Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

МКОУ Вороновская ООШ Новосибирской области







Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
Егорова Любовь Николаевна
учитель начальных классов.

















Введение.
2010 год президент России Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно – исследовательской работы?
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала в 1 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей (см. Приложение 1) по оказанию помощи детям в работе над проектом. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные творческие проекты: «Живая азбука», « Моя малая родина», а во 2 классе попробовали делать индивидуальные «Мусорный вопрос», «Как сохранить зрение». В 3-4классе дети выполняли проекты по заданной теме к урокам русского языка («Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке», «Пишем письмо», «И в шутку и в серьёз»). Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!
Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Проекты моих учеников показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.
Основная часть.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [1]
Учебный проект совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
В методе проектов на первое место становится деятельность.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы (см. Приложение 2). Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.
На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.
Вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время? 
По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [3]
Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: изучали в 1классе тему по окружающему миру «Откуда берётся и куда девается мусор». Этим вопросом заинтересовались ребята 3 класса (классы у нас сдвоенные).Они с интересом начали развивать эту тему, стали делать фотографии свалок в деревне, проводить опрос жителей с.Вороновка и Новоказарино, почему возникают свалки,как сделать своё село чище. На 5 межшкольной научно- практической конференции школьников «Юные интелектуалы» работа Следенко Ж. и Тирбах П. «Мусорный вопрос» была одобренами членами жюри в Чумашенской средней школе.
Тему для другого проекта подсказала тема классного родительского собрания «Как наши дети ходят в школу?» Появился прое
·кт «Классная школьная форма». Дети проводили опрос среди учащихся школы о всех «за» и «против» школьной формы. Результатом проекта было выступление ребят на7 межшкольной научно-практической конференции школьников «Юные интелектуаллы» . Алёшина С.и Мельник Н.заняли 3 место.
Следующая тема возникла после вопроса дедушки нашего ученика: «Почему у тебя такой тяжёлый портфель? Что ты там носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля»,руководила работой Рыбалко Г.А.Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы, выявили учебники-«нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин, предложили свои способы решения проблемы. Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.
Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.
Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.
Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке.
Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
Я поощряю любые творческие находки детей.Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.
Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. С учениками теперь уже 4 класса мы продолжаем работать в этом направлении. Сейчас мы уже начали работать над новым коллективным проектом.
Приложение 1. Роль родителей на этапах выполнения проекта [6]
Этапы проектной деятельности
Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи.
Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.
Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.
Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатывается план выполнения проекта.
Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.
Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками проектной группы.
Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.
Посодействуйте в посещении библиотеки.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.
Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.
Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.
Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации.
Помогите прорепетировать выступление.

Публичная презентация проектной работы.
Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.
Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!

Приложение 2.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815



оценочные

организационные

самоконт-роля

практические

познавательные

Основные виды учебных умений

Этапы выполнения проекта

Исследовательский этап

- поиск - выбор
проблемы; конструкции
- выбор и материалов;
и обоснование - разработка
проекта; документации
- анализ
предстоящей
деятельности

Деятельность
учителя
предлагает,
ставит проблему,
консультирует,
наблюдает, советует,
помогает,
уточняет,
проверяет,
дополняет,
обобщает,
контролирует,
следит,
участвует в
оценке
проекта

Результат

Деятельность
учащихся
анализируют,
сравнивают,
выбирают, исследуют,
изучают, формулируют,
конспектируют,
рисуют, чертят,
генерируют
идеи,
разрабатывают,
определяют,
подсчитывают,
контролируют,
оформляют,
защищают
проект

3. Подготовка к защите проекта
- контроль или испытание
- экономическое обоснование
- маркетинговые исследования


Технологический этап

- выполнение - соблюдение
операций, дисциплины
предусмотренных и техники
процессом безопасности

4. Заключительный этап
- защита проекта
- подведение итогов






15