Доклад Развитие коммуникативных способностей воспитанников посредством досуговой деятельности

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»














Доклад на педагогические чтения
по теме
«Развитие коммуникативных способностей воспитанников посредством досуговой деятельности»



Воспитатель: Кучеренко Е. Ф.






Октябрь 2016г.



В сфере досуга, как ни в какой другой, проявляется характер человека. Каждый ребенок связан с определенной системой впечатлений: каждый стремится хотя бы на время выйти за пределы привычного, реализовать себя в иных областях отношений, в иных условиях. В досуговой сфере границы реального и идеального нарушаются, и ребенок предстает не только таким, каким его сделала необходимость, но и таким, каким он хотел бы себя видеть, каким он мог бы стать при других обстоятельствах. В этом смысле в какой-то степени можно говорить о том, что ребенок полностью проявляется лишь в мире досуга.
Это утверждение особенно справедливо в отношении воспитанников школы-интерната, которые, являясь дезадаптированной категорией, в большей степени, чем кто-либо, нуждаются в адаптационной системе. Несомненно, к одному из защитных механизмов, составляющих эту систему, можно отнести компенсацию как стремление увидеть и пережить то, что невозможно увидеть и пережить в жизни. К приоритетным задачам досуга в школе-интернате, помимо компенсации можно отнести:
стремление реализовать свои способности посредством активной творческой деятельности;
развитие коммуникативных способностей;
развитие и расширение эмоционально-чувственной сферы;
интеллектуальное развитие личности (в том числе и расширение кругозора);
развитие способностей к эмпатии;
обогащение духовного мира;
формирование в оптимистическом направленности (создание позитивной жизненной позиции, накопление положительных эмоций);
самоактуализация, саморазвитие, самовоспитание;
психотерапия (установление духовного комфорта личности, удовлетворение в энергетической разрядке, снятие психофизических зажимов, стремление к смене видов деятельности). Участие в различных формах досуговой деятельности (особенно драматизациях, инсценировках) оказывает большой терапевтический эффект, предоставляя воспитанникам возможность «отыграть» пережитый ими стресс. Спрятавшись за текст роли, иногда за характер персонажа, «замаскировавшись» (а может, и буквально надев маску) и не боясь уличения, ребенок также получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего ущерба для своей и без того хрупкой психики. В процессе культурно-досуговой деятельности воспитанников школы-интерната привлекает возможность импровизации, чередование видов деятельности в зависимости от психологического состояния и внешних обстоятельств, следование собственным установкам и ориентациям, индивидуализация деятельности. Принимая участие в культурно-досуговой деятельности, дети стараются с наименьшим ущербом для себя идентифицироваться со средой, соотнести привычные формы и способы этой деятельности с новыми. Иначе говоря, они активно стремятся к варьированию, создавая при этом подходящие для конкретной ситуации шаблоны поведения. При этом степень участия в досуговой деятельности и поведенческие мотивы различны. Кто-то занимается в самодеятельности, чтобы на сцене быть лидером, если в жизни эта роль уже занята. В своей работе эти ребята опираются на уверенность, выросшую в результате проверки поэтапных деталей, многократных репетиций. Другие же, наоборот, хорошо знают своего зрителя и производимое собой впечатление, в большей степени могут импровизировать, стараются «перешагнуть» через рутинный процесс репетиций, «выдать» результат. Здесь очень важен личностно ориентированный подход к каждому ребенку, знание особенностей детского досуга.
К ним можно отнести:
повышенную эмоциональность;
физическую подвижность;
динамическую смену настроений;
зрительную и интеллектуальную восприимчивость.
Учет всех этих факторов способствует созданию ситуации успеха, т. е. наличие благоприятной обстановки, при которой максимально раскрывается духовный и творческий потенциал каждой личности.

Также велико коррекционно-воспитательное значение кружков или, как теперь говорят, объединений дополнительной деятельности. Здесь в процессе работы у умственно отсталого ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.
Организуя работу объединений, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.
Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей можно более четко определить интересы и наклонности.
Объединения дополнительной деятельности для детей могут быть самыми разнообразными. Однако прежде всего следует подумать о создании таких объединений, занятия в которых помогли бы умственно отсталым детям стать более подготовленными к вступлению в самостоятельную жизнь. Сюда относятся объединения, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.
Интересным и полезным массовым видом организации кружковой работы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства. Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение. Содержание конкурсов может быть самое разное. Это могут быть поделки из ткани, бумаги, природных материалов, папье-маше, бросового материала.
В нашей школе такие выставки обычно проходят перед проведением «Осеннего бала», «Новогоднего праздника» и др., дети изготавливают тематические поделки, стенгазеты, рисуют рисунки. В зависимости от целей и сложности изделий конкурс может проходить в течение нескольких дней. Каждая работа имеет табличку с указанием фамилии и имени ее автора.

В коррекционной школе все дети должны быть вовлечены в кружки, особенно это касается проблемных детей.
В нашей школе-интернате действует достаточное количество объединений дополнительной деятельности для того, чтобы охватить всех воспитанников. Это «Волшебная иголочка», «Цветы из бумаги», «Акварелька», кукольный театр «Шанс», «Волшебная сказка», вокальный, спортивный, и другие. Опытные воспитатели помогают каждому ребенку определиться с выбором.
Досуговая деятельность включает в себя не только занятия детей в объединениях дополнительной деятельности, но и общественно-полезный труд, спортивные мероприятия, номера художественной самодеятельности, посещение библиотек, цирка, краеведческого музея, некоторых предприятий города, городского парка культуры. Экскурсии в природу, виртуальные экскурсии дают детям знания о родном крае, природе, дают возможность понимать и ценить природу, участвовать в охранных мероприятиях.
Свою основную задачу педагог должен видеть в том, чтобы всякий раз, встречаясь со сложным и удивительным миром своих воспитанников, не упрощая этот мир, делать его по возможности более гармоничным.


Источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.
В.Ф. Мачихина, под редакцией В.П. Провоторова «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». Москва «Просвещение», 1978.

http://knigi.link/korrektsionnaya-pedagogika_1337/dosug-sisteme-sotsiokulturnoy-adaptatsii-43041.html
15