о том, что бешеный темп жизни приводит к тому, что времени на прочтение важнейших и бессмертных литературных произведений практически не остается. Этот убыстряющийся ритм жизни не может не сказываться на развитии личности. Примером, подтверждающим это, может служить разговор Михалкова с ребятами, живущими в легендарных местах, описанных Некрасовым в поэме «Дед Мазай ». Дети знали много о науке и технике, и тем не менее у них не хватало времени на главное – чтение художественной литературы. Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать3. Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира. Он упоминает такие произведения, как «Том Сойер», «Вий». Михалков говорит о формировании психологии и мировосприятия в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни. Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать4. Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать грустные книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути. Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать5. Сергей Михалков пишет о своем рассказе об этом так: «Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговаривал в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята засмеялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике, политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг , не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной». Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментировать6. Сергей Михалков утверждает, что молодежь читает фантастику, детективы: ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют. ОцениваниеТекст №1 В этом сочинении в качестве комментариев к исходному тексту дан простой пересказ фрагмента (0 баллов)Текст №2 В данном примере прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема (0 баллов)Текст №3 Неглубокое понимание проблематики: воспринята и прокомментирована только часть проблемы. Проблемы, поднятые в исходном тексте, отражены настолько неточно или противоречиво, что нельзя судить об их адекватном восприятии (1 балл) ОцениваниеТекст № 4 Автор сочинения свободно излагает основные стороны выделенной им проблемы, правильно понимая и композиционно выделяя в ней главное – тревогу автора в связи с тем, что «дети перестают читать хорошие книги» (2 балла)Текст № 5 В этом сочинении в качестве комментария цитируется большой отрывок текста (0 баллов)Текст № 6 В данном примере допущены фактические ошибки, связанные с пониманием проблематики исходного текста (0 баллов) К-3. Отражение позиции автора исходного текста Эксперт проверяет:умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.Авторская позиция - итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.ПОМНИТЕ: если проблема Тх – это некий вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в Тх, то, в чем автор видит решение проблемы. Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания на задание С баллы I Содержание сочинения К3 Отражение позиции автора исходного текста Верно сформулирована позиция автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблемеФактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1 Позиция автора сформулирована неверноилипозиция автора исходного текста не сформулирована 0 Авторское отношение - это ответы на вопросы: Что хотел сказать автор?Какова была цель его высказывания?Ради чего он это всё написал?Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?Чему учит текст?.. АВТОР ОТНОСИТСЯ К ПОДНЯТОЙ ПРОБЛЕМЕ… - положительно - отрицательно - неоднозначно - двойственно - скептически - иронически (с юмором)…Позиция автора по затронутым вопросам очевидна…. Типовые конструкции для выражения авторской позицииАВТОРИронизирует над кем \ чем?Осуждает кого \ что?Разделяет мнение …Возражает кому \ в связи с чем?Опровергает что?Критикует, обвиняет, разоблачает кого?Отстаивает что?Доказывает что?Убеждает кого в чем?Призывает к….Открыто заявляет о своей гражданской позиции… Авторская позиция проявляетсяВ отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам ( читая текст, необходимо обращать внимание на языковые средства, в которых отражается отношение автора);При выявлении авторской позиции важно учитывать возможность использования автором ИРОНИИ – употребление слова или выражения в таком контексте, который придает слову прямо противоположное значение (как правило – осуждение под видом похвалы)Буквальное прочтение иронических высказываний ведет к искаженному пониманию содержания текста и авторского замысла. Авторская позиция проявляетсяДоказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т.е. приводят высказывания , с которыми не согласны: «Береги честь смолоду», - завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, тоя ее продам(часто подобные высказывания приписывают самому автору, что ведет к неправильному пониманию авторской позиции)Позиция автора может быть выражена ПРЯМО (в отдельных предложениях, обращениях к читателю) или КОСВЕННО (в поступках, мыслях героев, с помощью художественных средств) Авторская позиция в художественном текстеНе выражена прямо!Важно различать понятия АВТОР и РАССКАЗЧИК;Читая художественные тексты, как и при выявлении проблемы художественного текста, необходимо обращать внимание на речь, портрет и ПОСТУПКИ герояЧтобы определить позицию автора художественного текста, нужно ответить на вопросы:Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, мыслях героя, словах?Как относятся к герою окружающие его персонажи?Как сказываются поступки героя на других героях произведения?Автор осуждает или одобряет поступки героя?Что хотел сказать автор читателям, показывая речь, мысли, поступки своего героя? Авторская позиция в художественном текстеПОМНИТЕДаже если автор прямо не говорит о своем отношении к герою, а герой, с вашей точки зрения, поступает неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то скорее автор думает так же, как и вы. Типичные ошибкиВ сочинении отсутствует формулировка авторской позиции – В тексте поднимается проблема патриотизма. Я согласен с позицией автора и в доказательство могу привести следующее. Типичные ошибкиПозиция автора формулируется слишком широко и / или неточноТаким образом, позиция автора выражена в том, что он с наслаждением описывает красоту летнего луга. Автор текста повествует о любви человека к природе. И я полностью с ним согласен.