Конспект урока по истории «Великий Шёлковый путь»


«Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни,представлял великолепную возможность для установленияконтактов и диалога, способствовал возможности взаимногообогащения выдающихся цивилизаций» Федерико Майор, Генеральный директор ЮНЕСКО
Цели урока:1) раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования; раскрыть причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южного Казахстана и Жетысу; объяснить влияние пути на социально-экономическое положение Казахстана, на складывание культурных, религиозных и международных отношений;  2) развивать творческую активность учащихся, аналитические способности, понимание ценности памятников Великого Шёлкового пути; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой, работать в группе; развивать картографические умения и навыки; развивать умение работать с различными видами тестов;  3) воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Родины
Тип урока: изучение нового материала, урок-соревнование.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, элементы развивающего, игрового , дифференцированного обучения, элементы критического мышления.Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный. Оборудование: карта «Великий Шёлковый путь», контурные карты, видеофильм «Великий Шёлковый путь», карточки с заданиями, товары.Ход урока:
Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя
Здравствуйте ребята, гости нашего урока! Сегодня мы изучаем тему «Великий Шёлковый путь». Великий Шёлковый путь- это система караванных дорог, которые в древности и Средневековье пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая и служили истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути. Давайте попробуем вместе составить вопросы, на которые будем искать ответ в течение всего урока.
ЧТО такое ВШП?
ГДЕ начинался ВШП?
КОГДА возник ? КОГДА перестал функционировать?
КАК долго функционировал?
ЧЕМ торговали купцы?
КАКОВА роль ВШП? КАКОВА общая протяжённость ВШП?
Итак, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправляемся в путешествие по Великому Шёлковому пути.
У вас на столе лежат контурные карты, на которых вы должны отметить весь пройденный нами маршрут. Двигаться наш караван будет отдельными группами. Каждая группа во время всего маршрута должна зарабатывать жетоны. Наиболее активная группа будет вознаграждена.
Представление групп.
Итак, в путь…
3. Изучение нового материала.
Помогать в нашем путешествии будут учёные историк и географ, а также вы сами, ребята, получившие предварительные задания.
Расскажите , пожалуйста, когда же возник Великий Шёлковый путь?
Историк: всё началось в 138 году до н. э., когда из Китая по приказу императора вышел караван во главе с Чжан Цзянем с целью вернуть своих прежних союзников- кочевые племена. Чжань Цзянь прошёл пустыни, горы, пережил многолетний плен, нашёл бывших союзников, и , хотя те отказались вернуться, его миссия имела огромное значение. Вернувшись через 13 лет домой он рассказал императору о странах, которые он увидел к западу от Китая. Императорский двор, учёные и купцы были потрясены его рассказом. Ведь они считали, что кроме них на свете живут только кочевники- скотоводы. И вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли шёлк. Так и встретились 2 древнейших цивилизации Востока и Запада.
Учитель: Возникла крупнейшая торговая и культурная магистраль древности и средневековья. Около 2000 лет эта магистраль связывала страны и народы. И получила своё название Великий Шёлковый путь лишь в 19 веке по предложению Фердинанда фон Рихтгофена- ученого географа.
Расскажите, как же пролегали трассы Великого Шёлкового пути?
Географ:Своё начало Великий Шёлковый путь брал из районов в долине реки Хуанхэ в Китае. Он пролегал через западную часть Великой Китайской стены и по р. Или доходил до озера Иссык Куль. Здесь путь для выхода на Запад и Северо- Восток разветвлялся в южном и северном направлениях. Южное шло в Фергану, Иран, Ирак, Сирию к Средиземному морю, а северное через город Испиджаб разделялось на 2 ветви. Итак , Великий Шёлковый путь достиг земель Казахстана.
Отмечаем на контурных картах.
Учитель: Давайте ненадолго сделаем привал в этом городе, что вам известно о городе Испиджаб?.Ученик: это древний город. Он являлся духовным центром казахской земли. Отсюда выходили мыслители, философы, священники, проповедники. В 1103 году в этом священном городе родился духовный вождь всех тюркских народов Ходжа Ахмет Йяссауи. Слово Испиджаб на языке согдийцев означает «белая вода»(Аксу).
В Испиджабе 4 ворот, такую роскошь себе позволить мог только очень крупный город. Историки писали, что его рынки переполнены, он обилен плодами, в нём много всяких полезных вещей.город был первоклассной крепостью тюрков.
Учитель:Абулхаир Фаэм- аллах пен Рузбехан утверждает «Этот город удивительно красивый, беспредельно весёлый, стоит в открытой степи. Воздух его приятный, веселит и укрепляет душу. Земля этого города является местом знания, жители его все одарённые и доброта- врождённое свойство их».
