Сценарий внеклассного мероприятия Чудеса в Решетове


Внеклассное мероприятие «Чудеса в Решетове»
Цель: повысить интерес к изучению химии у обучающихся старших классов, участвующих в проведении мероприятия; создать положительную мотивацию в начале изучения нового предмета у семиклассников.
Время проведения: апрель, в рамках недели биологии и химии.
Подготовительная работа: обучающиеся 10 класса находят в сети Интернет интересные опыты, выбирают из них те, которые они хотели бы показать семиклассникам. Затем проводится обсуждение на предмет возможностей школьной лаборатории и техники безопасности, подготовка реквизита, оборудования и реактивов, репетиция сценария с отработкой техники проведения опыта.
Примерный сценарий:
Ученик 1: Зачем ты нас сюда привел?
Маг: Я великий маг огня. Я долго выбирал себе учеников, наблюдал. Вы ведь все любите поджигать: горит – не горит, поэтому вы мне подходите. Сейчас я вам покажу, что может сделать огонь. Но сначала я зажгу огонь волшебной палочкой (смесь KMnO4 и H2SO4 нанести стеклянной палочкой на фитиль спиртовки, он загорается). Огонь умеет писать (подержать над пламенем спиртовки лист с надписью, сделанной раствором H2SO4). Огонь может быть разноцветным (зажечь спирт в чашках с хлоридами различных металлов). Огонь может быть и ласковым (влажный платок смочить ацетоном, взять щипцами и поджечь). А можно получить дым без огня (друг на друга поставить колбы, стенки которых смочены HCl и NH3).
Ученик 2: Ух ты, здорово. Ты, и правда, великий волшебник.
Маг: Моя мечта – чтобы все загорелось, но две водяные феечки житья не дают, гасят мой огонь. Вы здесь посиди немного, мне нужно отлучиться. Смотрите, ничего не трогайте.
Ученик 1: Вот еще. Буду я сидеть. Ага, вот какой-то песочек. Интересно, горит или нет? Ребята, как вы думаете? Проверим? (поджигает песок, смоченный спиртом; в углублении находится смесь соды и сахарной пудры). Надо же, горит. Ух ты, как здорово! Ой-ой-ой! Змея!!!
Ученик 2:А это что за таблеточки? (бросает гранулы Zn в соляную кислоту, ставит на стакан перевернутую воронку, подносит к выделяющемуся газу зажженную спичку, раздается громкий хлопок. Ученики приседают, закрыв уши и глаза, затем медленно поднимают голову, открывают по очереди глаза, ощупывают себя). Ученик 1: Фу, кажется, цел. Ой, мамочка, как же тут все страшно. Аж в горле пересохло. Сколько же тут стаканчиков. Попью водички. (Хамелеон: переливать поочередно из стакана в стакан: 1 – вода, 2 – FeCl3 (несколько кристаллов), 3 – K4[Fe(CN)6] – желтая кровяная соль, 4 – NaOH (несколько кристаллов), 5 – несколько капель фенолфталеина, 6 – несколько капель концентрированной HCl). Выпью этой водички и, того и гляди, в козленочка превращусь. Ой, кажется, волшебник возвращается. Давай-ка спрячемся лучше.
Маг: Куда же делись мои ученики? А что здесь произошло? Сказал ведь, ничего не трогайте. А, вот вы где! Ну, держитесь!
Оперируем без боли.
Правда, будет много крови.
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Йодом смажем мы обильно,
Чтобы было все стерильно. (протереть руку ватой, смоченной FeCl3)
Не вертитесь, пациент!
Нож подайте, ассистент! (проводит тупой стороной лезвия ножа, смоченного КSСN)
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Входят феи.
Фея 1: Но сейчас я вытру руку –
От пореза нет следа. (протирает руку ватным тампоном, смоченным NaF)
Фея 2: Что же ты, злодей, творишь?
Ученик 2: Не ругайте его. Он – великий маг огня. Огонь ему подчиняется. Он даже писать умеет. А, кстати, кто вы такие?
Фея 1: Мы – водяные феи. И вода тоже умеет писать. (лист с надписью фенолфталеином обрызгать раствором NaOH). Ну что, убедился? А сейчас мы с помощью огня снег получим.
Маг: Тоже мне, сказали. Этого даже я не могу. (буря в стакане: нагреть в закрытом большом стакане с веточками бензойную кислоту).
Ученик 1: Ух ты, здорово! А что вы еще можете?
Фея 2: Подай вон тот стакан. Я сейчас серебро из воды получу (реакция серебряного зеркала).
Ученик 2: И правда, серебро.
Фея 1: А смотрите, что я получу. (из горячего раствора PbI2 при охлаждении получаются золотистые чешуйки)
Ученик 1: Золото! Настоящее золото!
Фея 2: А еще мы можем стакан приморозить (в стакане с водой, стоящем на мокрой деревянной дощечке растворить NH4NO3).
Ученик: Ой, смотрите, маг что-то там делает. (опыт вулкан – разложение дихромата аммония).
Маг: Учите, ребята, химию, и тогда вы тоже сможете стать настоящими волшебниками.