Рабочая программа внеурочной деятельности театральной студии


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Среднеикорецкая средняя общеобразовательная школа
Воронежская область. Лискинский район. С. Средний Икорец ул. 50 лет Победы 1
Тел.: (47391) 99196 Факс: (47391) 99196
srikor@yandex.ru Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено
методического объединения Заместитель директора Директор школы
учителей начальных классов по УВР
Протокол №______ ___________________ _______________
от «____» ___________2016г. / О.Е.Киселёва/ / Н.Е.Бунина/
Руководитель: ____________ «____» _________2016г. «____» _______2016г.
/ М.М.Акимова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Театральная студия
« Золотой ключик»
Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов: 68ч
Составитель:
Учитель начальных классов 1 КК
Пойманова Л.А.
с. Средний Икорец2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театральной студии «Золотой ключик» разработана для обучающихся 3-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы. Автор  И.А. Генералова (Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр. Театральное творчество помогает воспитывать, приобщать к общечеловеческим духовным ценностям и формировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации; обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Способствует расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения, сплочению детского коллектива. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Основные принципы программы:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
 - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
  - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в  год в 1 классе,  34 часа в год во 2-4 классах.                      
Паспорт программы
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
 
Задачи:
опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться клюбой работе.
  . Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
 
Разделы программы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр театральных постановок.
5. Наш театр.
 
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п Тема разделаФормаУровень.
Ожидаемый воспитательный результат1 «Мы играем – мы мечтаем!»играII уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2 ТеатрбеседаI уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсияI уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3 Основы актёрского мастерстваизучение основ сценического мастерства I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
актёрский тренингII уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
4 Просмотр спектаклей в театрах и на видеодисках просмотр спектакляI уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
беседаI уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
иллюстрированиеI уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
5 Наш театрмастерская образаII уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
мастерская костюма, декорацийII уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
инсценировка, постановка спектакля II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
выступление II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Мы играем – мы мечтаем! Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс (34 часа)
№ п/пТема Количество часов Дата проведенияВсего Теория Практика   Раздел «Театр» 15 10 5 1-3 Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. 3 2 1 4 Древнегреческий театр. 1 1 – 5 Театр «Глобус». 1 1 – 6 Театр под крышей. 1 1 – 7 Современный театр. 1 1 – 8 Театральный билет. 1 – 1 9 Театр кукол. 1 1 – 10-11 Музыкальный театр. 2 2 – 12-13 Цирк. 2 1 1 14 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. 1 1 15 Зритель в зале. 1 - 1   Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» 5 – 5 16-18 Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
1.«Кот в сапогах».
2.«Золушка».
3.«Сказки Андерсена». 3 – 3 19-20 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 2 – 2   Раздел «Основы актёрского мастерства» 4 1 3 21-24 Театральный этюд. 4 1 3   Раздел «Наш театр» 10 – 10 25-29 Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Отчётный спектакль. 5 5 30-34 Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Отчётный спектакль. 5 – 5 Итого 34 Итого 34 11 23 4 класс (34 часа)
№ п/пТема
Количество часов Дата проведения
Всего Теория Практика   Раздел «Театр» 4 4 – 1-2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. 2 2 – 3-4 Театральные жанры. 2 2 –   Раздел «Основы актёрского мастерства» 16 2 14 5 Язык жестов. 1 – 1 6-8 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 3 – 3 9-10 Интонация. 2 – 2 11-12 Темп речи. 2 – 2 13 Рифма. 1 – 1 14 Ритм. 1 – 1 15 Считалка. 1 – 1 16 Скороговорка. 1 – 1 17 Искусство декламации. 1 - 1 18 Импровизация. 1 1 - 19-20 Диалог. Монолог. 2 1 1   Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» 4 – 4 21-24 Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля.
1.«Сказки Пушкина».
2.«Басни дедушки Крылова». 4 – 4   Раздел «Наш театр» 10 – 10 25-28 Работа над спектаклем побасням И.А. Крылова. Отчётный спектакль. 4 4 29-34 Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль. 6 – 6 Итого 34 Итого 34 6 28  
 
 
Список литературы:
 
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
 
Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
            4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php            5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/