Мысль семейная на страницах романа Л.Н.Толстог Война и мир

Методическая разработка урока по литературе.

Тема: Мысль семейная на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Задачи: Разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель:

«Что есть жизнь « настоящая»?»

«Что скрепляет семью?»

Показать сходство и контраст как основные идейно – художественные принципы повествования у Толстого.

«Есть вечные песни, великие
творения, завещаемые из века в век».
А.Г.Герцен.

Ход урока
1.Учитель произносит слова Герцена.
К числу таких творений принадлежит «Война и мир». Мы открываем страницы второго тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней нет спокойствия: в ней свои страсти, свои интересы, свой «омут жизни». Интересны «любви, дружбы, ненависти, страстей» входят у Толстого как существенные в «настоящую жизнь».
Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Безуховыми, Курагиными, Болконскими. Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. Но нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей».

2.Работа над текстом.

Начинаем с репродуктивных вопросов:
- С чего начинается первая часть второго тома?
-Каким желанием охвачен Н. Ростов?
-Вы наблюдаете за его чувствами (скоро ли)
-А теперь сделайте вывод, что значит для него родительский дом?
- Вспомните, в каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Расскажите о родителях.
-Каковы взаимоотношения родителей и детей?
- Перескажите сцену « именины Наташи». Что дополняет эта картина к характеристике Ростовской «породы»?
Наиболее сильным ребятам предложить творческую работу – составить семейный кодекс Ростовых (могут быть такие пункты):
а) прекрасное гостеприимство;
б) уважение к каждой личности;
в) искренность и понимание в отношениях между родителями и детьми;
г) все чувства наружу.
Итак, семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой. Хорошие они люди. Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.

Учитель:
А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых горах.
Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых горах. «Те же часы, и по аллеям прогулки»И как всегда, рано утром величественный маленький старик «в бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, он заслужил этот покой, эту расчисленную жизнь. Но не о покое думает этот старик.

- Так о чём же размышляет Николай Андреевич, читая письма сына?
-Что старый Болконский дал своим детям?
-О чём болит его душа?
-Какими вы видите Болконских в момент рождения сына Лизы и князя Андрея?
Толстой пишет: «никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности, хороших манер, царствовавших
в доме князя видна была одна какая – то общая забота, смягченность сердца и сознание чего – то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту»
Толстой пишет о «хороших манерах, царствовавших в доме старого князя». Назовите их.
- А теперь обратите внимание на этику взаимоотношений членов семей. Сопоставьте взаимоотношения родителей и детей у Ростовых и Болконских.

·

Учитель обобщает сказанное:
Взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии друг к другу, любви, уважении. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье.
Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они тоже полны любви, только скрытой: Болконские все сдержаны. Отношения старого князя и Марьи достаточно сложны и тяжелы. Но это не значит, что они плохие люди.
- Какой же художественный принцип для повествования об этих семейных гнездах избирает Толстой? (сходство).

Учитель:
На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.
Докажите это знанием текста
- Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?
- Каковы взаимоотношения между детьми?
- Какова общая атмосфера в семье?

Учитель обобщает:
Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности царит в этой семье. Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Элен выдал за богатого Пьера Безухова, Ипполит в дипломатах в Австрии – вне опасности. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль- женить его на княжне Марье. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности.

Индивидуальные выступления ребят (задания даются заранее):

Дать характеристику одного из представителей каждого семейства: - Наташа Ростова
- Марья Болконская
- Элен Безухова
Сопоставьте хозяев семейных гнезд:
- Граф И. А. Ростов
-Князь Н. А.Болконский
- Князь Курагин
Определите одним словом главный стержень их семьи:
- Семья Ростовых – любовь
- Семья Болконских – порядочность
- Семья Курагиных – Расчет, ложь.
А теперь подумайте. Как могла бы выглядеть визитная карточка каждой семьи, и запишите её. (работа в группах).
Примерные ответы:

Ростовы – кто к нам ходит, делает нам приятное.
Болконские – кто к нам не ходит, делает приятное, кто ходит – одолжение.
Курагины – нам приятны только те, кто нужен.

Итоговый вопрос: Так какую же жизнь Толстой считает «настоящей»?

Заключительное слово учителя:
Звучит песня «Родительский дом».
Да, это так – «Родительский дом – начало начал, и в сердце каждого надежный причал.
Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И вот сегодня он предстал перед нами вновь, но только в одной семье. Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по – своему.
Настоящая жизнь – это жизнь с интересами «поэзиилюбвистрастей». По мысли Толстого – чувство не обманет человека нравственного, оно укажет, где истина, а где ложь. Я думаю, что вы все поняли сегодня, какая семья ближе самому автору и почему.

Дома: К сочинению – « Мысль семейная» в романе «Война и мир» подберите 1-2 эпиграфа; составьте тезисный план и напишите вступление и заключение.