Конспект открытого занятия Мой любимый город Братск!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25»
Конспект открытого занятия на тему:
«Мой любимый город Братск!»
Подготовительная группа «Подсолнушки»
Подготовила воспитатель:
Шишкина О.П.
2016 г.
Цель:
Расширять представления детей об истории возникновения и строительства города Братск.
Продолжать знакомить с образом жизни людей на сибирской земле в старину.
Закреплять и расширять знания детей о строительных профессиях и их значении для жителей  строящегося города.
Развивать у детей интерес к истории родного города.Воспитывать уважение к первостроителям Братска.
Материал:
иллюстрации о г. Братске, его истории; плакаты с изображением реки Ангара и тайги, фигуры-картинки из бумаги, игрушечная машина, карта Сибири, спички, клей, листы зеленой бумаги.
Ход занятия:
        На стендах размещены декорации и   наглядный материал по теме.
       Беседа с детьми: 
Ребята, в каком городе мы живем? Как называются жители города Братска? Когда наш город празднует свой день рождения? Сколько в этом году лет исполнилось городу Братску?
Посмотрите, какой красивый наш Братск! Он растет и хорошеет с каждым днем.
(воспитатель показывает фотографии и иллюстрации с видами современного города с помощью слайдовой презентации).
  – А как вы думаете, наш город всегда был таким?  Что было раньше на месте города? А вы хотите узнать, как построили наш город, почему его назвали Братском? А это было в будущем или прошлом? С помощью чего можно попасть в прошлое?
     Давайте с вами на «Машине времени» переместимся в прошлое.
                                Машина времени,
                                Неси  нас сквозь года
                                В тайгу сибирскую,
                                К реке Ангара.
    Вместе с детьми выполняем медленные движения: кружение вокруг себя, вращение руками.
  –  Мы с вами очутились в прошлом, на берегу могучей таежной реки Ангара.
На ковре лежит плакат с изображением реки Ангары и тайги. Воспитатель продолжает беседу, используя фигуры-картинки из бумаги.
- Давным-давно на берегу Ангары жили тунгусы – эвенки, буряты. Как вы думаете, почему они поселились около реки? Что им давала река? Тайга? (Ответы детей)
– В ту пору, русские люди, прослышав о богатой «Брацкой землице», стали собирать отряды. С трудом преодолев непроходимую тайгу и своенравную Ангару, отряд атамана Перфильева добрался до заветного края. А вы знаете, почему эти земли и людей, живущих на них, русские называли «Брацкими»?   Ученые-историки говорят что, когда отряд казаков  встретился с коренными племенами, они протянули им руку дружбы и стали называть их «братами» и «Брацкими людьми». Так и возникло название города – Братск. А потом отряд Перфильева и др. племена построили острог, т.е. защитное укрепление.
  Воспитатель с детьми рассматривает карту Сибири, находит на ней реку Ангару, приблизительный маршрут отряда казаков,  затем показывает макет башни и схему Братского острога, предлагает построить острог из  строительного материала. А для этого объединиться в 2 подгруппы:
1 подгруппа детей строит ограждение острога
2 подгруппа детей строит башню Брацкого острога
– Через много лет люди научились строить многоэтажные дома, заводы, машины, поднимать в небо самолеты и на  месте бывшего острога вырос молодой город и его назвали «Братск».  
– Сейчас мы  продолжим путешествие во времени и  перенесемся в то трудное, но романтичное время. 
Снова используется «Машина времени»
 Воспитатель:
– А вы знаете, почему возникла необходимость строительства города? Могучая сибирская река Ангара как нельзя лучше подходила для строительства гидроэлектростанции. Что такое гидроэлектростанция и зачем она нужна? Да, прошло время керосиновых ламп, стране нужно было электричество.  И вот на берегу Ангары появились первые строители – первопроходцы.  На чем они приехали и почему их так назвали? Где они жили, ведь кругом лишь сосны и ели, да непроходимая тайга. Конечно же, первостроители жили в палатках.
Воспитатель показывает фотографию палаточного городка на картинке и предлагает сложить палатки из листов зеленой бумаги. Дети расставляют палатки.
- Как можно назвать городок из палаток?  
-  Первостроители Братска назвали свой палаточный городок «Зеленым», почему? (Ответы детей)   Придумайте названия своим улицам и объясните, почему так назвали?  
– В таких же палатках  размещались магазин и больница,  столовая и клуб. На стройку стали съезжаться люди самых разных профессий. А какие профессии нужны молодому строящемуся городу?
     Раздает  детям взять  картинки с изображением профессий, необходимых на стройке. Это каменщик, бетонщик, монтажник, маляр, плотник, стекольщик, врач, продавец, парикмахер, повар, водитель, лесоруб и др.).  Затем  предлагает объединиться в две подгруппы:
Строительные профессии
Профессии-помощники для строительства города
     Каждая подгруппа детей доказывает необходимость выбранных профессий: лесорубы расчищают площадки для строительства, дорожники прокладывают дороги, повар кормит строителей, врач их лечит, водители подвозят строительный материал и т.д.
ФизминуткаЛесорубы в лес пришли,
Инструменты принесли.
Раз, два, раз, два – завизжала пила.
Раз, два, раз, два – рубим  мы дрова.
   Воспитатель:
-  Трудно было строить город среди непроходимой тайги: зимой  строители работали в лютые морозы, а летом их кусала злая мошкара. Но шло время и, благодаря самоотверженному труду героических людей, вырос чудесный город. (Показ фотографий  Братска 60 – 70-х  годов)
   Воспитатель читает стихотворение:
Мой город Братск
(слова В.Н. Маркина, В.В. Сальникова)
В необъятной тайге, там, где Братский острог
Воевода казацкий поставил,
Через тысячи дней искры первых огней
С новой силой сияют тебе.
Покорив Ангары своенравный поток,
Человек создал море и город,
И, одним из чудес, бьется гордое здесь
Сердце города – Братская ГЭС.
Все мы родом из этих великих побед,
Наше гордое имя – Братчане!
Славу города нашего будем хранить,
Умножать и достойными быть!
   Воспитатель: 
- С тех пор прошло  много лет, прежде чем наш Братск  стал таким большим, красивым и современным, каким мы знаем его сейчас. А нам пора отправляться назад, в наше прекрасное настоящее. А сейчас наш город возмужал, с каждым годом становится шире и краше.
    После занятия воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления от путешествия в прошлое в рисунках. Помещаем рисунки на стендовой выставке  «Мой любимый город Братск»