Выступление на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Якупова В.Г.,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани

«Хочется, чтобы дети были на уроке
путешественниками, открывателями
и творцами в этом мире».
В.А.Сухомлинский
Дети в начальной школе, в большинстве своём, хотят учиться, а не быть обучаемыми. Они хотят быть равноправными участниками процесса обучения. Но этого желания мало. Нужно что-то ещё. То, что разовьёт у ребёнка интерес к изучаемому предмету, а также сформирует у него совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной деятельности.
В этом плане использование учителем инновационных педагогических технологий играет большую роль. Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают знания и собирают материал самостоятельно, учитель только направляет. У детей формируются общеучебные навыки: они воспринимают проблему, выдвигают гипотезы, добывают информацию, учатся пользоваться ею, развивают устную речь, делают обобщения и выводы. Работа в парах, группах позволяет решать и задачи воспитания, желание и умение сотрудничать с одноклассниками. Главное в работе - ребята свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Хочу привести фрагмент урока литературного чтения, на котором дети учатся исследовательской деятельности.
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Рассказ о природе или сказка о животных?
II Беседа по прочитанному и анализ текста.
На этом этапе урока использую работу в группах. Прошу детей вспомнить алгоритм работы в группах:
1. В группе должен быть «направляющий».
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают, не перебивая.
4. Своё несогласие высказываем вежливо.
5. Если не понял – переспроси.
Задание группам - дать характеристику героям, используя опорно-смысловую схему. Подтверждайте своё мнение отрывками из текста.
Схемы (у каждой группы):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Итог работы – ответы на вопросы. Принимаем все варианты ответов, соглашаемся или не соглашаемся с предложенным, подтверждаем высказывания отрывками из текста – словом, на уроке идёт диалог (это очень важно при организации исследовательской деятельности).
Вопросы и возможные варианты ответов детей:
- Как ведёт себя мать Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?
(Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь со стаей на юг, она плачет и печалится, даже решает остаться с ней зимовать)
- А Селезень?
( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё ей суждено погибнуть зимой)
- Какая из позиций ближе каждому из вас?
- Кого больше жалко – Старую Утку или Серую Шейку?
- Почему Серая Шейка подружилась с Зайцем? (У них есть общий враг - Лиса. Заяц жалеет уточку-калеку: «Жаль Серую Шейку. Съест её Лиса». Хотя Заяц ничем ей не мог помочь, дружба и общение с ним скрашивало безрадостную жизнь утки, давало чувство того, что она не одинока)
- Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки?
(Серая Шейка могла погибнуть ещё от холода и голода)
- Как автор передаёт нарастающий страх Серой Шейки?
( Серая Шейка с ужасом думает о том, что река вся замёрзнет, она в отчаянии. Зимняя красота не для неё. В итоге, также как отец Селезень, она начинает думать, что лучше бы Лиса её съела)
- Как себя ведёт Лиса при встрече с Серой Шейкой?
(Она издевается над уточкой, считает, что скоро Серая Шейка станет её лёгкой добычей)
- Вам понравился Акинтич?
(Он добродушный старик)
- А как относится к нему автор?
(Автору старичок очень симпатичен)
- Можно ли сказать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей? (Не важно, что в произведении речь идёт не о людях, переживания и поступки персонажей вполне человеческие!)
- По каким приметам можно судить о присутствии в тексте автора? Зачитайте нужные строчки из текста.
- Как оцениваете работу своей группы? Почему?
(Самооценка - важный элемент работы группы, потому что даёт «толчок» для организации более эффективной дальнейшей работы).
III Определение жанра произведения.
- Определите жанр произведения. Это произведение ближе к сказке о животных или к рассказу о природе?
Слайд презентации:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сопоставительный анализ отрывков из текста (по вариантам)
Выборочное чтение (обязательно с устным комментированием – к сказочному или реальному относится описанное).

Сказочные приметы
(1 вариант)
Реальные события, которые происходят в природе
(2 вариант)

Диалоги животных, диалог охотника с уточкой;
Лиса такая же хитрая, как в народных сказках, а Заяц – трусливый;
Животные наделены человеческими качествами: они переживают, могут быть равнодушными и довольными только собой (Селезень), зайцы, глядя на неудачную охоту Акинтича, смеются и радуются за Серую Шейку и т.д.
Отлёт осенью в тёплые края водоплавающих птиц;
Описание осенних и зимних изменений в природе;
Лиса – хищница (так же, как и в природе, охотится на уток, на зайцев).


Вывод: это произведение ближе к сказке о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк творит сказку, наблюдая печальные картины жизни природы.
- Чтение какой части доставило большое удовольствие? (последней)
Почему? (Так же, как и в народной сказке, добро победило зло. Бедная Серая Шейка теперь не погибнет)
IY Домашнее задание.
Групповое, носит творческий характер.
Есть альтернатива:
Дописывание сюжета. Придумать и озаглавить ненаписанную пятую часть сказки.
Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Пересказать четвёртую главу от лица Зайца и Акинтича.
Нарисовать картинный план сказки (+ комментирование того, что изображено).
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
Научить действовать – вот к чему я стремлюсь. Выпускник начальной школы должен уметь реализовывать в полном объёме свои склонности и способности, уметь овладевать новыми знаниями и новыми видами деятельности.


Литература
Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007. - № 4.
Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории/ М. И. Махмутов. – М., 1975.
ns portal ru / skola / issledovatelskaya – rabota – v – nachalnoi – scole

Отец
СЕЛЕЗЕНЬЬЕНЬЕНЬ

Мать
УТКА

СЕРАЯ ШЕЙКА

ЗАЯЦ

ЛИСА

Старик
АКИНТИЧ

Сказка
о животных

Рассказ
о
природе

ИЛИ