Ребята, а теперь внимание. У вас есть возможность заработать первый жетон. Вопрос: Под каким ещё названием в исторических источниках известен город Испиджаб?( Сайрам).
Отмечаем этот город на контурной карте.
Географ: Продолжаем путешествие. После Сайрама путь разделялся на две ветви. Одна шла в Среднюю Азию, а другая доходила до Туркестана.
Учитель: Давайте сделаем остановку в Туркестане.
Ученик: Этот город находился на достаточно выгодном перекрестке караванных путей и стал одним из самых больших уже в 11 веке. Его прославил, упоминаемый нами ранее, великий тюркский мыслитель Ходжа Ахмед Йяссауи. Его мавзолей стал местом паломничества или «второй Меккой».
Какое другое название города вам известно? (Яссы)
Отмечаем город на контурной карте
Учитель: Уважаемый географ, вам слово.
Географ: Так вот вторая ветвь через Туркестан по нижнему течению реки Сырдарьи выходила в Западный Казахстан и обходя Северо – Восток Черного моря, шла в Европу. Общая протяженность Великого Шелкового пути составляла 7 тыс.км.
Учитель: Каждый участок пути носил свое название:
лазуритовый путь – соединял Среднюю Азию и Средиземноморье
нефритовый путь – Восточный туркестан и Китай
степной путь – из Причернорморья через Дон, Урал, Иртыш на Алтай к оз.Зайсан
буранная дорога – это путь через Каракумы
меховой путь - соединял Русь с дальним Востоком.
Еще один город на нашем пути Тараз.
Ученик: Город был основан в первом веке нашей эры. Во время проведения раскопок археологам открылась вся неповторимая архитектура Тараза. В городе имелись магазины, мастерские, даже водопроводная сеть. Все постройки покрыты мозаикой, украшены разнообразной резьбой и орнаментом. Сохранились мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун и др. Сегодня они являются историческими памятниками культуры.
Отмечаем город на карте
Учитель:Ещё один город, который мы, как историки не можем оставить без внимания, Отрар.
Ученик: Я предлагаю побывать ещё в одном замечательном городе Отраре в этом городе родился великий учёный Абу насыр Аль-Фараби Пять месяцев кипел бой в кипчакских степях. Враг ворвался в город, но еще пять месяцев защитники оборонялись в цитадели. Руководитель обороны Каир-хан был схвачен. Уважая отвагу и мужество противника, приказал Чингисхан свершить над пленником почетную казнь: «расплавить серебро и влить ему в уши и глаза». Так пал последний защитник этого славного города.Отрарская цивилизация пала под натиском Чингизхана. Такие цивилизации, как отрарская, не уходят бесследно. По оценкам специалистов, здесь проживало около четверти миллиона человек. Звучала разноязыкая речь. Улочки базаров пестрели разноцветьем одежд.
Отмечаем город на контурной карте
Учитель:Города, расположенные вдоль великого Шёлкового пути, имели важное историческое значение для перехода к осёдлости тюркоязычных племён, входящих в состав казахского народа. Благодаря торговле народы перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства.Однако вследствие монгольского нашествия торговые связи были нарушены и значительно ухудшилось социально-экономическое положение городов, расположенных вдоль Великого Шёлкового пути. Некоторые города были полностью стёрты монгольским нашествием.
Обращение к историку:
Ведуться ли в настоящее время исследования относительно Великого Шёлкового пути?
Историк: В настоящее время ведётся комплексное международное исследование Великого Шёлкового пути. Обращение мировой науки к изучению Великого Шелкового пути - это поистине отсчет времени назад, в глубь веков, попытка проследить вехи истории и «смену поколений».Кроме того, изучение Великого Шёлкового пути призвано поддержать сотрудничество, научное и культурное, между учеными стран, входивших когда-то в регионы влияния древнего пути. Наиболее полная оценка стоящих перед исследователями задач была дана Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором: «Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, предоставлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможности взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Шелкового пути - содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания, общения и взаимного обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути ». Учитель: Я предлагаю вам ещё раз вернуться в один из городов Великого Шёлкового пути и посетить его рыночную площадь.
Просмотр видеофильма «Товары Великого Шёлкового пути»
Учитель: : Великий Шелковый путь — много на нем чудес, но главным его чудом всегда были базары. Базар на Востоке — центр деловой жизни. Здесь даже улицы города словно магнитом стягиваются к одной точке — базару. Только что занялся рассвет. Соловей уже отщелкал свою утреннюю песню. С высокого минарета муэдзин призвал правоверных к утренней молитве. Продавцы огня разнесли своим постоянным покупателям каленые угли. И над длинными рядами караван-сараев поплыл густой хлебный запах свежеиспеченных лепешек. Купцы раскладывают и расхваливают свой товар. А каких только товаров не увидишь ты здесь, на базарах Великого Шелкового пути! Стекло и монеты, шелк, зеркала, лаковая посуда, разные камни, мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, янтарь и кораллы, слитки серебра и золота… Да разве все можно перечислить!
