Педагогический опыт Создание условий для формирования учебно-практической самостоятельности путем проектной деятельности в преподавании ИЗО.

Проектная деятельность на уроках ИЗО
Описание педагогического опыта по теме: «Внедрение проектной деятельности в учебный процесс» («Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского). Выполнила: Керефова Юлия Львовна Место работы: МКОУСОШ№3 г.п.Терек. I. Информационный (введение) аспект. 1. Тема педагогического опыта: «Создание условий для формирования в учащихся 5-7 классов учебно-практической самостоятельности путём проектной деятельности в процессе преподавания изобразительного искусства». 2. Опыт основан на изучении разработок В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, рекомендациях программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Для того, чтобы выпускник школы являлся всестороннее развитой личностью, необходимо создать определённые условия. С моей стороны – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания, использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание многоуровневых логических ходов пережитого. Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует развитию его способностей в сфере мышления и речи. Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей. Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д.. 3. Главная идея моего опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей. Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь – это «социальная активность», «способность к достижению цели». Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь. Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать, но и может учиться делать, применяя знания. Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края. В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации. Научные положения: 1) Принцип континуальности опыта – связь опыта, приобретаемого в процессе образования, с опытом, необходимым для будущей жизни. 2) Принцип связи формируемого опыта с особенностями среды, в которой проживает ребёнок. 3) Принцип взаимодействия внешнего и внутреннего факторов опыта. 4) Принцип возрастной адекватности: обеспечить (с одной стороны) преемственность ситуаций и выстроить (с другой стороны) их последовательность с учётом возможностей самого ребёнка. II. Технологический (основная часть) аспект. 1. Актуальность педагогического опыта: инновационный подход к методике преподавания предмета «Изобразительное искусство и художественный труд», а именно, к процессу осмысления и переживания ведущей темы урока, четверти, года через элементы самостоятельной работы учащихся. Информация - главный результат и одновременно условие развития ребёнка. Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы учащихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно – исследовательских умений. Цель предмета: воспитание Человека, Личности, живущего в единой связи с обществом и миром окружающей природы. Задачи: вооружение учащихся знаниями идеалов и шедевров мирового искусства, формирование навыка овладения элементарными основами реалистического рисунка, развитие изобразительных и декоративно-прикладных навыков, художественного вкуса. Такой подход соответствует социальному заказу. 2. При отборе и организации учебного содержания учитываются: 1) частью обучения являются задания по организации результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания; 2) уместна разработка тем проектных работ, при выполнении которых школьники применяют изученный на уроках предметный материал; 3) основная часть уроков, занятий кружка «ИЗО» проходит в различных организационных формах: аппликация, конструирование, лепка из глины и солёного теста, урок – путешествие, компьютерный урок. Преобладающие виды деятельности: учебная, проектная, творчески – игровая, трудовая, художественно-эстетическая. Формы и приёмы организации деятельности: различные посильные подростковому возрасту упражнения, использование загадок и поэзии, видеофильмов, музыкальных произведений, беседы о предметах декоративно-прикладного творчества родного края, выставочный материал детских поделок и рисунков, включение в урок элементов конструирования, оригами, творческих заданий, лепки. Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «изобразительное искусство». Участники: учащиеся 5 класса. I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства». 1. Тема 2-х уроков: «Внутренний мир русской избы». Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении женской и мужской половин в доме; создание интерьера избы с «красным» углом. Продукт: сообщение. 1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор Информации в группах. 2 урок: отчёты групп по собранной информации. Ход проекта (по урокам): 1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности. 2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта. 3) Сообщение. Самооценка. 2. Тема 2-х уроков: «Народный праздничный костюм». Проект по теме: «Народная одежда – образ мира». