Методические рекомендации: Использование нестандартных видов тестов на уроках географии


Использование нестандартных видов тестов на уроках географии.
-704857366000Объективная необходимость использования нестандартных тестовых заданий обусловлена тем, что школа выполняет заказ общества, и сегодня обществу нужны инициативные люди, способные самостоятельно принимать решения. Новые цели требуют поиска новых путей в обучении и воспитании учащихся, поэтому в работе стараемся использовать новые технологии обучения и воспитания.
Развивающему обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, умеющие принимать ответственные
решения.
Сыздыкова Г.К.
учитель высшей категории ШГ № 32 города АстаныМодель выпускника средней школы должна, ориентироваться на этот образ. Поэтому помочь становлению гармонично развитой личности можно лишь тогда, когда созданы определенные условия, которые педагогическая наука называет развивающей, образовательной средой обитания и представляет симбиоз обучения и воспитания. Речь идет об организации работы по развитию интеллектуальной личности. Причем под личностью мы понимаем любого ребенка, оказавшегося в образном поле деятельности нашей школы.
На сегодняшний день при подготовке детей к ЕНТ, учителя и учащиеся испытываются недостаток и сухость информации, предлагаемые в тестах. Кроме того, существующие виды тестов не предполагают развитие устной и письменной речи, т.к. школьник ограничивается обычной расстановкой цифр и букв.
В настоящее время в школе все больше значение приобретает роль учителя- психолога, обладающего психологическими знаниями, которые он успешно использует для совершенствования всего педагогического процесса, в том числе при нестандартных формах организации проверки знаний учащихся. Большую помощь учителю в процессе контроля полученных знаний может оказать применение тестов. Учитель, располагающий конкретными психологическими методиками и тестами, сможет использовать их в поисках новых путей активизации и совершенствования познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а также повышения интереса к географии.
Преимущество тестового контроля по сравнению с другими способами аттестации (устный экзамен, письменная контрольная работа и т.д.) хорошо известны. К главным из них. На наш взгляд, относится:
Технологичность проверки работ, а значит и возможность проводить измерения в массовом порядке;
Объективность оценивания;
Высокая точность получаемых результатов;
Поэтому актуальность данной работы в том, что использование нестандартных видов тестов смогут решить эту проблемы. А именно – развить логику, письменную и устную речь и познавательные процессы. Тема работы: «Использование нестандартных видов тестов на уроках географии»
Целью работы является ликвидация недостатков традиционного тестового контроля, задача данной работы заключалось в том, чтобы разнообразить тестовые задания, разделить их на категории, выявить результативность использования подобных заданий.
Объектом данного исследования являются нестандартные тесты. По различным разделам географии.
Нестандартные виды тестов способствуют развитию логического мышления, устной и письменной речи, что приведет к более высокому качеству знаний.
Мы считаем, что данная работа может оказать помощь составителями тестов для поступающих в ВУЗы, чтобы подобные виды заданий развивали логику и речь учащегося.
Включение в целевую установку обучения географии, а, следовательно, и в содержание обучения страноведческих знаний в качестве полноправного компонента облегчит усвоение учащихся другой национальной культуры, расширение их общего кругозора, что приведет также к повышению интереса к изучению географии стойкой мотивации.
Существуют различные определения понятия «тест» -от практически любого вида контрольного задания до набора заданий вида «множественный набор». В зарубежной практике тестирования различия в трактовке понятия test представляются как различия между понятиями «контрольная работа» вообще как основание оценочного суждения и «контрольная работа», предполагающая специально организованное измерение интересующих нас знаний (умений, навыков). Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надежности. Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. (Надежный тест должен исключать случайность того или иного результата.) Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался составителями. Валидность (практически в любом ее виде) будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. Очевидно, что применение определенного теста в целях, для которых он не был предназначен, при составлении автоматически сделает его невалидным. Тестирование в обучении географии проводится для выявления:
Уровня достижения в определенном виде деятельности;
Способностей к определенному виду деятельности;
Трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.
В практической деятельности учителям чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения. Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень об учености. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса. Тесты могут определять уровень обученности учащегося относительно уровня других учащихся (норма- ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например уровня знания учащихся, для отбора их в то или иное учебное заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения. Под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Применение тестов при конторе целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.
Успех в обучении географии во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает многолетний опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных знаний, условно названных тестами. Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формы контроля», но и более объективным показателем степени усвоения учащимися материала, чем данные текущем, индивидуальной проверки. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой- самооценкой работы, самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процессе обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.
В современном учебном процессе тесты даже при том ограничении заданий, которые мы прилагаем относить к тестам, отчетливо выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъявляются различные требования, и составляются они по-разному, хот внешне очень схожи. Само собой разумеется, что указанное противопоставление, как и во вех других случаях, носит условный характер, поскольку почти всякий контроль обучает, любое упражнение/ задание (одна из форм реализации обучения и учения) предполагает контроль его выполнения. В данном случае тесты, как и другие упражнения/ задания или владения/ не владения учащимися тем или иным материалом, умением, деятельностью и соответственно оценить его. Цель обучающих тестов обеспечить усвоение, овладение учащимися тем или иным материалом, умением, деятельностью и контроль их выполнения выступает для учителя как средство управления этим процессом. К тестам, выполняющим контрольную функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции, и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретного учебного материала.
В средней школе первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, проводимым в конце курса обучения, второй вид с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий. Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в зарубежной практике.
Использование нестандартных видов тестовых заданий способствует развитию устной и письменной речи, повышают интерес к географии, совершенствуют познавательные процессы (память, внимание, мышление). Призовые места в районных и городских олимпиадах, высокая СОУ. Результаты качества знаний выпускников сдавших ЕНТ за последние 3 года- являются наглядным примером эффективности данной методики. Использование нестандартных видов тестовых заданий облегчает работу учителя при выставлении оценок, обеспечивает технологичность проверки работ.
Необходимо помнить, что, несмотря на кажущуюся простоту, тестовые задания требуют достаточно высоких знаний, а выполнение их- особой сосредоточенности, мобилизации и внимания.
Нестандартные тесты являются наиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоения учащимися учебного материала.
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
Исследования показали, что данная технология в отличие от типовых тестовых заданий позволяет проследить логику рассуждения учащихся с учетом индивидуальных особенностей, контролирует творческую деятельность и опыт эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение учащимися причинно- следственных связей.
Таким образом, большинство недостатков обычного тестового контроля в той иной степени преодолимо. При этом мы не рассматриваем тестирование в качестве единственного способа контроля. В реальном учебном процессе оно должно сочетаться с другими формами проверки.