Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

МКОУ «Копёнская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Внеклассное мероприятие,

посвящённое 200-летию

со дня рождения

М.Ю.Лермонтова


Разработала и провела учитель русского языка и литературы Насонова Н.Н.



2014 год

Цели мероприятия:
Познакомить учащихся 1-9 классов с основными этапами жизни М.Ю.Лермонтова; обзорно остановиться на основных мотивах его лирики, вспомнив и прочитав в качестве примеров любимые стихи поэта, прослушав песни на его слова.
Способствовать развитию у школьников умения выразительно читать стихи, слушать и понимать то, что читают другие; слушать народную и камерную музыку и понимать её.
Способствовать пробуждению у ребят интереса к поэзии, в частности, к поэзии Лермонтова; воспитывать патриотические чувства, любовь к прекрасному.
















1.Эпиграф.
На слайде портрет М.Ю.Лермонтова и стихи Я.Смелякова
Ведущий: О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли!
О, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол
Как бы светящаяся туча
По небу русскому прошёл.
Яков Смеляков
Наше мероприятие посвящено выдающемуся событию в культурной жизни России – 200-летию со дня рождения гения русской литературы Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы вспомним – хотя бы вкратце – о его короткой, но яркой жизни и, конечно, будем читать любимые стихи.
2. «Парус» (читает ученица 1 класса)
Ведущий: Это одно из самых известных, хрестоматийных стихотворений поэта. Его знает каждый школьник. Образ одинокого паруса, белеющего в тумане моря, слился в нашем сознании с образом самого Лермонтова. Это его молодая пламенная душа всю жизнь блуждала по свету в поисках свободы и гармонии.
3 . Просмотр презентации о жизни М.Ю.Лермонтова
Голос за кадром - Ведущий
К слайду 3: Может быть, отголоски материнской песни позднее воплотились в «Казачью колыбельную» ( две ученицы читают стихотворение)
После слов «И возьмёшь ружьё» тихо звучит муз. Д.Палестрины и в конце- несколько аккордов.
К слайду 6: Ведущий читает 1 строфу из стихотворения «Кавказ»:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О нежные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Параллельно с этим на экране демонстрируются виды кавказской природы и репродукции пейзажей самого Лермонтова с изображением Кавказа.
4. Литературно-музыкальная композиция по стихам Лермонтова
---- По образованию Лермонтов был военным человеком, участвовал в войне на Кавказе, показав себя отчаянно смелым, мужественным офицером, которого уважали товарищи и любили простые солдаты. Поэтому многие его стихи посвящены военно-патриотической теме. Подвиг героев Отечественной войны 1812 года поэт воспел в своей знаменитой балладе «Бородино».
«Бородино»
Всё стихотворение читают двое учеников. Одновременно с этим демонстрируется диафильм «Бородино».
----Лермонтов прекрасно понимал характер русского солдата: умелого и самоотверженного в бою и скромного, сдержанного в личном несчастье. Русский солдат перед смертью не плачет и не жалеет себя. Он выполнил свой солдатский долг перед Родиной и умирает спокойно.
«Завещание»
----Через всю поэзию Лермонтова проходит мотив одиночества, странничества, поиска в мире родной души.
В жизни он не был одинок: были и друзья, и близкие люди. Это время было такое: 30-40 годы 19 века – время политической реакции в России, отсутствия свободы и, как следствие, разочарования и разобщения людей. Отсюда это ощущение несвободы и одиночества.
«Листок», «На севере диком», «Утёс» (читают ученики и учителя)
----Однако Лермонтов – сильная личность. Он ищет и находит то, что примиряет человека с несовершенством мира, лечит душу, вносит в неё покой и гармонию. Такое умиротворяющее воздействие оказывает на человека общение с природой.
«Когда волнуется желтеющая нива»
«Горные вершины»
«Выхожу один я на дорогу» под музыкальные вариации на стихотворение. Демонстрируются кавказские пейзажи и акварели самого поэта.
----Любовь – это тоже облагораживающее чувство, вносящее в душу покой и гармонию. Но самому поэту так и не удалось встретить в жизни ту, которая бы разделила все трудности его мятежной, неспокойной жизни. Он много любил, редко взаимно, часто с изменами, непониманием. Поэтому его любовное чувство порой жестоко и эгоистично, порой нежно и всепрощающе, но оно всегда сложно, глубоко и благородно.
Звучит запись песни на слова М.Ю.Лермонтова
«Я не люблю вас и люблю» (в исполнении Авраама Руссо)
Демонстрируются портреты Е.А.Сушковой, Н.Ф.Ивановой, В.А.Лопухиной, М.Щербатовой и других адресатов любовной лирики Лермонтова.
---Ещё одна тема вызревает в душе поэта и выходит на передний план в конце его короткой жизни.
Родина и народ – вот те базовые ценности, без которых жизнь человека лишается настоящего смысла. Человек, осознающий себя частицей своего народа, родной земли, уже не может быть одиноким. Это его опора, его любовь и вера. Можно не принимать существующий государственный правящий режим, но не любит свою Родину нельзя.
«Родина» – 1 часть - читает ученик. После этого звучит запись русской народной песни «Ты река моя, реченька», затем читают 2 часть
(«Но я люблю..» и до конца). После чтения снова звучит народная песня и демонстрируются пейзажи русских художников. Народная тема заполняет собой всё пространство, и композиция заканчивается.

Ресурсы:
1.Диафильм «Бородино» - студия «Диафильм», 1964 год, М. - Центр;
2.Запись музыкальных вариаций на стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Альбом «На заре ты её не буди - 1827 – 1838гг.»
3.Запись русской народной песни «Ты река моя, реченька» - Альбом «Хоровая классика и духовая музыка», БДХ, 2008 год;
4.Запись романса на слова М.Ю.Лермонтова «Я не люблю вас и люблю» - исполнитель Авраам Руссо;
5.Запись духовной музыки Д.Палестрины;
6.Презентации: «Жизнь М.Ю.Лермонтова», «Лермонтов и Кавказ», «Пейзажи русских художников», «Музы М.Ю.Лермонтова»; рисунок «Выхожу один я на дорогу».
15