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории русского костюма; разработка эскиза русского костюма. Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей). Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста. Вопросы: 1) Что надевали на Руси? 2) Где в старину брали одежду? 3) Что обозначают рисунки на одежде? 1 урок: просмотр книг-сказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу семьи, родственников; посещение библиотеки. 2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей. II четверть. Тема: «Связь времён в народном искусстве». Тема 2-х уроков: «Роль художественных народных промыслов в современной жизни». Проект по теме: «Промыслы нашего края». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о промыслах Ардатовского района; разработка карты по теме «Ремёсла Нижегородской области. Продукт: карта Нижегородской области с указанием основных декоративно-прикладных промыслов, включая информацию о ремёслах Ардатовского района. Ход проекта: 1) Выступление творческих групп (с экспонатами). Составление карты. 2) Игра «Визитная карточка Нижегородской области» (угадывание по карте названий росписей и промыслов). III четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время». 1. Тема 2-х уроков: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись». Проект по теме: «Мифы Древней Греции». Продолжительность: 1 урок. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических сюжетах Древней Греции; создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд». Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном стиле (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону). 2. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». Проект на тему: «Взгляд на символику». Продолжительность: по 15 минут (на 2-х уроках). Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе; выработка гражданской позиции учащихся. Продукт: сочинение - эссе «Взгляд на символику». Роли: учитель, учащиеся; «социологи». Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов, предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке. 3. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». Проект на тему: «Эмблема моего класса». Продолжительность: 1 урок. Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса; создание эмблемы 5 класса. Продукт: эмблема 5 класса, выполненная в различной технике (квиллинг, поп- ап, омпьютерная графика, художественная фотография). IV четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире». 1. Тема: «Современное выставочное искусство». Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам. Продолжительность: 25 минут. Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды декоративного искусства»; развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую тему. Продукт: сообщение. Темы сообщений. 1) Керамические изделия. 2) Изделия из стекла. 3) Изделия из металла. 4) Изделия из гобелена. 5) Батик. 2. Тема: «Современное декоративное искусство». Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Русская церковь»; создание макета русской церкви. Продолжительность: 2 урока. Продукт: макет церкви посёлка. 3. Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики». Продукт: проект улицы Победы. Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Улица Победы»; создание макета улицы «Победа» с использованием техники бумагопластика. Продолжительность: 2 урока. Продукт: макет улицы «Победа». Участники: учащиеся 6 класса. I четверть. Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка». 1. Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств». Домашнее задание к данному уроку: подготовка проекта по теме: «Я считаю лучшим вид изобразительного искусства-..." Продолжительность: 1 урок. Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о различных видах ИЗО; создание сообщений. Продукт: обмен собранной информацией поисковых групп. Темы: 1) Графика. 2) Живопись. 3) Архитектура. 4) Скульптура. 5) Декоративно – прикладное искусство. 2. Тема 2-х уроков: «Объём – основа языка скульптуры». Проект по теме: «Познай самого себя». Продолжительность: 2 урока. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о развитии одного из видов ИЗО - скульптуры; создание сообщения с включением стихотворения определённой исторической эпохи (1 урок); лепка рельефного изображения из солёного теста (2 урок). Продукт: сообщение (1-й урок). Продукт: рельефная скульптура богини Афины из солёного теста (2-й урок). Ход проекта: 1) Сообщения с подобранной информацией и наглядностью (1-й урок). 2) Самооценка, оценка педагога, итоговая оценка по пунктам: подбор репродукций, представление работы, достигнутый результат (1-й урок). 3) Домашнее задание: подобрать и подготовить выразительное чтение стихотворения, ответить на вопросы викторины (1-й урок). 4) Выразительное чтение стихотворения (2-й урок). 5) Создание художественного образа богини Афины из солёного теста (2-й урок). 6) Самооценка; оценка педагога. Итоговая оценка. (см.карточку (2-й урок)). Группы: 1. «У истоков греческой скульптуры». 2. «Скульптурное убранство готических соборов». 3. «Шедевры Высокого Возрождения». II четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт». 1. Проект на тему: «Полезность вещей в доме». Продолжительность: 20 минут. Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о сущности домашних вещей; эскиз полезной вещи для интерьера комнаты. Продукт: эскиз нужной вещи. Этапы работы над эскизом: 1) Проработка требований к проектируемому изделию. 2) Выбор лучшей идеи, её обоснование. 3)Экономическая и экологическая оценка изделия. III четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет». Тема: «Портрет в графике». Темы групп. 1) Музеи России. 2) Музеи Европы. Продолжительность: 1-7 уроки четверти; на каждом уроке – 10 минут. Цель: исследовательская работа по сбору информации о жанре «Портрет»; создание презентации на тему «Портрет» (музеи мира). Продукт: презентация на тему «Портрет». IV четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». 1. Тема: «Жанры в изобразительном искусстве». Проект по теме: «Я считаю лучшим художником пейзажиста ». Предварительное анкетирование на тему: «Он мне ближе всего из художников». Продолжительность: 30 минут. Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о русских художниках- пейзажистах.; создание презентации на тему «Мой любимый художник". Продукт: презентации поисковых групп на тему «Мой любимый художник». Темы: 1) Творчество И.И.Шишкина. 2) Творчество Ф.А.Васильева. 3) Творчество И.И.Левитана. Участники: учащиеся 7 класса. I четверть. Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека». Тема урока: «Пропорции и строение фигуры человека». Цель: развитие навыка учащихся в создании учебного пособия; создание таблиц, отражающих изменения пропорций человеческого организма (по мере увеличения роста человека). Продукт: учебное пособие к уроку. Продолжительность: урок. Оборудование: фломастеры. Роли: творческие группы. Задачи: 1) (первая группа) создание учебного пособия «Младенчество»; 2) (вторая группа) создание учебного пособия «Я иду в школу»; 3) (третья группа) «Мне 14 лет». Ход проекта: 1) отбор необходимой информации о возрастных изменениях человеческого организма; 2) исследование пропорций человека; 3) обдумывание будущей работы, выполнение её эскизов; 4) распределение в группах ролей по выполнению отдельных операций общей работы; 5) оформление учебного пособия; 6) оценивание. II четверть. Тема: «Поэзия повседневности». Тема урока: «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве». Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе; выработка гражданской позиции учащихся. Продукт: эссе на тему «Кого я больше всего ценю в жизни?» Продолжительность: 10 минут (на 2 уроках). Участники: учитель, учащиеся, «социологи». Ход проекта: «группа социологов» собирает работы, распределяет по принципу схожести их содержания, на следующем уроке сообщает о результатах. III четверть. Тема: «Великие темы жизни». Тема: «В каждой картине есть главные герои». Домашнее задание для групп: подобрать материал о Великой личности. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Личностях России; создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского народа». Продолжительность: 1 неделя. Продукт: сообщение (презентации) на тему «Вечно в памяти русского народа». Ход проекта: 1) Выступающие, аргументируя, называют положительные черты отобранной Личности. 2) Сообщение (презентация) о биографии Личности. IV четверть. Тема: «Реальность жизни и художественный образ». Тема: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства». Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Патриотах своего государства; создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского народа». Домашнее задание на 1 уроке: подобрать материал о Патриотах своего государства. Продолжительность проекта: вся четверть. Цель: создание презентации на тему: «Великие Патриоты». 3. Педагогическая технология: Моделирование, коммуникативный диалог, исследовательская деятельность. Их соединение – перспективно, так как идёт поиск детьми путей решения задания, что приводит к размышлению, анализу. Игра и исследование! 4. Условия реализации опыта. Предмет: ИЗО. Материальная база: репродукции картин, книги, интернет-ресурс, медиатека. 5. Результативность опыта. Процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» (от общего числа обучающихся) по предмету «Изобразительное искусство» (5-7 классы): 2008 – 2009 гг.: 100%; 2009 – 2010 гг.: 100%; 2010 – 2011 гг.: 100%. Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки стали принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах. III. Внедренческий (заключение) аспект. 1. Степень новизны опыта: усовершенствование. 2. Распространение опыта: учителя начальных классов (преподаватели ИЗО), районное методическое объединение учителей изобразительного искусства муниципального района.

Заголовок 115