Выступление на совещании при директоре на тему


Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога
в процессе адаптации пятиклассников к средней школе
Я считаю, что данная тема является актуальной. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить на всех уровнях. В письме Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. № 28–51–513/16 сказано, что важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Я считаю, что создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды – это одно из направлений работы школы.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход  учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период, где детям необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от кабинетной системы, и заканчивая установлением контактов с разными учителями,  усвоение новых предметов. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Чтобы этот период у детей проходил более успешно в школе мною разработана программа по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене «Я-Пятиклассник», где я придерживаюсь модели технологии психологического сопровождения группы, разработанной М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым. В её основе – активное участие    педагога – психолога, как ключевой фигуры учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.
Данная программа помогает предотвращать формированиепереутомления, снимать стрессы, сохраняя и восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие учащихся, а так же создавать условия для эффективного решения проблем в развитии и обучении, поведении и социальной адаптации детей.
Цель программы - это сохранение психологического здоровья учащихся 5 класса в период адаптации.
Задачи программы:
Организовать работу по психологическому и здоровьесбергающему исследованию учащихся 5 класса
повышать компетентность участников образовательного процесса по вопросам адаптации и мотивацию к ведению здорового образа жизни;
содействовать учащимся и педагогам в освоении приёмов профилактики нервно-эмоционального напряжения;
способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в рамках взаимодействия в образовательном учреждении;
проводить консультации родителей учащихся по вопросам адаптации и здоровьесбережения, обучающие семинары по данной тематике для педагогов;
Она состоит из 3 направлений:
Технология сохранения и стимулирования здоровья (Релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика дыхательная, организация работы в режиме смены позы)
Технология обучения здоровому образу жизни (Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), самомассаж )Коррекционные технологии (Использование новых форм организации уроков, арттерапия –коррекция через творчество, технологии воздействия цветом – цветотерапия, психогимнастика ,комфортное начало и окончание урока, личный пример учителя.)
Основными видами работы являются:
коррекционно-развивающие занятия с детьми по личностным проблемам, по развитию познавательных процессов, выступление на родительских собраниях и лекториях по актуальным темам, консультирование родителей и учителей в проблемных ситуациях, индивидуальное консультирование родителей, психологическое наблюдение за процессом адаптации, психологическая помощь в трудных ситуациях, психологическое исследование факторов успешности адаптации пятиклассников к переходу в среднюю школу, диагностические исследования школьной мотивации. На занятиях с учащимися используются следующие приёмы  и методы: ролевые игры (средство самовыражения детей, умение учиться управлять собой, задание «Микрофон», невербальное общение (без слов:жесты, мимика), кинезиологические упражнения (комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы , задание «Ухо-нос»), мозговая гимнастика (для улучшения мозгового кровообращения задание «Восьмерка»), дискуссии, обсуждения, диспуты, интерактивное взаимодействие (взаимодействие с каждым ребенком отдельно, задание «Дерево решений»)
За время адаптации детей, проводится два крупных диагностических исследования: в начале и в конце года. В частности, отслеживается школьная мотивация (по методике А.Н. Лускановой), социально-психологическая адаптация (методика «Чувства в школе»), уровень школьной тревожности (по методике Филлипса).
По результатам  контрольного этапа  диагностики  проведённого в конце года, можно увидеть, что по итогам методики «чувства в школе» у пятиклассников в  течение года преобладающим чувством является спокойствие (68%).
В диаграмме на рис.1 видно, что преобладают положительные чувства.
Чувство благодарности испытывают 48% учащихся. Желания приходить в школу присутствует у 44%, симпатия к учителям и радость отмечается у 40% пятиклассников. Уверенность в себе отметили 36%, и столько же признаются в усталости, что,  по-видимому,  связано с окончанием учебного года.
Тревога за будущее характерна для 30%, а беспокойство – для 28% пятиклассников. Пятая часть учеников класса (20%) не удовлетворены собой. Чувства сомнения и скуки испытывают 12%, а раздражение отмечается у 8 % учащихся.
Таким образом, в конце учебного года у пятиклассников отмечается преобладание положительных чувств. Для большинства учащихся характерно спокойствие, что говорит о хорошей школьной адаптации.
Если сравнить результаты начала и конец года, то мы видим, как изменились приоритетные чувства, испытываемые пятиклассником в школе. На смену беспокойству, сомнениям и тревоге за будущее, лидировавшим в начале учебного года, теперь пришли спокойствие, радость и благодарность учителя
По итогам диагностики школьной тревожности по методике Филлипса на конец года  отмечается снижение общего уровня тревожности. На диаграмме показано, что для 30% пятиклассников остаются проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх ситуации проверки знаний. У 32% фрустрирована потребность в достижении успеха, страх не соответствия ожиданиям остаётся у 28% пятиклассников. Страх самовыражения 12%. Общая тревожность характерна для 30% учащихся.
Сравнивая результаты первичного и итогового  исследования мы видим, что уровень общей тревожности в школе снизился с 76% до 30%. Отмечено незначительное повышение уровня страха проверки знаний, что связано с итоговыми контрольными работами в конце учебного года.
В результате изучения школьной мотивации по методике Лускановой были получены следующие данные: общий уровень школьной мотивации в классе выше среднего.
На диаграмме показано, что у большинства пятиклассников хорошая школьная мотивация(44%). Положительное отношение к школе, но с преобладанием привлекательности внеучебной деятельности отмечается у 24% учащихся. Учебная активность и высокий уровень школьной мотивации характерна для 32% пятиклассников.
Если сравнить результаты начала и конец года мотивация обучения пятиклассников заметно повысилась. На графике видно, что по сравнению с началом учебного года, отмечается преобладание хорошей школьной мотивации
Итак, подводя итоги проведённой работы по использованию здоровьесберегающих технологий можно сделать следующие выводы: на занятиях у детей формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала, а это означает, что применение системы здоровьесберегающих технологий в адаптационный период является эффективной, потому что проведение профилактических и  развивающих психолого – педагогических мероприятий  оказало существенное влияние на снижение уровня тревожности в классе, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников, что способствовало успешному  прохождению адаптационного периода.