Урок математики в 4 классе на тему: Решение нестандартных задач

Тема: Решение нестандартных задач. 4 класс
Учитель начальных классов МБОУ лицей №5 г.Воронежа Петрухно Галина Николаевна
Основные общеучебные цели:
-Учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей
- Строить высказывания
- Продолжать учиться называть цели конкретного задания
- Учиться работать по плану
- Проверять, исправлять и оценивать результаты работы
Личностные результаты:
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Работая по плану, сверять свои действия с целью
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого.
Совершенствование навыков работы со SMART Board
Предметные результаты:
уровень (необходимый)
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа; длина, ширина, площадь);
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

уровень (программный)

читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении задач
находить точную площадь фигур, составленных из прямоугольников и прямоугольных треугольников; находить приближённую площадь фигур
Оборудование: компьютер, проектор, ИД, программное сопровождение SMART Board,
Содержание.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Примечание

Организационный момент
Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошей работы. И я вам желаю новых открытий на уроке.

- Готовят тетрадь к работе (записывают число)


Подготовка к восприятию нового материала, актуализация знаний




















- С чего начинаем урок?
- С какой целью нужен устный счёт?
Предлагаю для поднятия настроения решить примеры
Что повторили?
- Какое задание предложите?
31; 30; 15; 14; 7 ; 6 ; 3
3 ; 32; 324;
Масса цапли, стоящей на одной ноге 12 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на 2 ноги?
Стоят 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустых. Как расставить их, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались? Разрешается переставить только один стакан.
Муравей находится на дне колодца глубиной 30м. За день он поднимается на 18 м, а за ночь сползает вниз на 12м. Сколько дней нужно муравью, чтобы выбраться из колодца?
Предположите, над какой темой урока будем работать.
Для определения темы урока я предлагаю разгадать кроссворд.
Какие бывают задачи?


Что вы уже знаете, умеете?
Чему будете учиться на уроке?
- С устного счёта.
- Чтобы подготовить себя к работе на уроке, тренировать память, мышление.
Выбегают к доске и решают примеры по кругу.
Определить закономерность и продолжить ряд


12 кг






5дней




задача

- Простые, составные. На пропорциональные величины, на движение, на сравнение, геометрические задачи, логические задачи, комбинаторные задачи

Будем учиться решать нестандартные задачи.


Работа над темой
- Что значит – нестандартная задача?
Чем отличается решение таких задач от обычных?
Проверим?
- В поход отправились Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно:
а) что Иванов не Алексей и не Андрей;
б) Сергей шёл между Марковым и Тимофеем;
в) Карпов не Сергей и не Алексей;
г) Петров шёл между Карповым и Андреем.
Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?
Как записать решение этой задачи?


Между четырьмя городами решили проложить дорогу. Сколько прямых дорог потребуется проложить, чтобы жители одного города могли попасть в другой, не заезжая в третий?


По пустыне медленно идет караван верблюдов, всего их 40. Если пересчитать все горбы у этих верблюдов, то получится 57 горбов. Сколько в этом караване одногорбых верблюдов?









Решение записывается по-другому, запутанное условие.










(В таблице)
Иванов
Петров
Марков
Карпов
Анализируют и решают.


6 дорог (граф)




Их может быть два или один
Решение:
57-40=17
40-17=23


Решают задачи, по очереди.
-В парах ( в течении одной минуты задают друг другу вопросы)


Физкультминутка
Представьте, что вы на ромашковом поле.
Выполняют движения, зарядку для глаз


Закрепление    и    повторение    изученного   материала
- Как ещё можно помочь себе в решении задачи?
- К каким задачам чаще делают чертёж?
Учебник с. 99 № 459
Сделать чертёж, схему.
К задачам на движение.
Решают задачи в тетрадях, один у доски.
50 х 12=600 км – прошел поезд за 12 часов
50 х7=350 км/ч – скорость вертолёта
350 – 50 = 300 км/ч – скорость сближения
600 : 300 = 2 ч – время вертолёта до встречи
350 х 2 = 700 км – половина пути
700 х 2 = 1400 км

Комментированное решение у доски


Контроль
Над какой темой сегодня работали? Чтобы проверить, насколько вы поняли тему урока, предлагаю выполнить задания на карточках.

Решение нестандартных задач





Итог урока:
-Что повторили на уроке?
Выберете круг того цвета, который соответствует вашему ссостоянию.
Дети выбирают круги и называют, что понравилось, запомнилось на уроке, что открыл для себя нового?


Домашнее задание:

( по выбору)
Составить свои примеры на сложение и вычитание величин
Выбрать из учебника задание к теме.









Заголовок 215