Календарно-тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности театральной студии Маска ( 5 класс)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема учебного занятия Кол-во часов Планируемые результаты Дата
план факт
I. ПОЛУГОДИЕ Введение. 1 1 Знакомство с коллективом, программой внеурочных занятий, правилами поведения. 1 Осознать значимость коллективной работы на занятиях;
понять содержание и структуру программы внеурочных занятий;
знать и соблюдать основы правил поведения. Основы театральной культуры 2 2 Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства. 1 Знать понятие «театр как вид искусства»;особенности современного театра как вида искусства;
термины: спектакль, дублер, аплодисменты, актер, сценарий;
иметь представление о месте театра в жизни общества;
иметь общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол , радио- и телетеатр.  3 Структура театра. Основные театральные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. 1 Иметь представление о структуре театра: театрально-концертное здание; демонстрационный или сценический и зрительский комплекс, сцена, зрительный зал, занавес, помещения театрального персонала, вестибюль, фойе, буфет, репетиционный зал, технические помещения по управлению спектаклем, светом, звуком; группа мастерских- живописных., столярных, костюмерных и т.п.; а также подсобная буфета или кухни; склады объемных и скатанных декораций, бутафории, костюмов и пр.
знать основные театральные профессии: костюмер, художник-декоратор, гример, сценарист, актер;
уметь применить на практике элементы театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.  Культура и техника речи 4
(1+3п/р) 4 Основные орфоэпические правила. Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице». 1 Знать основные орфоэпические правила, нормы произношения;
уметь четко и быстро произносить скороговорки с разными интонациями;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 5 п/рДикция. Артикуляционная гимнастика. 1 Знать определение понятия «дикция», о ее значение в речи;
знать понятие «голосовые модуляции»;
иметь представление об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром);
знать виды упражнений актикуляционной гимнастики и правила
последовательности выполнения упражнений;
уметь выполнять артикуляционную гимнастику;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию. 6 п/рРабота над дикцией. Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку» 1 Знать правила работы над дикцией;
уметь выражать интонацию, строить логически связную образную речь;
применять практически творческую фантазию;
уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; 7 п\рРабота со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки»
1 Знать технику работы со словом;
уметь применять нестандартное мышление на практике;
пополнить словарный запас, образный строй речи.
уметь сочинить сюжет сказки;
находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.Ритмопластика и актерская грамота. 4
(1+3ч.п/р) 8п/рПонятие «ритмопластика». Совершенствование осанки и походки Движении как средство выразительности и его особенности.. Тренировка ритмичности движений. 1 Знать определение понятия «ритмопластика»;
понять особенности движения как средства выразительности;
уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства;
уметь работать в группе, 9 п/рПонятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое воображение. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени» 1 Знать определение понятия «воображение», о видах воображения: активное и творческое воображение;
уметь работать в остром рисунке, относиться к условному как к безусловному, к правде как к неправде, оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной;
уметь изменять ритм действий в зависимости от изменения обстоятельств;
уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке;
строить диалог с партнером на заданную тему.
10 Работа над образом. Мимика и жесты. Анализ мимики лица. 1 Активизировать использование в речи понятий мимика и жесты;
стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа.
уметь изображать ту или иную эмоцию с помощью мимики;
стараться преодолевать застенчивость, раскрепощаться, и повышать свою самооценку;
проявлять творческую художественно- речевую деятельность;
уметь использовать в актерской игре внимание, память, воображение;
отражать свои впечатления в словесной и бессловесной форме (мимикой, жестами). 11 п/рРабота над образом. Мимика и жесты. Театральный тренинг. 1 Театральная игра 22
(5+17ч.п/р) 12 Знакомство со сценарием сказки "Золотые рога» Обмен впечатлениями.
Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. 1 Уметь «пользоваться» голосом, совершенствовать свою речь и произношение, читать и пересказывать с выражением;
понимать основную тему сказки и смысловую суть столкновений героев;
выявить главные события в сценарном представлении сказки. 13 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказки по ролям. Деление на логические отрывки. 1 Уметь работать в группе, совершенствовать свою речь;
учиться выражать эмоции, учить текст;
уметь делить текст на логические отрывки;
читать текст выразительно. 14 Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. 1 Уметь подбирать музыкальные произведения для спектакля;
проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности;
применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля.
