Статья о работе с родителями «Развитие сотрудничества образовательного учреждения и семьи»

Развитие сотрудничества
образовательного учреждения и семьи.
Значение школы в развитии человека.
Великий поэт всех времён и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Школа, образование, воспитание первичны; экономика, политика, материальная жизнь людей – следствие первого. Школа остаётся главным залогом будущего благосостояния государства, гарантом от духовного одичания современников. Проблемы нашей сегодняшней школы сложны и многообразны. Одна из них – проблема взаимодействия семьи и школы.

Цели сотрудничества. Ожидаемые результаты.
Одним из важнейших направлений своей деятельности как классного руководителя я считаю сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка для формирования общих подходов к воспитанию, совместного изучения личности ребёнка, выработки близких по сути требований, организации помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающихся.
Таким образом, цели взаимодействия школы с семьей:
- повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
- активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты сотрудничества:
1.      Повышение педагогической компетентности родителей.
2.      Рост числа семей, активно включенных во взаимодействие со школой.
3.      Увеличение количества родителей, активно участвующих в деятельности школьного управления.
4.      Увеличение количества организаций, активно включенных во взаимодействие со школой и родителями. 

Система сотрудничества школы и семьи успешно развивается и функционирует при трех условиях:
-        взаимный интерес сторон;
-        равный вклад;
-        ответственность.


Требования родителей к образованию. Необходимость сотрудничества.
Современные родители выдвигают два основных требования к школе - качество образования и чувство комфорта – сохранение физического и психологического состояния детей. При соблюдении этих требований оцениванию в деятельности ребёнка подлежит не только академический успех, а также работоспособность – получает ли ученик удовольствие от учёбы, с охотой ли посещает занятия. Таким образом, родителями так же выявляется необходимость сотрудничества со школой.

Кризис семьи – кризис общества.
Социологи всех стран мира говорят сегодня о нарастающем кризисе семьи и семейных отношений, а ведь еще в начале ХХ века австрийский психолог Альфред Адлер говорил, что «семья это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». Вот почему особую значимость для школы приобретают задачи помощи семье в воспитании и образовании детей, а так же формировании у подрастающего поколения ценности семьи. Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей. Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Нас объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера нашего взаимодействия. Школа и семья – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Между тем, к сожалению, взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей не всегда являются вполне нормальными, а действия согласованными. Зачастую мы выступаем как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Я считаю, очень точно это подметила Эллен Нийт в своём стихотворении:
«Этот хлеб недопечённый,
Недоваренную кашу –
Недоделки кухни нашей
Отдаём на кухню вашу».

Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Необходимы дружеские, партнёрские отношения с семьёй, между учителями и родителями. Нам необходима помощь родителей в решении чисто учебных задач, в нравственном воспитании, особенно в предупреждении асоциального поведения школьников. Ведь цели у нас, в конечном счёте, одни и те же: воспитать ребёнка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.

Школа - центр психолого – педагогического просвещения.
Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, теряются, когда у детей возникают те иные трудности в учёбе, в общении со сверстниками и т.д.
И именно мы, педагоги, обязаны помочь родителям в этом отношении, школа должна выступить центром психолого – педагогического просвещения. Работа с родителями всегда трудна, в ней немало сложных ситуаций, которые школа далеко не всегда может разрешить в одиночку. Привлечение родителей к жизни школы, их просвещение, согласованность в подходе к ребёнку, квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях, информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка, справедливое разрешение конфликтов – всё это важнейшие условия положительной репутации школы среди родителей.
Качество отношений между школой и семьёй во многом зависит от того, в какой роли в глазах педагогов выступают родители. Иногда эти установки носят подсознательный характер, иногда – в виде чётко спланированной стратегии, но, несомненно, любая из позиций, оказывает существенное влияние на формирование у родителей той или иной линии взаимодействия со школой, отражённой в величине дистанции между ними, областей сотрудничества, активности в приложении усилий и т.д.
В нашей школе просвещение родителей осуществляется в различных формах: в форме организации постоянно действующих при школе родительских лекториев, консультаций психолога. Через классные часы, родительские собрания также реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Проводимые в школе Дни открытых дверей предусматривают проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, мастер-классов, круглых столов педагогов с родителями, изучение мнения родительской общественности об удовлетворении социального заказа к школе. Родителей я привлекаю для проведения экскурсий, походов, для проведения бесед, для организации и проведения различных праздников, для работы в попечительском совете школы. Наиболее любимы и детьми и взрослыми такие внеклассные мероприятия как осенние турпоходы, День здоровья, тематические Дни школы, спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», товарищеские встречи по волейболу и футболу.
Новизна современной ситуации в том, что значительная часть родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению, в особенностях образовательной программы школы, в тех учебниках и учебных программах, по которым работает педагог. Во время дня открытых дверей родители задают весьма компетентные вопросы по самым разным аспектам организации образовательного процесса, касающиеся не только обучения, а особенностей образования, возможностей углублённого изучения тех или иных предметов.
Классные часы, в подготовке и проведении которых участвовали родители, позволяют мне ближе познакомиться с самим учеником, понять традиции семей, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей, родители в непринуждённой обстановке делятся с детьми своим жизненным опытом.
Совместные классные часы:
5 класс – «Приглашение к чаю». Цель – познакомить учащихся с традициями чаепития в России. Приглашались гости – родители. Цель – наладить более близкий контакт с родителями учащихся, познакомиться с семейными традициями.
6 класс – Заочное «Путешествие по родному краю» - экологическое воспитание учащихся, воспитание любви к родному краю.
8 класс – «Вся правда о курении» с показом презентации о воздействии курения на организм человека, выступление родителей – пап.
8 класс – «Нелегко жить дружно» - посвящённый Международному дню толерантности. Обсуждались вопросы: Какие качества необходимы человеку в обществе? Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Где и с кем в ваших отношениях проявляется толерантность? В группах (родители и дети) были выработаны правила толерантного общения.
10 класс – Диспут по теме «Моё понятие счастья» - Предлагались для обдумывания следующие вопросы: Высшее счастье в том, что вас любят. Счастье есть дело судьбы, ума и характера. Счастье – в согласии самим собой. Дружба как источник счастья.
И как продолжение темы - классный час «Дружба – источник счастья» проводился в форме дискуссионных качелей. Как вы понимаете, что такое дружба? Необходима ли дружба человеку? Дружба и любовь.

Формы и методы взаимодействия с семьями учащихся
Формы и методы взаимодействия с семьями учащихся разнообразны: образовательно – просветительская, художественно – эстетическая, хозяйственно – трудовая, организационная, досуговая, профориентационная, спортивная и т.д.
Просветительская деятельность, на мой взгляд, прежде всего, связана с необходимостью знакомить родителей с концепцией развития школы, общешкольной исследовательской темой, образовательной программой; проектами, в которых участвует школа; содержанием изучаемых курсов. Кроме того, родителям всегда необходима информация о видах и формах дополнительного образования. Так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Интерес к личностному потенциалу родителей может поднять взаимодействие семьи и школы до уровня партнёрства. Если же человеческий потенциал родителей остаётся невостребованным, и они не включены в жизнь школы как субъекты, то их желание помогать школе со временем сходит на нет.

Выделю ряд проблем, которые мы решаем совместно. Это: мотивация учения, формирование жизненных планов ребёнка, влияние школы и родителей на выбор профессии, выявление причин отставания ребёнка в учении и его пассивности в делах класса, совместная забота о здоровье детей, совместная деятельности в трудные периоды развития детей и период кризисов взросления, предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми, предупреждение асоциального поведения, формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга.
Помощь в обучении заключается в преодолении семейных проблем, педагогической запущенности, неуспеваемости и формировании педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании направлена на укрепление воспитательного потенциала семьи, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел), участие родителей класса в работе Совета школы, родительского комитета). Помощь семье оказывается в разных формах. Активно используются профилактические советы, индивидуальное консультирование и беседы, совместные классные собрания, внеклассные мероприятия с участием детей и родителей, родительские конференции, проблемные родительские собрания, внедряются в практику открытые педагогические советы с участием всех участников образовательного процесса.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой, я считаю, является родительское собрание, на котором мы обсуждаем задачи учебно – воспитательного процесса в классе, определяем стратегическую линию сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работы за год и т.д. Тематика родительских собраний – 5 класс – «Ваш ребёнок – пятиклассник? Проблемы адаптации», «Что я могу сказать о характере моего ребёнка»; 6 класс – «Как развить у ребёнка работоспособность?»; 7 класс – «Плохие отметки и их причины», 8 класс – «Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?»; 8 класс – «Учебная дисциплина и её значение в жизни восьмиклассника»; 9 класс – «Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам»; 10 класс – «Как научиться доверять своему ребёнку и пользоваться его доверием», 11 класс – «Дороги, которые мы выбираем». Именно на родительском собрании встречаются две стороны – педагоги и родители, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей стороны – детей.


Изучение семьи – залог успешности взаимодействия с родителями.
Расслоение общества провело грань между семьями учащихся, и это может влиять на некоторые существенные моменты учебно – воспитательного процесса. Поэтому мы ежегодно составляем социологический портрет семей наших учащихся. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие педагога с родителями. Ему необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
В условиях села отношения педагогов с семьями являются более естественными, отличаются большей интенсивностью, значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на организацию совместной работы. Осуществляется моральная и материальная поддержка семьи (бесплатное питание, награждение детей, благодарственные письма родителям о хорошем воспитании детей). Налажено взаимодействие с общественными институтами: органами исполнительной и законодательной власти, учреждениями культуры, органами здравоохранения, отделами социальной защиты.
Знание особенностей семейного воспитания, социального положения семьи помогает снять целый ряд негативных моментов сотрудничества, даёт возможность прогнозировать возникновение определённых педагогических проблем, которые необходимо решать вместе; более полно учесть образовательно – воспитательный потенциал каждой семьи, найти разнообразные формы взаимодействия.
Здесь необходимо следующее:
- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Есть ещё много других возможностей для налаживания добрых отношений между школой и родителями. И школа, и семья должны помнить стихи Маршака: «Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт».

Стратегия взаимодействия с родителями учащихся – многомерная педагогическая проблема, система, объединяющая усилия большого количества людей – педагогов, родителей, социальных партнёров школы, администрации – для решения огромного количества конкретных и весьма широких задач.

Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни.







Заголовок 315