ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ТЕМЕ «КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Ф. И. О. преподавателя: Каграманян Н. С.
Дисциплина: Русский язык и литература. Литература
Курс: Первый

Цель деятельности преподавателя
Развитие у обучающихся способности рассуждать.

Тип урока
Комбинированный (с применением элементов проблемной технологии)

Планируемые образовательные результаты
Личностные: Способствовать воспитанию патриотизма и гуманизма
Метапредметные: Формировать аналитическое мышление при сравнительной характеристике исторических личностей; развивать умение работать в группах; развивать коммуникативные способности
Предметные: помочь обучающимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с исторической и нравственной, общечеловеческой и духовной точки зрения; методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю; научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков

Методы и формы обучения
Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.levtolstoy.org.ru/lib/op/author/396

Оборудование
Мультимедийный комплекс, презентация

Наглядно-демонстрационный материал
Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4.- М., «Лексика», 1996.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. - М., 2006. - 976 с.

Основные понятия
Личность, народ, предопределенность, обстоятельства




Этапы урока, цель этапа,
время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

1. Организационный этап
2. Подготовка группы к уроку
3. 1 минута
Приветствие преподавателя.
Отметить отсутствующих.
Проверить внешнее состояние кабинета.
Проверить подготовленность к уроку.
Рапортует дежурный, фиксирует отсутствующих.
Обучающиеся приветствуют преподавателя.
Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками.
Регулятивные:
- саморегулировать собственную деятельность

1.Мотивация
2.Организация стимулирования интереса обучающихся к изучению данной темы
3. 2 минуты
Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
Создать эмоциональный настрой.
- Давайте определим своё настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы к уроку), настроимся учиться.
- Вы хорошо справились с домашним заданием.
Слушают преподавателя, участвуют в диалоге.

Коммуникативные:
- следовать морально- этическим и психологическим принципам общения
Регулятивные:
- планировать необходимые действия, операции
Познавательные
- осознать учебно- познавательную задачу.

1. Актуализация знаний
2.Создание проблемной ситуации.
3. 3 минуты
Преподаватель демонстрирует презентацию, задаёт вопросы.
О каком историческом событии идет речь?
Какой исторический деятель отражен в этом событии?
Каким образом связано это событие и исторический деятель с уроком литературы?
Ещё какая историческая личность изображена в презентации?

Создать проблемную ситуацию.
Что, по мнению Л. Н. Толстого, играет главную роль в истории?
А что такое личность с точки зрения обществознания?









Как трактуется значение данного слова в словаре Ожегова?
Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся?






Присутствуют ли выдающиеся личности на страницах романа-эпопеи «Война и мир»?
Смотрят презентацию.
Воспринимают на слух информацию.
Отвечают на вопросы.













Личность, предопределенность, народ, обстоятельства

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Личность - человек как носитель каких - либо свойств.

Слава, карьера, продвижение по службе во благо государства, совестливость, беззаветное мужество, способность проявлять самостоятельность мысли, способность нести ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
Да.



Коммуникативные:
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные
- ставить проблему, аргументировать её актуальность

1.Формулирование темы урока. Целеполагание
2. Определение темы урока
3. Самоопределение обучающегося, основанное на делании осваивать учебный материал
4.4 минуты
Озвучить тему урока.
Научить обучающихся правильно формулировать цели.






- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
- Какие цели будем преследовать на занятии?
Какие критерии важны для Толстого в оценке выдающейся личности? А зачем?

Обучающиеся высказывают свои предположения в паре и формулируют тему урока.
Формулируют цель учебной деятельности с преподавателем. Знакомятся с заданием, слушают преподавателя, под его руководством работают над заданием.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

В ходе исследовательской работы над страницами романа мы должны будем научиться сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков; проникнуться чувствами и переживаниями героев, сопоставить их поступки со своими.
Коммуникативные:
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.
Регулятивные:
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Познавательные:
- строить логичное рассуждение, выдвигать цели, делать умозаключения.