15 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом. Обсуждение героев, их характеров, внешности. 1 Уметь соединять словесное действие (текст) с физическим действием персонажей;
запоминать слова героев;
уметь четко произносить слова, отрабатывать дикцию;
использовать мимику при осуществлении диалога;
уметь правильно ставить логическое ударение при произнесении фразы. 16-17 п/рВоспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. 2 Уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства;
уметь работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство;
уметь создавать выразительные образы;
анализировать собственную актерскую игру и товарищей. 18 п/рОтработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. 1 Уметь создавать выразительные образы;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к героям средствами художественного языка;
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; 19 п/рОтработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
1 Уметь создавать выразительные образы, работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство;
уметь создавать выразительные образы;
анализировать собственную актерскую игру и товарищей. 20 п/рОтработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. 1 21 п/рИндивидуальная подготовка главных исполнителей 1 Уметь применить индивидуальные творческие способности в практической деятельности;
обогатить словарный запас;
стремиться к речевому самосовершенствованию. 22 п/рПодбор музыки. Разучивание песен и танцев 1 Уметь подбирать музыкальные заставки (из заготовленных) согласно возрасту зрителей, теме и сцене спектакля;
уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства;
уметь работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство;
23 п/рКоллективное изготовление декораций, костюмов. 1 Уметь работать в коллективе, изготавливая атрибуты к театрализованному мероприятию: декорации, костюмы;
проявлять уважение друг к другу и аккуратность в работе. 24 п/рОтработка сцены №1-2 спектакля. 1 Уметь работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство. 25 п/рОтработка сцены №3-4 спектакля. 1 26 п/рОтработка сцены №5-6 спектакля. 1 27 п/рОтработка сцены №7-8 спектакля. 1 28 п/рРепетиция спектакля. 1 29 п/рГенеральная репетиция. Оформление сцены. 1 Отработать роль персонажа сказки с учетом рекомендаций, данных учителем на предыдущих занятиях;
уметь действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности. 30 п/рПодготовка афиши, программок, билетов, подготовка и проверка оформления. 1 Уметь оформить афишу;
подготовить ширмы;
изготовить декорации и бутафории;
понимать значимость работы в коллективе;
проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. 31-32 п/рПремьера спектакля. 1 Показать спектакль зрителям: учащимся, родителям, учителям;
применить на практике, полученные на предыдущих занятиях знания, умения, навыки;
накапливать опыт сценической деятельности. 33 Анализ выступления. 1 Уметь оценить действия других и сравнить их с собственными действиями. осознать понятия «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства». II. ПОЛУГОДИЕ Основы театральной культуры 1 (+1 п/р) 34 «Как себя вести в театре». Культура поведения на сцене и в зрительном зале. 1 Знать об особенностях поведения в театре;
различать театральную терминологию; иметь представление о культуре зрителя. 35 п/рЭкскурсия в театр. 1 Уметь применять правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
уметь в течение длительного времени концентрироваться на просмотре спектакля;
понимать смысл игры актеров;
соблюдать зрительскую культуру. Культура и техника речи 3 п/р36 п/рОсвоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик». 1 Совершенствовать артистические навыки в плане воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. 37 п/рОсвоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Фестиваль одной песни». 1 Уметь самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию;
проявлять творческую самостоятельность, передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий танцевальный образ героя. 38 п/рРабота над образом. Игра «Войди в образ». 1 Уметь раскрепощаться и «входить в образ» в игре, перевоплощаться в сценический образ;
запоминать заданные позы и образно передавать их. Ритмопластика и актерская грамота. 6 (1+5 п/р) 39 п/рИмпровизация. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер». 1 Знать термин «импровизация»;
роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе;
понимать мизансцены спектакля; верно понимать взаимосвязь импровизации и точности выполнения установленных мизансцен;уметь инсценировать импровизационные действия; произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
запоминать заданные позы и образно передавать их.
развивать координацию движений. 40 п/рИмитация поведения животного. Игра «Великие укротители» 1 Знать понятия «имитация», «имитация поведения»;
уметь создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. 41 п/рСценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.) 1 Знать определение понятия «сценическое действие», его особенности;
уметь ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах как совокупности условий, в которых происходит сценическое действие; использовать бессловесные и словесные сценические действия в актерской работе;уметь сочинять этюды по басням; использовать навыки действий с воображаемыми предметами;
уметь находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
пополнять словарный запас, образный строй речи. 42 п/рОсобенности сценического воображения. Сценические этюды на воображение. 1 Знать об особенностях сценического воображения, необходимости и важности сценического воображения в актерской работе;
уметь задействовать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение;интерес к сценическому искусству;
усвоить необходимость упражняться в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. 43 Понятие «общение». Отличие сценического общения от обычного общения в жизни.
