Выступление на школьном методическом совещании

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС
Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием педагогической науки, находится в постоянном творческом поиске новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения учащихся. В опыте работы других учителей, в методической литературе преподаватель находит интересные предметы объяснения трудного материала, методы обучения, формы.
Приоритетная цель российского образования сегодня - полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно выделять учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Поэтому сегодня важно не столько дать ученику как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.
Сегодня очень важно вооружить учеников такими универсальными способами действий, которые помогут им развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. Поэтому сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?”
В своей практике я стараюсь применять оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами, ведь в этом и состоит педагогическое мастерство учителя.
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
На мой взгляд, проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения учащихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность. Технология проблемного диалога ставит целью урока обучить самостоятельному решению проблем.
В зависимости от того, каким способом созданы проблемные ситуации, и от того, какое противоречие лежит в их основе, можно выделить различные типы проблемных ситуаций, приемы их создания, знание которых поможет учителю организовать продуктивную деятельность учащихся. Так, на уроках русского языка можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Противоречие между житейскими представлениями учащихся и научными понятиями о фактах.
3. Выдвижение гипотез, формулировка выводов.
4. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, побуждения их к нахождению верного ответа можно использовать следующие приемы:
анализ языковых фактов;
выявление условий выбора орфограммы/ пунктограммы;
сравнение фактов и явлений нового материал с ранее изученными и др.
Этапы проблемно-диалогического урока следующие:


Постановка проблемы


Выражение решения

Научное творчество





Поиск решения

Реализация продукта




Структура проблемного урока следующая:
Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности учащихся



Знание
Введение
1.постановка-формулирование вопроса учебной деятельности
2.Поиск решения – открытие субъективно нового знания


Воспроизведение
3 выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
4Реализация продукта - представление продукта учителю и классу

Проблемно-диалогический урок:1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;2.Актуализация учениками своих знаний;3.Поиск решения проблемы учениками;4.Выражение решения;5.Применение знаний учениками









Тип проблемной ситуации
С удивлением
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации


Между двумя и более положениями
1Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения(Что удивляет? Что заметили интересного? Какие факты видите?)
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
( Сколько мнений в классе? Чего мы еще не знаем?)


Между житейским представлением и научным фактом
3.Шаг1Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку»
Шаг2Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью (Как вы сначала думали? А как на самом деле?)
(Какая будет тема?)

С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнения задания учителя
4 Шаг1Дать практическое задание на «ошибку» (невыполнимое)
( Вы смогли выполнить задание? В чем трудность выполнения? )
Шаг2 Доказать, что задание учениками не выполнено



Урок русского языка в 9 классе «Комплексный анализ текста»

Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации
Между двумя и более положениями
1Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения
( - Ребята, я на урок принесла кусок ткани. Как вы думаете, для чего? Что удивляет? Что вы можете сказать об этом?) Выдвигаются различные мнения
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом
(Чего мы еще не знаем?) Выдвигаются различные мнения ребят



Между житейским представлением и научным фактом
3.Шаг1Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку» ( -У вас на столе листочки с текстом, у меня-ткань)
Шаг2 Предъявить научный факт сообщением (1версия Значение слова ткань в вашем понимании. По Ожегову1. Изделие, изготовленное ~ём (см. ткать в 1 знач.)см.. изготовлять (материал, ткань) путем плотного соединения накрест переплетенных нитей 3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.2.версия( - Что такое текст? Текст - (от лат. textus - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - соединение (Как вы сначала думали? А как на самом деле?)
(Какая будет тема?) (Ученики:
-Работа с текстом
Учитель: Ключевые слова изготовлять,переплетение нитей.
Ученики:Анализ текста,работа с микротемами, выразительными средствами)



Урок литературы,7 класс (Платонов «Юшка»)
Анализ
Учитель
Ученик




































П
о
с
т
а
н
о
в
к
а

п
р
о
б
л
е
м
ы


формулирование вопроса учебной деятельности






































Подводящий
к теме
диалог
Прослушаем песню Ж.Бичевской «Сон мне приснился»
(Сон мне приснился, Очень странный сон. Будто я слышу Погребальный звон. Тихо иду В белой рубахе по полю И журавли, Словно кресты колоколен. Ноги босые За плечом сума. Люди косятся, Мол, сошел с ума. Тихо иду В белой рубахе по полю И журавли, Словно кресты колоколен. Тело устало Ноет от вериг. Где-то под сердцем Шевелится крик. Виделась в черном Моя Родина. Виделось диво: - Я юродивый. О ком сегодня мы будем говорить?
-О ком мы будем говорить?

-Юшка юродивый?





-Что мы не знаем? Что хотим узнать?

