Выступление Формирование толерантности у младших школьников в образовательном процессе начальной школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Выступление на МО
Учителей начальных классов
Формирование толерантности у младших школьников в образовательном процессе начальной школы
Учитель начальных классов: Белякова Е. Ю.
В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что одной из национальных задач, раскрывающих нравственные ориентиры молодёжи является сохранение уважения к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, что является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Данная позиция была подчеркнута при встрече патриарха Кирилла и Папы Римского, которая прошла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба).
Эта проблема стала основой разработки Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней основной стратегической задачей обозначена роль общеобразовательной школы в обеспечении социокультурной модернизации российского общества.
Смысловые значения толкования толерантности в разных культурах различны. Они обусловлены историческим опытом народов, и связаны с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений.
Как пишет А. Г. Асмолов, толерантность может рассматриваться как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития, то есть понятие многоаспектное. Толерантность – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.
Толерантность является результатом развития и саморазвития способствует принятию другого и сохранению равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности:
– внешняя толерантность (к другим) – социальное качество, которое характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле большинства и т.д.;
– внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу.
По определению А. Г. Асмолова толерантная личность отличается психологической устойчивостью, а также стрессоустойчивостью и конфликтоустойчивостью. Автор выделяет следующие признаки толерантной личности:
Знание самого себя. Критичность по отношению к себе, подчеркивает адекватно свои достоинства и недостатки. Интолерантные люди в своих проблемах склонны обвинять окружающих.
Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между “Я – идеальным” (представление о том, каким бы я хотел стать) и “Я – реальным” (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба “Я” практически совпадают. Защищенность. Интолерантный человек опасается своего социального окружения. Боится своих инстинктов, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.
Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него зависят. Он стремится снять ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда отвечают за свои поступки.
Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Им трудно относится к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
Ориентации на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе. В проблемных ситуациях склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам.
Способность к эмпатии, определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
Чувство юмора – важная черта толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
Авторитаризм. Для интолерантной личности важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
В науке представлены разные подходы к интерпретации понятия толерантность, которые могут служить основой для разработки различных педагогических исследовательских и диагностических программ по развитию толерантности, в том числе и для построения толерантной среды образовательного учреждения как одного из условий формирования толерантной личности. Для нас значимым является диалоговый подход.
К основным составляющим формирования толерантности с позиции диалогового подхода можно отнести:
– равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
– взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
– равные возможности для участия в политической, культурной, жизни всех членов общества;
– сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
– охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
– возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
– свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
– сотрудничество и солидарность в решение общих проблем; – позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Исходя из определения толерантности, которая представляет собой умение быть терпимым к различиям и ценностям других людей и групп, толерантность является необходимым условием социализации, интеграции и адаптации личности, поскольку обеспечивает оптимальное взаимодействие со всеми членами общества в любых сферах жизни.
Исходным понятием для раскрытия сущности терпимости выделяют терпение. В его основе лежит такое волевое качество, как выдержка, и, только постепенно насыщаясь духовным содержанием, оно может принять форму терпимости.
В качестве объекта терпимости и нетерпимости могут рассматриваться люди, идеи, вещи, обстоятельства и др. Содержательные стороны терпимости и нетерпимости раскрываются именно через отношение к объекту.
При терпимом отношении человек относится к противоположному мнению другого не как к чужому, а как к иному, не такому, не совпадающему с его собственной точкой зрения. Нетерпимость же проявляется в восприятии этого мнения как «чужого» или «чуждого». Поэтому при терпимом отношении сохраняется интерес к объекту, в данном случае к другому мнению, а при нетерпимом он полностью отсутствует.
Можно выделить критерии сформированности исследуемого понятия. К определению их составляющих обратимся к структуре деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым. В основе деятельности лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они – мотив и предмет – должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом.
Таким образом, выделим следующие критерии сформированности толерантности в младшем школьном возрасте:
– когнитивный критерий сформированности толерантности младших школьников, включает в себя объём знаний учащихся по сущности понятий «толерантность», «толерантные ценности», «толерантное поведение», их полноту, прочность и осознанность.
– эмоционально-чувственный критерий, отражает проявление эмоций и чувств учащихся начальных классов по отношению к другим людям (милосердие, чуткость, сострадание, отзывчивость, дружелюбность и т. д.), выражается в постижении эмоционального состояния других людей, в сопереживании им, в способности объективно оценивать себя и других.