1 Знать понятие «общение», отличие сценического общения от обычного общения в жизни;
уметь строить сюжеты на простейшие виды общения без слов и со словами, а также с более развернутым текстом на развитие образных представлений – видений. 44 п/пУпражнения и этюды на различные виды общения. 1 уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке;
строить диалог с партнером на заданную тему;
уметь задействовать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение;интерес к сценическому искусству;
усвоить необходимость упражняться в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Театральная игра 24
(4+ 20 п/р)
45 Знакомство со сценарием открытого мероприятия «Живые страницы» и эпизодами литературных произведений для инсценирования. Выявление смысловой сути мероприятия. Обмен впечатлениями. 1 Выявить смысловую суть сюжета сценария мероприятия;
уметь разобрать текст сценария по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа в данном эпизоде (что происходит, что делается, почему, с какой целью?). 46 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение эпизодов сценария по ролям. Деление на логические отрывки. 1 Уметь работать в группе, совершенствовать свою речь, учиться выражать эмоции, учить текст;
выразительно читать;
уметь разделить текст на логические отрывки. 47 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом. Обсуждение героев, их характеров, внешности. 1 Понять на основе авторского текста намерения персонажей, особенности их характеров, внешности, мотивов поведения, предлагаемые обстоятельства, действенные задачи;
создать на основе текста эпизода конкретные образные представления (видения) актером своего персонажа; 48-49-50-51 п/рВоспроизведение в действии отдельных эпизодов сценария мероприятия.
Отработка ролей эпизодов сказок «Царевна-лягушка», «Снежная Королева», «Двенадцать месяцев». Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
4 Уметь воспроизвести в действии отдельные эпизоды;
уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
запоминать слова героев;
применять на практике зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
уметь четко произносить слова, отрабатывать дикцию;
использовать мимику при осуществлении диалога;
уметь правильно ставить логическое ударение при произнесении фразы. 52 п/рОтработка ролей. Работа над выразительностью речи при чтении прозы (отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму»). 1 Отработать четкость проговаривания слов и фраз, постановку логического ударения, пауз, интонаций при чтении текста. Определить ключевые слова в предложениях и выделить их голосом;
уметь вжиться в образ. 53-54 п/рОтработка ролей басен И.А.Крылова « Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. 2 Уметь синтезировать в работе воображение, память, речь и внимание;
отработать четкость проговаривания слов и фраз, постановку логического ударения, пауз, интонаций при чтении текста. Определить ключевые слова в предложениях и выделить их голосом;
уметь вжиться в образ;
уметь импровизировать, ритмично двигаться и соотносить движения с речью, различать эмоции и изображать их с помощью мимики и жестов. 55 п/рИндивидуальная подготовка исполнителей (ведущих, чтецов стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино»,А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»), работа над выразительностью речи). Отработка ролей. 1 Отработать четкость проговаривания слов и фраз, постановку логического ударения, пауз, интонаций при чтении текста. Определить ключевые слова в предложениях и выделить их голосом;
уметь выразительно прочитать наизусть стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
уметь вжиться в образ.
56 -57п/рИндивидуальная подготовка исполнителей (ведущих; чтецов стихотворений Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне…», Ивана Бунина «Помню долгий зимний вечер…», Дмитрия Кедрина «Алёнушка») 2 58-59 п/рОбсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Подбор музыки к мероприятию «Живые страницы».. Коллективное изготовление декораций, костюмов. 2 Уметь показать свои творческие способности: подбирать музыкальный материал к отдельным эпизодам, самостоятельно изготавливать атрибуты к театрализованному мероприятию;
проявлять аккуратность в работе. 60-61 п/рСводная репетиция открытого мероприятия «Живые страницы» 2 Знать основные выразительные средства актера;
знать текст роли;
уметь выполнять на сцене свободно и естественно простейшие физические действия, грамотно сочетать в актерской игре пластику и речь;
уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке;
окончательно расставить смысловые акценты в развитии действия и закрепить последовательную линию поведения персонажей. 62-63 п/рГенеральная репетиция открытого мероприятия «Живые страницы». Оформление сцены и зрительного зала. 2 64 п/рПодготовка афиши, программок, билетов к открытому мероприятию «Живые страницы». Оформление сцены и зрительного зала., подготовка и проверка оформления. 1 Применить творческие способности в оформлении афиши;
изготовлении билетов, декорации и бутафории;
оформить сцену и зрительный зал;
понимать значимость работы в коллективе;
проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности;
установить порядок перестановки деталей декорации, определить ответственных за перестановку. 65 -66 п/рПроведение открытого мероприятия «Живые страницы» 2 Показать открытое театрализованное мероприятие «Живые страницы» зрителям: учащимся, родителям, учителям;
применить на практике, полученные на предыдущих занятиях знания, умения и навыки;
накапливать опыт сценической деятельности. 67 Анализ выступления. 1 Уметь осуществлять коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
осуществлять анализ причин успеха/неуспеха.
68 п/рКруглый стол «Наш любимый театр» (подведение итогов работы за год, обмен мнениями и предложениями о работе на следующий год). 1 Уметь осуществлять анализ индивидуальной и групповой работы на занятиях по театральной деятельности;
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
осознать значимость занятий театральным искусством для личного развития.