4. Обобщение.
Игра «Угадай пряность»
Задание: Сейчас вы получите список пряностей, продаваемых на базаре. С закрытыми глазами вы должны угадать, какая пряность перед вами. (гвоздика, укроп, ванилин, корица, горчица, чай)
Подведение итогов.
Игра «Стороны света»
Задание: Сейчас вы получите список некоторых товаров, распространявшихся по Великому Шелковому пути. Постарайтесь определить, откуда они прибыли в наш город. Поставьте на листочке напротив того или иного товара буквы С(север), Ю(юг), З(запад), В(восток).
Товары, распространявшиеся по Великому Шелковому пути:
1.Меха соболя, песца, выдры, выхухоля — «С»2.Янтарь — «С»3.Фарфор — «В»4.Шерстяные ткани — «3»5. Деревянная посуда — «С»6.Лекарственные зелья — «В»7.Экзотические животные и птицы — «Ю»8.Стекло — «В»9.Сталь — «3»10.Кораллы — «Ю»11.Вино — «3»12.Льняные ткани — «С»13.Бардосские, кордовские ткани — «3»14. Женьшень — «В»15. Ловчие птицы (соколы, кречеты) — «Ю».
Подведение итогов.
Игра «Купец»
Каждый купец расхваливает свой товар, зазывает покупателей. Из предложенных товаров расхвалите свой так, чтоб его непременно купили:
лекарственные травы ткани
посуда
Пока учитель подводит итоги игры небольшое тестирование.
5.Закрепление
1.Где берёт начало Великий Шёлковый путь?
А)КуйрыктобеБ)Чань-АньВ)Кордова
2.Когда возник Великий Шёлковый путь?
А)138 г. до н. э.
Б)1212 г.
В) 1830г.
3.Как долго функционировал Великий шёлковый путь?
А)почти 200 лет
Б)почти 500 лет
В)почти 2000 лет
4.Какие части света связывал Великий Шёлковый путь?
А)Азию и Австралию
Б)Европу и Азию
В)Европу и Северную Америку
5. Что повлияло на упадок городов Великого Шёлкового пути?
А)Походы ЧингизханаБ)Появление денежных монет
В)Походы А. Македонского
Подведение итогов . На все ли вопросы мы получили ответы? Выставление оценок.
5. Рефлексия
На доске вывешивается плакат, ученики по очереди продолжают высказывание. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…
6. Итог урока
Колесом судьбы солнца в небе круг,Колесо судьбы и поля вокруг.И под скрип колес караван идетИ поклажи воз на себе везет.Колесо арбы — колесо судьбы:И дорогам мы по судьбе верны.Вековая пыль — колесу судьба;По дорогам пыль, старая арба.И под скрип караван идет,Под аккорды звезд караван поет.Повидать весь мир пусть не хватит лет,Но в дороге мы — нас счастливей нет.И под скрип колес караван идет,Путь его не прост, в даль его ведетКолесо арбы — колесо судьбы,И дорогам мы по судьбе верны.
7.Домашнее задание: пар.14,15
Приложения:
«Угадай пряность»
Список пряностей
гвоздика,
укроп,
ванилин,
корица,
горчица,
чай
«Части света»
Товары, распространявшиеся по Великому Шёлковому пути:
1.Меха соболя, песца, выдры, выхухоля — 2.Янтарь — 3.Фарфор — 4.Шерстяные ткани — 5. Деревянная посуда — 6.Лекарственные зелья — 7.Экзотические животные и птицы — 8.Стекло — 9.Сталь — 10.Кораллы — 11.Вино — 12.Льняные ткани — 13.Бардосские, кордовские ткани — 14. Женьшень — 15. Ловчие птицы (соколы, кречеты) —
Север
Запад
Восток
3.«Купец»
лекарственные травы
ткани
посуда
Правильные ответы:
1.Меха соболя, песца, выдры, выхухоля — «С»2.Янтарь — «С»3.Фарфор — «В»4.Шерстяные ткани — «3»5. Деревянная посуда — «С»6.Лекарственные зелья — «В»7.Экзотические животные и птицы — «Ю»8.Стекло — «В»9.Сталь — «3»10.Кораллы — «Ю»11.Вино — «3»12.Льняные ткани — «С»13.Бардосские, кордовские ткани — «3»14. Женьшень — «В»15. Ловчие птицы (соколы, кречеты) — «Ю».
Ответы на тесты:
1.Б
2.А
3.В
4.Б
5.А
Открытый урок по истории Казахстана
в 7 классе.
Тема: Великий Шёлковый путь на территории Казахстана. Его историческое значение.
Учитель:Литарович А. Г.
Челгашинская средняя школа
2012 год.