(«Расплывчатые» фразы не могут претендовать на полноту освещения авторской позиции. Следует помнить, что формулировка позиции автора должна четко соотноситься с заявленной проблемой) Типичные ошибки3. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении - В тексте автор поднимает проблему роли личности в истории… Таким образом, автор приходит к выводу, что Барклай де Толли хороший полководец, недооцененный, не понятый современником.(В начале сочинения заявлена проблема роли личности в истории, позиция же автора связана с другой проблемой – проблемой объективности оценки исторических событий и лиц. В сочинении нарушена логика изложения мысли) Типичные ошибки4. Позиция автора подменяется мнением героя- рассказчика - Автор убеждает нас в том, что самое важное – сохранить хорошие отношения между людьми. Но ведь в результате страдает невинное животное! Я не могу согласиться с автором.(По тексту Г.Андреева) Типичные ошибки5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста - !!!Позиция автора, по моему мнению, заключается в том, что: «Когда я всматривался в гравюру «Блудный сын» и писал о ней, в душе ожило чувство вины и раскаяния»(Приведена неудачная цитата, не отражающая мнение автора, кроме того, допущено смешение прямой и косвенной речи) Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментироватьАвтор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы»Я полностью согласен с мнением автора о том, что, какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно оборван.Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «оборванными». (1 балл) Прочитать фрагменты сочинений, оценить и прокомментироватьАвтор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся поэтов.Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь.Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям. (0 баллов) К-4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения Что проверяет эксперт :выделяет ту часть текста, которая выполняет функцию аргументации;Устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (А должен доказывать то, что утверждается);Оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности;Определяется количество и качество аргументов. Аргументацияспособ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью примеров, объясненийАргументыоснования, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысльВажным элементом аргументации являются иллюстрации, то есть примеры, поддерживающие аргументПравила построения ТЕЗИС(ваша позиция) АРГУМЕНТ 1 АРГУМЕНТ 2 (иллюстрации) (иллюстрации) ВЫВОД СТРУКТУРА АРГУМЕНТА Элемент структуры пример Позиция автора Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Тезис (мое отношение) Я согласен с автором (с автором нельзя не согласиться)… Действительно, порой умело подобранное культурное слово «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Аргумент 1 Например, среди моих друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе отрицательный заряд. Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух? СТРУКТУРА АРГУМЕНТА Элемент структуры пример Аргумент 2 Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь. КЛАССИФИКАЦИЯ АРГУМЕНТОВРациональныеИллюстративные Ссылки на (логические) авторитет- Факты- конкретные примеры - мнения - Статистика из жизни выдающихся- Законы природы- примеры из людей- Положения художественных - цитаты из официальных произведений авторитетных документов- примеры из источников публицистической - мнение научно-популярной очевидцев литературы - общественное мнение Аргументы, оцениваемые 3-2 балламипримеры из художественной литературы(недостаточно упомянуть только автора и название произведения)О проблеме патриотизма размышляет и Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»(необходимо указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого произведения с рассматриваемой проблемой)О проблеме гуманизма написал М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повел их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям. Аргументы, оцениваемые 3-2 балламипримеры из художественной литературы(в качестве аргумента могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями)Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдешь – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире. Аргументы, оцениваемые 3-2 балламииз публицистической литературыНад проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Паташин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www.gazeta.ru По слова автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создает телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убежден в том, что главная задача телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности. Аргументы, оцениваемые 3-2 балламииз научной, научно-популярной литературы(кроме автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название произведения, в котором опубликован материал)Я считаю, что человек не должен бояться жизненных трудностей. Например, историк Лев Гумилев в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» описал особый тип людей, которых назвал пассионариями. Пассионарий – это активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству. И такие люди способны внести свой вклад в развитие общества, изменить наш мир к лучшему. Аргументы, оцениваемые 1 балломПримеры из жизниЯ убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда – случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и просто люди, знавшие о нашей беде, помогли нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту. Аргументы, оцениваемые 1 балломПримеры из жизниНО Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую-нибудь еду. ( убедительность таких доводов весьма сомнительна) Аргументы, оцениваемые 1 балломПримеры из наблюдений над жизнью и общества в целом (данные примеры выглядят убедительно за счет обобщений)Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребенок был окружен заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.НОНаверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке. Аргументы, оцениваемые 1 балломПредположительные примеры (представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определенных условиях)Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно скучной и бедной. Аргументы, оцениваемые 1 балломСсылки на кинофильмы - свидетельствуют об узости кругозора, так как примеры, например, подвига, дружбы и гуманного отношения к людям всегда можно найти не в фильмах «Аватар» или «Гарри Потер и философский камень» и др., но и на страницах классики Аргументы, оцениваемые 1 балломСсылки на кинофильмы Мне кажется, что прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребенка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха – стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать ее осуществление.(В.Каверин «Два капитана» - судьба Александра Григорьева, Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» – судьба Алексея Мересьева, А.Грин «Алые паруса» – Ассоль) Типичные ошибкиОтсутствие аргументов – что, как правило, свидетельствует о незнании требований к сочинению и невнимательном прочтении задания к части С Типичные ошибки2. «Довод» учащегося не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его (и, следовательно, не является аргументом) -Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что сострадание – важнейшее качество человека, потому что каждый должен научиться помогать ближнему, сострадать ему. Типичные ошибки3. Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста -Я принимаю позицию автора. Мне очень понравилась описанная Ю.Трифоновым история о лошади. Это было прекрасное и свободное животное, которым все любовались. Животное не заслужило той жестокой расправы, которую над ним учинили. Типичные ошибки4. Собственная аргументация подменяется анализом доводов, используемых автором (вместо того, чтобы приводить свои примеры, учащийся подробно рассматривает аргументацию, которую использовал автор. Подобные рассуждения возможны в комментарии или при изложении авторской позиции) Типичные ошибки4. Собственная аргументация подменяется анализом доводов, используемых автором Я полностью согласна с позицией автора текста: люди не всегда по достоинству оценивают исторических деятелей. Во-первых автор приводит в пример судьбу русского полководца Барклая-де-Толли, не понятого и не оцененного современниками. Во-вторых, в тексте рассказывается история титана Прометея, похитившего для людей огонь, из которого они сделали похлебку (речевой недочет) Типичные ошибки5. Отклонение от тезиса(проявляется в том, что автор сочинения незаметно для себя уходит в сторону от мысли, которую доказывает, начинает писать о том, что знает, а не о том, что следует доказать) Типичные ошибки5. Отклонение от тезисаЯ знаю, что не все книги одинаково полезны. Обложки многих из них яркие и красочные, они обещают вам невиданные удовольствия. На мой взгляд, все эти обещания не доведут до хорошего, и, как говорится, бесплатный сыр есть только в мышеловке. Это так и есть. Такие ситуации были и в моей жизни. Как-то мне пообещали бесплатный приз. Я поверил в чудо, но после мне пришлось за все за это заплатить. Вот такие вот призы!(Разочарование в «бесплатном призе» оказалось для автора сочинения важнее логики и изложения мысли.) Типичные ошибки6. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом -(отсутствие умения строить связный, логически выстроенный текст часто превращается в некоторый набор мыслей, практически не связанных между собой) Я полностью разделяю мнение автора: человек, который заботится не только о себе, вряд ли когда-нибудь останется один. Можно привести в пример известного писателя Л.Н.Толстого. Он при жизни был графом, в молодости ему были присущи фамильярность и несерьезность. Но с годами люди меняются, накапливают жизненный «багаж». К концу своей в его сознании произошли кардинальные изменения: он стал жить скромно, на стенах не было картин, в доме отсутствовало прежнее богатое убранство, но главное, что этот человек постоянно работал над собой. (Автор сочинения весьма вольно обращается с фактами из биографии писателя, и, кроме того, приведенные «факты» не являются подтверждением заявленного текста.) Типичные ошибки7. Этически некорректное изложение доводов -(вступая в спор с автором, учащиеся, порой, проявляют неуважение к позиции собеседника, что существенно снижает убедительность доводов)Вот сижу около года в интернете дома и в удобном кресле загружаю свой мозг полезной информацией, а не бегаю как этот автор по пыльным и не удобным библиотекам, выбирайте сами интернет или сидеть в не удобной библиотеке. (Сохранена орфография и пунктуация автора Тх. Судите сами: так ли уж много полезной информации «загружено» в его МОЗГ) Разберите некоторые примеры аргументации следующего тезисаПроизведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человекаЗадание:прочитайте примеры аргументаций из сочинений учащихся,дайте им комментарий Тезис:«Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека»Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг . Комментарий экспертаприведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом Тезис:«Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека»Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино – вот на что люди больше обращают внимания. Но пока выпускаются все новые и новые книги, и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. Комментарий экспертарассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому. Тезис:«Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека»Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. Комментарий экспертапервая мысль нуждается в примере, пояснении; второй аргумент не связан с тезисом Тезис:«Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека»В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы. Комментарий экспертаописанный случай не является подтверждением тезиса Тезис:«Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека»Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что вообще нельзя доверять рекламе, лучше вообще ничего не читать. Комментарий экспертаподмена тезиса; автор сочинения уходит от тезиса, начиная рассуждать о вреде рекламы; к тому же речь бедная, пересыпана жаргонными словами Тезис:«Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека»Я согласна с мнением автора. Во-первых, можно привести множество таких примеров, что, в свою очередь, свидетельствует о массовости таких случаев. Во-вторых, нельзя забывать, что не каждый сделает такой выбор, о котором так проникновенно пишет автор. Комментарий экспертапустословие, свидетельствующее о полном отсутствии мысли. Просмотрите фрагменты сочинений по тексту С.