«НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД» (презентация)


Надпредметный курс «Мир деятельности» – ключевое звено по формированию УУД Понятие УУД Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опытаСовокупность действий учащегося, обеспечивающих …способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты 1. Уточнить понятие УУД –«Что такое УУД»? Виды УУД ПознавательныеЛичностныеРегулятивные Коммуникативные 2. Уточнить механизм формирования УУД на основе системно-деятельностного подхода -«Как формировать УУД»? Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний Представление о действии и первичный опыт его выполнения Система дидактических принципов Принцип целостногопредставления о миреозначает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельностизаключается в такой организации обучения, когда ученик не получаетготовое знание, а добывает его сам в процессе собственнойучебной деятельности Принцип непрерывностипредполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип творчествапредполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности Принцип Вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия Принцип минимаксазаключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортностипредполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества 5 6 9 8 3 4 7 1 2 Технология деятельностного метода (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение.9) Рефлексия учебной деятельности. С−26 ? Реализация ТДМ на уроках по разным учебным предметам создает условия для системного прохождения учащимися 1-го шага формирования УУД. Контроль Тренинг в применении знаний Первичный опыт и мотивация Приобретение знаний Этапы формирования УУД Голосование 1 Выберите место в учебном процессе, где формируются знания об универсальных учебных действиях? 1 На любом уроке. 2 На специальном уроке. 3 Нет ответа. 3. Определить основную цель надпредметного курса «Мир деятельности» «Что такое МиД и почему он необходим?» Система знаний Виды УУД Информационный ресурс (литература, методики, приемы…) Познавательные УУД:… Коммуникативные УУД:… Личностные УУД:… Регулятивные УУД:… ? Приобретение знаний Первичный опыт и мотивация Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Контроль МИД ? неосознанно «Мир деятельности» Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Программа надпредметного курса 4. Познакомиться с содержательно методическими линиями курса – «Из чего состоит МиД?» Основные виды УУД в ФГОС 1. Регулятивные 2. Коммуникативные 3. Познавательные 4. Личностные Основные линии курса «Мир деятельности» 1. Организационно- рефлексивная 2. Коммуникативная 3. Познавательная 4. Ценностная 1. Организационно-рефлексивнаяОсновная цель:знакомство с шагами учебной деятельности Курс «Мир деятельности» состоит из четырех содержательно-методических линий: 2. Коммуникативная: Основная цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции 4. Ценностная: Основная цель: формирование нравственно-этических норм,ценностных ориентиров, норм самовоспитания,здорового образа жизни 3. Познавательная: Основная цель: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов Программа надпредметного курса «Мир деятельности» ЛИНИИ КУРСА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Организационно-рефлексивная линия 36 Коммуникативная линия 19 Познавательна линия 15 Ценностная линия 15 № Тема урока 1 Учиться… А что это значит? 2 Учитель и ученик. 3 Затруднение – мой помощник в учении. 4 Как выяснить, что я не знаю? 5 Зачем ученику домашнее задание? 6 Пробное учебное действие. 7 Не могу, остановлюсь, чтобы подумать. 8 Причина затруднения. 9 Как проверить свою работу. ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 1 КЛАСС № Тема урока 1 Домашнее задание делаю сам. 2 Как построить новое знание? 3 Ставлю цель. 4 Ключи к новым знаниям. 5 Результат открытия нового знания. Эталон. 6 Как исправить свою ошибку. 7 Я знаю. Я умею. 8 Как выяснить, что я не умею. 9 Подробный образец. 10 Как превратить своё неумение в умение. ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 2 КЛАСС № Тема урока 1 Типы фиксации индивидуального затруднения. 2 Определяю место и выявляю причину затруднения. 3 Планирование учебной деятельности. 4 Как научиться применять новое знание? 5 Как самому оценить свою учебную деятельность? 6 Уточнение шагов учебной деятельности (12). 7 Урок − помощник. Определяю место затруднения. 8 Урок − помощник. Выявляю причину затруднения. 9 Уточнение алгоритма исправления ошибок. 10 Урок-помощник – основные шаги (12) ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 3 КЛАСС № Тема урока 1 Мотивация в учебной деятельности. 2 Проекты и их реализация в учебной деятельности. 3 Включение в систему знаний. 4 Алгоритм исправления ошибок. 5 Рефлексия учебной деятельности. 6 Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов ). 7 Уточнение структуры коррекционной деятельности(15 шагов ). ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 4 КЛАСС 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 10 6 7 8 9 Учебная деятельность, 4 класс Подготовь рабочее место. Проговори, что надо сделать. (Убедись, что ты правильно понял задание.) Определи и проговори все правила, алгоритмы, … , необходимые для выполнения задания. ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Организационно-рефлексивная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования регулятивных УУД. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Структура линии Планирование Коммуникативная линия 20 ч 1 класс 3 ч 2 класс 5 ч 3 класс 5 ч 4 класс 7 ч Аксиома: «Коммуникативное взаимодействие» понимающий 2 критик 3 организатор 5 арбитр 4 автор 1 где стрелки от организатора – предоставление слова в определенной позиции; стрелки от арбитра – предоставление критериев; стрелки от автора и критика – обращение за критериями; прямоугольники – передаваемые тексты. Основные виды УУД в ФГОС: Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, «Мир деятельности» Тема урока Учитель и ученик. Я ученик. Правила поведения на уроке.Учимся дружно. Работа в парах.Учимся дружно. Работа в группах.Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий. Я − критик. Я − организатор. Я − арбитр.