1. Динамическая минута
Преподаватель проводит упражнения по дыхательной гимнастике
Дыхательная гимнастика
 Дыхание        брюшное        через   рот.
Оно восстанавливает  дыхание. Надо приучать тело к большому количеству кислорода.
1. Вдох   –   живот   надулся, выдох   –   живот   сдулся.
2. Руки   на   краю   ребер: вдох   –    выдох (ребра    поднимаются).
3. Руки  на  грудной  клетке: вдох  –   плечи поднимаются,  выдох – плечи  опускаются.
4. «Катание головы» по плечам, груди спине. Упражнение выполняется очень медленно.
5. Носом   вдох,   через   рот выдох.


1. Изучение темы урока; одновременно проверяется домашнее задание (чтение глав романа-эпопеи)
2. Организация освоения содержания учебной темы на уровнях «знание», «понимания»
3. 19минут
Провести параллель с ранее изученным.
Побудить к высказыванию своего мнения.
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Организовать:
- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Вспомните, в каких произведениях литературы вы уже знакомились с Кутузовым и Наполеоном?





Исходя из темы урока и информации необходимо поставить проблему.
Л. Н. Толстой взял на себя ответственность художественного изображения Кутузова и Наполеона. Что будем выяснять?
Если у нас два героя, какой метод будем использовать?
Вспомните, при изучении каких произведений вы его уже применяли?


Самостоятельная работа в группах.
Таблица заполняется в группах, проверяется в устном опросе, как защита проекта.




































Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий.
Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.
Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?
Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?
Работают с заданием, слушают преподавателя, отвечают на вопросы.









Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.



Выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю.

Метод сопоставительного анализа
Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, Татьяна и Ольга Ильинская.

Кутузов
Наполеон

Портрет

Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом.
Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.

Манера поведения

Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения).
Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).

Отношение к солдатам

Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау).
Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).

Цели деятельности

Защита Отечества
Слава, власть.

Тактика ведения боя

Поддерживает дух войска.
Властными приказами пытается руководить сражением.

Отношение автора

«Народный полководец», «спаситель отечества».
Человек, у которого «помрачены ум и совесть»

Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Обучающиеся отвечают на вопросы в ходе беседы.
Коммуникативные:
- Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Регулятивные:
- саморегулировать деятельность в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей
Познавательные:
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

1. Закрепление нового материала
2. Организация деятельности обучающихся на уровне «умение»
3. 5 минут
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

- Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого «Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек».



Вывод:
Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).

Составьте синквейн
КУТУЗОВ НАПОЛЕОН


Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с преподавателем и одногруппниками делают выводы.


Объяснение в словах самого автора: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правд». Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.





















Составляют синквейн.
Кутузов
Добрый, простой
Верит, побеждает, думает
Фельдмаршал настоящий русский патриот.
Россия.

Наполеон
Холодный, высокомерный
Воюет, нападает, не страдает
Император проиграл свою главную битву.
Крах.
Коммуникативные:
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.
Регулятивные:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные:
-строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

1.Домашнее задание
2. Организация обучающихся для выполнения задания в зависимости от уровня
3.5 минут
Разъяснить содержание домашнего задания, обеспечив понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения.
Написать мини-сочинение «Кто я? Где я в этом мире?».


Воспринимают информацию, выбирают уровень.
Осознанно фиксируют информацию.
Коммуникативные:
- Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Регулятивные:
- Использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
-Осуществлять анализ информации.

1.Подведение итогов
2. Анализ и оценка деятельности
3. 2 минуты
Дать качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся, связав результаты урока с его целями.
Выставить отметки, оценить их работу на занятии.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Коммуникативные:
- учитывать разные мнения
Регулятивные:
- саморегулировать эмоциональное состояние
Познавательные:
-делать умозаключения

1.Рефлексия
2. Соотношение полученного результата с поставленной целью
3. 3 минуты
Организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.
- Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли
Регулятивные:
- оценивать качества своей и общей учебной деятельности
Познавательные:
- приобретать умения мотивированно организовывать свою деятельность
















15