Урок:«Великий шелковый путь»


КГУ «Школа – интернат для детей ЗПР»
Учитель географии, дефектолог
Ешенгазина Гульжан Серикказыевна
География, 8 класс
Великий шелковый путь
Цель урока: 1) Сформировать знания о Великом шелковом пути, его историческом, географическом и экономическом значении; 2) Развивать знания об истории Казахстана; 3) Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана. 2. Карта-схема Великого Шелкового пути. 3. Иллюстрации
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Доказательства обитания человека на территории Казахстана с доисторических времен (стоянки эпохи палеолита вблизи Каратау, устье Волги, в Бетпакдале, на Бухтарме; в бронзовом веке обрабатывали металл; сакские племена)
2. Сведения античных историков о Казахстане (Геродот в «Истории» описывает Каспийское море и реки: Сар – Волга, Лик – Урал, Сергис – Эмба; Страбон жил в 63 г. до н.э.-24г. н.э., считал Каспий заливом Северного моря, а Арал – заливом Каспия «Скифским заливом», дал достоверную информацию о Сырдарье (Яксарт) и Амударье (Окс); Птолемей - 1 век н. э. написал труд «География», обозначил на карте Каспий вытянутым с запада на восток, считал, что Амударья и Сырдарья впадают в Каспий; в конце II – начале I в. до н. э. китайцы Чжан Цянь и Сюань-Цзань описали Жетысу, усуней, реки Аксу, Чу, Талас, составили карту)III.Всесторонняя проверка знаний.1. Высота массива Винсона в Антарктиде (5140м)
2. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
3. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)4. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
5. Почва плодородная в (степи)
6. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какую роль сыграл Великий Шелковый путь в развитии экономики Государств?
V.Объяснение новой темы.1. Великий шелковый путь (открыт во II в. до н. э.; с VI века развивался в двух направлениях – сырдарьинское и тяньшанское)
2. Сарайчик (50 км от Атырау на реке Жайык, основан в XIII веке Батыем)
3. Тараз (впервые упоминается византийским послом Земархом Килийским в 568 г. и буддийским паломником Сюань-Цзанем в 630 г.; в VI – IX вв. принадлежал карлукам, а X –XI вв. – столица Караханидов; месторасположение древнего Тараза определил востоковед В. В. Бартольд; археологи Масон, Бернштам, Агеева, Пацевич и Сенегова раскопали городище древнего Тараза)
4. Отрар (устье реки Арысь, принадлежал Саманидам, родина Аль-Фараби; в 1219 году после 6-ти месячной осады захватили монголо-татары)
5. Кулан (V-XII вв.; первыми описали арабы Ибн Хордадбек и Кудама ибн Джагифар; раскопки в 1963 – 1965 гг. под руководством К. Акишева)
6. Койлык (IX – XIII вв., Илийская долина, столица карлукских жабгу, описал французский посол Виллем де Рубрук в 1253 г. в книге «Путешествие в восточные страны»; с. Антоновка Алматинской области Саркандского района)
7. Саудакент (недалеко от поселка Байкадам, X в.)
8. Кумбез Алаша хана (архитектурный памятник X-XI вв. в Центральном Казахстане на реке Каракенгир)
9. Комплексный мавзолей Ходжи Ахмета Ясави (Туркестан, XII в; казан отлит в 1399 г. весом в 2 тонны на 60 ведер воды; терракотовая плитка)
10. Памятник Коркыт ата (на берегу Сырдарьи село Жусалы Кызылординской области; создатель кобыза)
11. Значение шелкового пути (в 1987 г. на сессии ЮНЕСКО одобрен проект исследования, в котором приняли участие Греция, Шри-Ланка, СНГ, Португалия, Египет, Италия, Китай, Индонезия, Монголия, Оман; в 1991 г. в Казахстане создан Национальный комитет «Жибек жолы»)VI.Усвоение новой темы.1 Город Туркестан в 2000 году отметил (1500 лет)
2. Укажите 7 рек, образующих местное название «Жетысу» (Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Коксу, Аякоз, Тентек)
3 Древние города Казахстана (Тараз, Туркестан, Чимкент)
4. Нанести на контурную карту ВШП
VII.Домашнее задание. § 6, контурная карта
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Для народов Евразии Великий Шелковый путь всегда был местом диалога, культурного взаимообмена, взаимообогащения духовными и культурными ценностями, дорогой от прошлого к будущему