Юродивый -это (версия ребят, толкование по словарю)
-В песне звучали слова: люди косятся, сошел с ума, под сердцем шевелится крик
Зачитаю отрывки из текста выборочно: «Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь? Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить. - Меня, Даша, народ любит!»
- На какие размышления наводят вас эти слова?





Какова тема урока?

Слушают.































О Юшке из одноименного рассказа Платонова

Некоторые отвечают утвердительно, кто-то из ребят сомневается, часть класса не знает значения слова юродивый

1Значение слова юродивый 2.Можно ли героя так назвать?

















О человеколюбии, жестокости, о невысказанной боли, обиде, всепрощении. Нельзя отвечать на зло злом, надо совершать добрые поступки

Человека надо любить! «Возлюби ближнего своего» (библ.)



Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ. 1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю». Задача первой фазы урока - активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) 2.На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Чтение и слушание становятся осмысленным. Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации) 3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса)
     Кластеры (гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди).
       На уроке русского языка в 7 классе при изучении причастия на фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией
ПРИЧАСТИЕ
Обозначает признак предмета по действию


Прилагательное
1.Какой?
2.Род.
3.Число.
4.Изменяется по падежам
5.Имеет полную и краткую форму.
6.Согласуется с существительным.
7.В предложении -определение и сказуемое

Глагол
1.Что делать? Что сделать? и др.
2.Лицо.
3.Число.
4.Род.
5.Возвратность.
6.Время.
7.Переходность.
8.Вид.
9.Наклонение.
10.В предложении - сказуемое.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 У каждого на отдельном листочке изображен кластер. Ученики заполняют в лучиках признаки прилагательного и признаки глагола. Этот кластер остается в качестве памятки при изучении темы «Причастие как часть речи».Этот вид работы позволяет закрепить изученный материал во время заполнения кластера
Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения
Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по литературе цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий:
развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика;
коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
логико-смысловое моделирование;
школа Щетинина.
Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Урок литературы в 9 классе А.Грибоедов «Горе от ума» (урок-исследование)
Работа в группах (заранее подготовлено домашнее задание: знание текста, 1группа-история России кон.18-нач.19 в., идеология декабристов;2 группа-биография Грибоедова )
Заполнение таблицы происходит путем совместного исследования в группах
История
Литература
Биография

Кон.18в.-нач.19в
Быт и нравы старинной дворянской семьи.
Домашнее воспитание и образование

«Ах! к воспитанью перейдем.      Что нынче, так же, как издревле,      Хлопочут набирать учителей полки,      Числом поболее»
Александр Грибоедов родился в 1795 в Москве, в старинной дворянской семье. Детство прошло в московском доме любящей, но своенравной и непреклонной матери Александра - Настасьи Федоровны Александр и его сестра Мария получили серьезное домашнее образование: гувернерами были образованные иностранцы В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский пансион.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816)

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846)

Теперь пускай из нас один,     Из молодых людей,      найдется враг исканий.     Не требуя ни мест, ни повышения в чин,      В науки он вперит ум, алчущий познаний.



Чацкий – герой комедии
Как относился Грибоедов к декабристам? Почему они считали его своим единомышленником?





Какие факты биографии Грибоедова роднят его судьбу с судьбой декабристов?

Декабрист Ф. Глинка писал об уме своих единомышленников:
И молодые офицеры, Давая обществу примеры, Являлись скромно в блеске зал. Их не манил летучий бал Бессмысленным кружевным шумом: У них чело яснелось думой, Из-за которой ум сиял Влюбившись от души в науки И сбросив шпагу, спав в ножнах, Они в их дружеских семьях Перо и книгу брали в руки, Сбираясь, по служебном дне, на поле мысли, в тишине.





Можно ли утверждать, что автор «Горя от ума» и Ф. Глинка вкладывали в понятие «ум» один и тот же смысл?

Можно ли утверждать, что автор «Горя от ума» и Ф. Глинка вкладывали в понятие «ум» один и тот же смысл?



Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. И возникают вопросы: Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а  самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты по предмету? Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном  мероприятии? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата? 
Использование данных технологий(см.выше) позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. 
К сорока годам, а кто-то раньше, начинаешь переосмысливать многие ценности, жизненные и профессиональные, по-другому иногда расставлять приоритеты. В каждом заложено какое-то предназначение. Другое дело, что не все способны в полной мере реализовать себя, принести пользу обществу и получить самоудовлетворение. Ничего нет страшнее понимания неправильности выбранного в молодости пути.
Моя профессия стала частью жизни. На вопрос: «Любишь ли ты свою работу?»,- я могу всегда и везде ответить однозначно: «Да, я ею живу».

Заголовок 115