– поведенческий критерий, характеризует уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о толерантности; закрепленные навыки и привычки толерантного поведения, осознанные действия и поступки, основанные на конструктивных способах взаимодействия, равноправном общении, умении слушать другого, владеть собой; содействие учащихся сплочению коллектива; реализация толерантных ценностей в ситуации свободного выбора.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования толерантности. Прежде всего происходит развитие мышления и воображения ребенка.
В младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.
Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В процессе школьного обучения мышление младшего школьника претерпевает изменения, формируется и перестраивается. Оно начинает освобождаться от непосредственной связи с предметным содержанием, сохраняя при этом элементы наглядно-образности. В ходе процесса обучения и усвоения новых знаний, мышление ребенка младшего школьного возраста становится не только средством решения практических задач, но и средством приобретения систематических знаний. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.
Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания – они интеллектуализируются и становятся произвольными. Именно поэтому целесообразно говорить о формировании толерантности. Следовательно, младшие школьники могут усвоить категории толерантности и связанные с ней такие понятия как: дружба, согласие, милосердие, терпение, согласие, доброжелательность, единодушие, единомыслие, единоверие. В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Яркая, насыщенная, новая жизнь приводит к эмоциональной насыщенности. В соответствии с этим, у школьников развивается умение формировать верные суждения о мире.
У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Жизнь и интересы коллектива становятся для младшего школьника его личными. Поэтому он может усваивать социальные нормы, связанные с понятием толерантность.
В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия.
Произвольность психических процессов у младшего школьника проявляется в умении сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия. На протяжении всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением, психическими процессами. Это позволяет сформировать внутреннюю толерантность.
Выполняя разнообразные задания по различным предметам, дети под руководством учителя обсуждают и сопоставляют различные варианты действий, планируют их порядок, отыскивают наилучшие пути решения. Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок, тем лучше он овладевает решением разных задач. Пошаговый контроль, а позднее и самоконтроль, в учебной деятельности, требование словесного отчета по мере выполнения действий, ознакомление с алгоритмами и алгоритмическими предписаниями создают у ребенка возможности планировать свою деятельность, действуя про себя, во внутреннем плане. Внутренний план действий – это возможность спланировать и продумать свои действия про себя до начала их фактического выполнения. Обучающиеся понимают, как нужно поступить в ситуации взаимодействия друг с другом.
Одно из важнейших требований учителя к работе учащихся состоит в том, чтобы дети могли развернуто и подробно объяснить, как они выполняли то или иное задание. Помимо внутреннего плана действий, предваряющего выполнение задания, от детей требуется и обратная мыслительная работа: описание и обоснование уже выполненных действий. Это предполагает наличие у детей умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные рассуждения и действия. Данное умение лежит в основе рефлексии – качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
Формирование толерантности предполагает последовательность развития. Уровни сформированности толерантности представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критериальные показатели уровней сформированности толерантности у младших школьников
Показатели
Критерии Уровни сформированностиМетоды
низкий средний высокий Когнитивный Не понимает сущности понятий «Толерантность», «Толерантные ценности», «Толерантное поведение». Недостаточно осознает, что такое толерантность, толерантное поведение. Полные, прочные, сознанные знания учащихся толерантных ценностей: любовь, честь, верность, дружба, благодарение, согласие, взаимовыручка, милосердие, терпение,доброта, доверие, сострадание, доброжелательность, Тестирование
Эмоционально-чувственный Неуважительны к своим сверстникам.
Склонны к сложившимся в семье стереотипам по отношению к другим. Проявление таких чувств, как милосердие, сострадание, отзывчивость, дружелюбие, чуткость, сопереживание, эмпатия, только к узкому кругу людей. Проявление этих чувств эпизодически. Проявление таких чувств, как милосердие, сострадание, отзывчивость, дружелюбие, чуткость, сопереживание, эмпатия по отношению к окружающим.Поведенческий В общении проявляют низкую рефлексию: не признают своих ошибок, перебивают собеседников. Проявляют толерантность лишь эпизодически, в основном если находятся в поле зрения старших или близких людей. Осознают важность и необходимость толерантности в совместной деятельности. Равноправное общение, умение слушать другого, рефлексия своих поступков. Под толерантностью понимается особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными».
Как социальную категорию сущность толерантности определяет диалоговый подход, рассматривающий её как основу социального взаимодействия.
Младший школьный возраст сензитивен для формирования толерантности, так как этот период развития произвольности психических процессов, формирования внутреннего плана действий, рефлексии, чувства эмпатии.
Структурными компонентами толерантности младших школьников, как познавательного качества является когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий.