«Профильное обучение – удовлетворение образовательных и про-фессиональных запросов старшеклассников»

Шиленкова Ю.В.
Заслуженный учитель РФ
учитель химии МБОУ СОШ № 18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринск

«Профильное обучение – удовлетворение образовательных и профессиональных запросов старшеклассников».
Профильное обучение прочно завоёвывает образовательное пространство, поскольку оно является средством дифференциации и индивидуализации процесса обучения, так как позволяет в большей степени учитывать потребности, возможности и склонности старшеклассников.
Цели профильного образования гуманны и понятны каждому:
формирование индивидуальности каждого школьника и навыков творческой деятельности;
осуществление углубленного изучения отдельных предметов с учётом познавательных потребностей и интересов старшеклассников;
разработка и использование новых форм оценивания ЗУН обучающихся в связи с введением ЕГЭ;
дать качественное образование каждому ребёнку для успешного поступления в выбранный вуз и обучения в нём.
оказание посильной помощи выпускникам в выборе профессии.
Комплектование и формирование профильных классов и групп является самым актуальным и довольно трудным моментом, поскольку нет нормативных документов, регулирующих данный процесс. Поэтому необходимо разработать параметры приёма обучающихся в такие классы, например такие как:
1) желание ребёнка и его родителей;
2) успехи по предметам, которые впоследствии будут изучаться как профильные;
3) рекомендации учителей – предметников и классного руководителя;
4) результаты участия в предметных олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности;
5) учёт психического состояния и здоровья школьника;
6) психолого – педагогическая диагностика;
7) анкетирование и консультирование девятиклассников и их родителей;
8) беседы с детьми и родителями;
9) обязательная предпрофильная подготовка через систему элективных курсов;
10) обязательная итоговая аттестация по предметам выбранного профиля с привлечением независимой муниципальной экзаменационной комиссии.





В МОУ СОШ №18 имени Э.Д. Потапова эта работа начинается уже в среднем звене (7,8 классы).
В 7 классе, когда химия ещё не изучается как предмет, но отрывочные знания о веществах и их свойствах дети имеют из курса природоведения, биологии, географии и физики, уместно проводить целенаправленную внеклассную работу:
викторины;
химические калейдоскопы;
демонстрация занимательных опытов;
конкурсы рисунков и плакатов о значении и роли веществ в повседневной жизни;
дискуссии о влиянии химических веществ на здоровье человека.
Эта работа проводится совместно с классным руководителем, указанные виды деятельности включаются в план воспитательной работы. Старшеклассники принимают самое активное участие в осуществлении всех мероприятий.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Рис. 1 Виды внеклассной работы с обучающимися 7-8 классов





В 8 классе эта работа продолжается, но уже на более высоком научно - теоретическом и практическом уровне, вводятся элективные курсы познавательного характера.
1. Вещества, которые нас окружают.
2. Химическая кухня.
3. Виртуальные химические экскурсии.
4. Химические элементы в моём организме.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 2 Тематика элективных курсов и кружков в 8 классе
Своего наивысшего развития предпрфильная подготовка достигает в 9 классе и проводится через:
образовательное тестирование по предмету (во II полугодии);
психологическое тестирование с целью изучения личности и характера ребёнка (I четверть);
анкетирование детей и их родителей с целью выяснения направления профиля (I и IV четверти);
обязательная итоговая аттестация девятиклассников по выбранному профилю.
В 9 классе предпрофильная подготовка достигает своего наивысшего развития. Она требует от обучающегося совершенствования таких качеств как: самостоятельность, активность, творческая деятельность, ориентация на выбор профессии. Организация элективных курсов должна способствовать максимальному развитию этих качеств. Необходимо исследовать социальный заказ обучающихся и на основе него формировать программу элективного курса. По своему содержанию элективные курсы могут быть познавательного характера, а могут носить четко выраженную учебную направленность.
Так ученикам 9 класса предлагаются на выбор несколько элективных курсов по химии.
Химия и здоровье.
Химия и пища.
Мир окислительно – восстановительных реакций.
Решение усложнённых задач.
Основы общей химии.
Кроме того, при проведении анкетирования выявились некоторые вопросы, которые интересуют учеников: химическая кинетика, теория электролитической диссоциации. Поэтому, составляя программу элективного курса, необходимо этим вопросам уделить особое внимание, помочь детям разобраться в указанных проблемах и подготовить их для успешного обучения в профильных классах. В связи с этим была разработана программа элективного курса: «Основы общей химии» для обучающихся 9 классов. На занятиях проводятся рейтинговые соревнования, олимпиады, составляются и выполняются тестовые задания по отдельным темам, решаются проблемные вопросы, исследуются свойства и превращения веществ, обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность. Совокупность достижений школьника фиксируется в бланке (табл. 1).
