Михалкова «Книги», поставьте баллы Пример 1Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Просмотрите фрагменты сочинений по тексту С.Михалкова «Книги», поставьте баллы Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно. Комментарий эксперта к примеру № 1Аргументация проведена правильно: аргументы обосновывают заявленную позицию, логично включены в текст, служат основанием для выводов, созвучных с главным тезисом. Нет конкретного примера из художественной, публицистической или научной литературы ( 2 балла) Просмотрите фрагменты сочинений по тексту С.Михалкова «Книги», поставьте баллы пример 2Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьез задумалась о влиянии книг на ребенка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек все воспринимает гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Комментарий эксперта к примеру № 2Аргументация проведена правильно: экзаменуемый выразил свое мнение по поставленной проблеме, осуществил попытку аргументации, опираясь на размышления из жизненного опыта ( 1 балл) Просмотрите фрагменты сочинений по тексту С.Михалкова «Книги», поставьте баллы пример 3Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребенка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато, изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта. Просмотрите фрагменты сочинений по тексту С.Михалкова «Книги», поставьте баллы пример 4Я полностью солидарен с мнением С. Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например А.С. Пушкина:Я памятник воздвиг себе нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…… Нет, весь я не умру,Душа в заветной лиреМой прах переживетИ тленья избежит…Я, как Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произведения великих писателей. Комментарий эксперта к примеру № 3,4В этих работах экзаменуемые сформулировали свое мнение о проблеме, поставленной автором (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привели примеры. ( 0 баллов) Просмотрите фрагменты сочинений по тексту С.Михалкова «Книги», поставьте баллы пример 5Я считаю, что авторская позиция справедлива.пример 6Я, как и большинство моих друзей, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором. К-5. Смысловая цельность и композиционная стройность Эксперт отмечает:Смысловую цельность работыРечевую связностьПоследовательность изложенияСледует не допускать нарушений цельности и связности высказыванияУчитывютсянарушения абзацного членения (либо 3-х частное, либо несколько частей со своими микротемами в каждой)логические ошибки (последовательность мысли) Типичные ошибкиДва или несколько смежных фрагментов не связаны друг с другом– переход от одной микротемы к другой не подготовлен, не оправдан (логическая ошибка)(обратимся к сочинению по тексту Г.Смирнова «Награды») Сравни два вступления по данному тексту(сохранена авторская пунктуация)Стиль и тип речи текста, публицистический и тип речи рассуждение. В этом тексте автор затрагивает проблему существующую на протяжении существования Российского государства.За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовавшим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производстве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чтения небольшого публицистического текста Г. Смирнова. Типичные ошибки2. Ошибки в абзацном члененииданные ошибки связаны с неумением членить свой текст на смысловые части К-6. Точность и выразительность речи Эксперт учитывает:Правильность речиТочность речиВыразительность речиДанные характеристики речи определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли может только человек, свободно и хорошо владеющий речью Точность речи Зависит отУмения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию,Умение выбирать из ряда синонимов или близких по смыслу слов самый нужный для данной ситуации,Не «засорять» свое высказывание словами, чуждыми литературному языку: просторечиями, диалектизмами и иностранными словами (без надобности употребляемыми), жаргонными и бранными словами. Выразительность речи Создается с помощьюОтбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения (то есть чувствование функционального стиля высказывания)Средств выразительности (лексических, синтаксических), которыми располагает определенный функциональный стильРечь небогатая отличается ограниченным объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. В качестве средств связи чаще всего используется лексический повтор (тавтология) К- 11. Соблюдение этических норм Этическая ошибка – высказывания, унижающие человеческое достоинство,выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности,недоброжелательность,проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами. К- 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Неверное изложение фактовфакты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство произведений; факты, противоречащие действительности«Гете – французский писатель», «Не имея возможности прочесть произведение Онегина, но заочно познакомившись с его героиней Татьяной Лариной…», «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии» Неверное изложение фактов Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении«Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»«Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников»