Выступление на методическом совещании по воспитательной работе «Реализация комплексной программы воспитания в системе образования Республики Казахстан в КГУ «ОСШ №24» «Умственное воспитание»


Саттарова В. В. , учитель начальных классов (3.02.2015)
Выступление на методическом совещании по воспитательной работе «Реализация комплексной программы воспитания в системе образования Республики Казахстан в КГУ «ОСШ №24»
«Умственное воспитание»
Развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. В реальной жизни серьёзно обострились основные проблемы в области воспитания, что во многом связано с экономическим и политическим реформированием общества. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада. Произошло крушение нравственных идеалов, стали распространяться аполитичность, дефицит нравственных чувств, националистические заблуждения, приоритетность материальных интересов над духовными ценностями. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делает очевидным проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
Умственное воспитание определяется как целенаправленное и планомерное руководство процессом овладения системой научных и прикладных знаний, способом их практического применения.
Задачами умственного воспитания учащихся младших классов являются:
формирование мотивации учебно-познавательной деятельности;
развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании;
развитие всех видов, мышления; освоение опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;
Наглядно - действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
Наглядно - образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно - логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.
Умственное воспитание – целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.). Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности. Главная роль в этом принадлежит методам обучения.
На своих уроках использую такие методы обучения, как:
Объяснительно - иллюстративный (беседа, рассказ с опорой на правило, практическая работа на применение знаний, письменные упражнения на применение знаний с использованием таблиц, упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий).
Репродуктивный (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу с последующим обобщением, работа с книгой, опора на правило).
Проблемный (дети учатся объяснить причину разного правописания слов при помощи таблицы или схемы, приводят доказательства путём сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях)
Частично - поисковый (беседа, ведущая к выводу, комментированное письмо с выводом, поиск примеров на основании нового правила).
Исследовательский (работа с книгой, самоанализ таблиц, схем, письменное выполнение упражнений с последующим доказательством закономерности, доказательство правил и утверждений).
Также, для развития умственного воспитания на своих предметах использую:
Тестовые задания, работа по карточкам. Такая работа детям очень нравится.
Взаимопроверка (прослушай выразительное чтение стихотворения своего соседа, оцени его прочтение и укажи ему на его недочёты, проверь письменную работу своего соседа)
На минутках устного счёта на уроках математики использую задания для развития логического мышления, внимания.
На уроках русского языка, опираясь на тему самообразования: Формирование общеучебных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников на уроках русского языка, детям предлагаю задания, способствующие развитию познавательных учебных действий.
С целью формирования мыслительных операций предлагаю логические задачи и анаграммы, работа с шифрами и кодами:
«Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее имя девочки - ВСТЕА»
Расшифруй закодированное слово:
1 2 3 4 5
В Е С Н А
4 5 1 2 3
С целью формирования умений классифицировать по определённым признакам предлагаю задания на классификацию:
Запиши названия данных животных в 2 столбика…
Предлагаются задания на формирование у детей умений проводить обобщение:
Слова: стол, диван, кресло, стул назови одним словом, дополни эту группу своим словом.
С целью формирования умений сравнивать предметы и слова, находить их общие и отличительные признаки даю задания на сравнения:
Чем похожи слова кошка, книга, крыша?
С целью формирования умений анализировать отношения между понятиями или связь между понятиями даю задания на аналогию:
Установить связь между словами слева: с…бака — шерсть - щ…ка (река, рыба, вода, удочка, чешуя)С целью формирования умений относить предметы, слова к родовому (общему) понятию, устанавливать последовательность подчинения понятий предлагаю детям следующие задания:
Выберите предметы мебели и выпишите эти слова в столбик: Чашка, стол, тарелка, куртка, шкаф, кастрюля, тумба, шарф, пальто, сковорода, платье, стул.С целью реализации задач умственного воспитания с младшими школьниками во внеурочное время были проведены следующие мероприятия:
Диагностика: Определение уровня воспитанности младших школьников.
Классный час: «Семейные традиции»
Участие в школьном конкурсе – выставка поделок «Дары осени», «День позитива».
Викторина «Птицы зимой», «День вежливости»
Применяемые методы работ, помогли моим учащимся добиться определённых результатов. Процент качественной успеваемости увеличился: на начало 2013 – 2014 учебного года – 38 %, на конец 1 полугодия 2014 – 2015 учебного года – 52.2 %.