Рабочая учебная программа Информатика 8 класс Базовый уровень Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса 3-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г


Муниципальное образование «Булунский улус (район)» РС(Я)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Быковская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Быковская СОШ»
_________________ Иванов Г.Ю.
«___» _________2015г. Рассмотрено
на МО учителей ЕМЦ
«___»____________2015г.
Руководитель МО ЕМЦ
______________ Кириллина Н.Н.
Рабочая учебная программа
Информатика
8 класс
Базовый уровень
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса
3-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г
В год - 34 часа (1 час в неделю)
В том числе:
Контрольных работ – 3
2015-2016 учебный год
с.Быковский
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
  
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
·  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
 Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
 
3. Коммуникационные технологии – 14 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
 
4. Итоговое повторение 2 ч
 
Формы и средства контроля
Тематический контроль
№ Тематика Вид Форма
8 класс
1 Информация и информационные процессы Контрольная работа, вводный контроль  
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации контрольная работа  
3 Коммуникационные технологии контрольная работа  
4 Итоговое повторение контрольная работа  
 Практические работы
 В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.
Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ в 8 классе
В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
 Перечень учебно-методических средств обучения
 1.     Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
·          Компьютер
·          Проектор
·          Принтер
·          Модем
·          Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
·          Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
·          Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
·          Операционная система – Windows XP, Linux.
·          Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
·          Антивирусная программа.
·          Программа-архиватор.
·          Клавиатурный тренажер.
·          Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
·          Простая система управления базами данных.
·          Простая геоинформационная система.
·          Система автоматизированного проектирования.
·          Виртуальные компьютерные лаборатории.
·          Программа-переводчик.
·          Система оптического распознавания текста.
·          Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
·          Система программирования.
·          Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
·          Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
·          Программа интерактивного общения.
·          Простой редактор Wеb-страниц.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год) 
№ Тема урока Кол. час. Д/зСроки
план факт
Информация и информационные процессы. 8   1 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. 1 1.1.1
1.1.2 2 Человек и информация. Информационные процессы в технике. 1 1.1.3
1.1.4 3 Знаковые системы. 1 1.2.1
1.2.2 4 Кодирование информации. Повторение материала. 1 1.2.3Инд зад. 5 Вводный контроль 1   6 Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». 1 1.3.1
1.3.2 7 Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». 1 1.3.3 8 Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» 1   Компьютер как универсальное устройство обработки информации. 11   9 Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. 1 2.12.2.1 10 Устройства ввода и вывода информации. 1 2.2.2, 2.2.3 11 Оперативная память. Долговременная память. 1 2.2.4
2.2.5 12 Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». 1 2.3.12.3.2 13 Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». 1 2.3.3 14 Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». 1 2.4
2.4.1 15 Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». 1 2.4.2 16 Графический интерфейс операционных систем. 1 2.5,2.6 17 Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». 1 2.7 18 Правовая охрана программ и данных 1 2.8 19 Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.» 1   Коммуникационные технологии. 14   20 Передача информации. 1 3.1 21 Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». 1 3.2 22 Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». 1 3.3
3.3.1 23 Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета». 1 3.3.2
3.3.3 24 Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». 1 3.4
3.4.1 25 Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». 1 3.4.2 26 Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». 1 3.4.3 27 Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». 1 3.5 28 Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. 1 3.6, 3.4.4 29 Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. 1 3.7.1
3.7.2 30 Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». 1 3.7.3 31 Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. 1 3.7.4
3.7.5 32 Списки и интерактивные формы на Web-страницах 1 3.7.6
3.7.7 33 Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». 1     Итоговое повторение 1   34 Повторение материала. Решение упражнений. 1   ИТОГО: 34