Таблица 1
Вид деятельности при изучении элективного курса «Основы общей химии» ученика 9.класса МОУ СОШ№18 имени Э.Д.Потапова . Год . .
Вид деятельности
Содержание
Дата
Балл
Замечания

Рейтинговое соревнование.

1. Строение атома и химическая связь.
2. Химическое равновесие.




Олимпиада





Составление тестов.





1. Строение атома и химическая связь.
2. Окислительно – восстановительные реакции.
3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.




Выполнение тестовых
заданий.

1. Строение атома и химическая связь.
2. Окислительно – восстановительные реакции.
3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.




Исследовательская деятельность





Проектная деятельность





Анализируя результаты деятельности школьника, сразу можно увидеть его учебные достижения и готовность обучаться в классе химического профиля.
Балл определяется по десятибалльной шкале, максимальное количество баллов 60.












Оценивание эффективности профильного обучения должно быть связано с отслеживанием уровня реализации образовательных запросов и планов выпускников, профессиональной карьеры впоследствии.
Нельзя не сказать о трудностях, которые возникают на данном поприще:
1) не всегда дети правильно соизмеряют свои желания и реальные возможности;
2) не имея чёткой и обоснованной позиции о своей дальнейшей профессиональной траектории, они выбирают тот профиль, который выбрали друзья;
3)некоторые дети не хотят уходить из класса, в котором учились 9 лет;
4)смена профиля в связи с изменившимися образовательными запросами обучающихся.
Поэтому школьникам необходимо оказывать психологическую и методическую помощь в осознанном выборе, коррекции и осуществлении жизненных целей, которых они хотят достичь.
Профильное обучение – особая система учебно – воспитательного процесса, оно направлено на успешное профессиональное самоопределение старшеклассников и получения ими качественного образования.

Таблица 3
Сравнительный анализ результатов учебной деятельности школьников при изучении элективного курса: «Основы общей химии»
Годы
Число детей,
посещающих ЭК
Балл \ процент



До 20
20-30
30-40
40-50
50-60
Рекомендация,
замечание

2004-2005
25
3\12%
4\16%
5\20%
10\40%
2\8%


2005-2006
26
4\15%
8\31%
6\23%
6\23%
2\8%


2006-2007
27
2\7%
3\11%
7\26%
11\41%
3\17%


2007-2008
26










13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Рис. 1 Виды внеклассной работы с обучающимися 7-8 классов

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Рис. 2 Тематика элективных курсов и кружков


Рейтинг выбора элективных курсов
Количество детей, выбравших курс

Годы
Химия и
здоровье
Химия и пища
Мир ОВР
Решение задач
Общее количество детей

2004-2005
3 (12%)
0
12 (48%)
10 (40%)
25

2005-2006
2 (8%)
0
12 (46%)
12 (46%)
26

2006-2007
4 (15%)
1 (4%)
9 (33%)
13 (48%)
27

2007-2008
3 (11%)
0
8 (31%)
15 (58%)
28



Рейтинг выбора элективных курсов
Количество детей, выбравших курс

Годы
Химия и
здоровье
Химия и пища
Мир ОВР
Решение задач
Общее количество детей

2004-2005
3 (12%)
0
12 (48%)
10 (40%)
25

2005-2006
2 (8%)
0
12 (46%)
12 (46%)
26

2006-2007
4 (15%)
1 (4%)
9 (33%)
13 (48%)
27

2007-2008
3 (11%)
0
8 (31%)
15 (58%)
28
















Виды внеклассной работы

Химические элементы в моем организме

Конкурсы эрудитов, викторины, дискуссии, составление и решение кроссвордов

Химические калейдоскопы и марафоны



Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет

Занимательный эксперимент

Вещества, которые нас окружают

Виртуальные химические экскурсии

Химическая кухня

Тематика элективных курсов и кружков

Виды внеклассной работы

Конкурсы эрудитов, викторины, дискуссии, составление и решение кроссвордов

Химические калейдоскопы и марафоны



Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет

Занимательный эксперимент

Тематика элективных курсов и кружков

Химическая кухня

Виртуальные химические экскурсии

Вещества, которые нас окружают

Химические элементы в моем организме



15