Учимся дружно. Команда (командная работа). Сотрудничество. Основные виды УУД в ФГОС: Коммуникативные разрешение конфликтов; «Мир деятельности» Тема урока Работа в парах. Работа в группах.Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий. Я − критик. Я − организатор. Я − арбитр.Учимся дружно.Команда (командная работа). Сотрудничество.Учимся дружно. Дискуссия.Как не вступать в конфликт.Как «принять» нового ученика в свой коллектив. Как войти в новый коллектив. Основные виды УУД в ФГОС: Коммуникативные управление поведением партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли «Мир деятельности» Тема урока Работа в парах. Работа в группах.Как понимать друг друга без слов.Работаем вместе: организатор.Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога.Как быть понятым на уроке. ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Коммуникативная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования коммуникативных УУД. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Структура линии Планирование Ценностная линия 15 ч 1 класс 5 ч 2 класс 3 ч 3 класс 3 ч 4 класс 4 ч ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ № Тема урока 1 Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности. 2 Ценности нашей жизни. Здоровье. 3 Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности. 4 Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности. 5 Личностные качества ученика: доброжелательность. 1 КЛАСС ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ № Тема урока 1 Ценности нашей жизни. Знание. 2 Личностные качества: целеустремлённость в учебной деятельности. 3 Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности. 2 КЛАСС № Тема урока 1 Личностные качества: вера в себя. 2 Личностное качество самокритичность. 3 Ценности нашей жизни. Дружба. 3 КЛАСС ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ № Тема урока 1 Ценность. Творчество и созидание. 2 Личностное качество: ответственность в учебной деятельности. 3 Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим. 4 Мои сильные стороны как ученика. 4 КЛАСС ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Ценностная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для достижения личностных результатов. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» Структура линии Планирование Познавательная линия 15ч 1 класс 1 ч 2 класс 3 ч 3 класс 6 ч 4 класс 5 ч ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ № Тема урока 1 Как научиться быть внимательным. 1 КЛАСС № Тема урока 1 Чувства − мои помощники в учебе. 2 Учусь анализировать. 3 Учусь сравнивать. 2 КЛАСС ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ № Тема урока 1 Чувства − мои помощники в общении. 2 Как развивать память. 3 Наблюдение как метод познания. 4 Моделирование как метод познания. 5 Учусь обобщать. 6 Учусь классифицировать. 3 КЛАСС ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ № Тема урока 1 Исследование как метод познания. 2 Правила и способы поиска информации. 3 Работа с текстом. 4 Информация. Представление информации. 5 Аналогия. 4 КЛАСС Курс «Мир деятельности»обеспечивает каждому ребенку возможность не просто получать знания о некоторых надпредметных умениях , ГЛАВНОЕ − закладывает систему знаний о всех УУД в комплексе. «Со знанием должно быть обязательно связано умение…» Адольф Дистервег Надпредметный курс «Мир деятельности» Тренинг УУД на предметных уроках СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ УУД САМОДИАГНОСТИКА УУД; КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УУД; КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ УУД; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Надпредметный курс «Мир деятельности» Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования универсальных учебных действий Рабочие программыпо предметам Работа с родителями Урочная и внеурочная деятельность 5. Рассмотреть: методическое обеспечение к курсу «Мир деятельности» – «Что такое «МиД для учителя, и что такое МиД для ученика?»организацию работы с методическим обеспечением курса «Мир деятельности» – «Как работать с новым курсом?» Методическое обеспечение курса «Мир деятельности», 1 класс Программа курсаСценарии уроковПрезентации к урокамДемонстрационный и раздаточный материалУчебная тетрадь Разрезной материал + НаклейкиЭталоны + «Копилка моих достижений» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: ДЛЯ УЧЕНИКА: Надпредметный курс«Мир деятельности» НаклейкиРазрезной материал К каждому занятию курса: ДЛЯ УЧЕНИКА: Эталоны и «Копилка достижений» К каждому занятию курса: ДЛЯ УЧЕНИКА: Программа надпредметного курса «Мир деятельности» занятия проводятся 1 раз в неделюнадпредметные знания системно применяются на предметных урокахвозможно проведение открытых занятий ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителямивсе занятия проводятся в деятельностном методе обучения Урок 5 (коммуникативная линия)Тема: Учимся работать в парах. Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности Заметки на полях:Основные структурные элементы урока:Новое знание Задание на пробное действиеФиксация затрудненияФиксация причины затрудненияЦель деятельности учащегосяФиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксированы четыре основные правила парной работы. Вариант проведения урока Оборудование:Демонстрационные материалы (изданное пособие): Д−5.1 Печатные материалы (возможна распечатка на принтере):П–5.1а–б Разрезной материал (на каждого ребенка в учебном пособии): Наклейки к уроку 5. Правила работы в паре (в учебном пособии).Эталон к уроку 5: «Правила работы в паре» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).Презентация к уроку 5 (на диске): слайды 1–12.Сценарий урока (Вариант проведения урока)После урока Своё несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси Один говорит, другой слушает Работать должны оба Списывайте друг у друга Мойте руки перед едой Своё несогласие высказывай вежливо Если не понял, переспроси Один говорит, другой слушает Работать должны оба Как сформировать УУД и умение учиться в целом? Первичный опыт УУД Надпредметный курс«Мир деятельности (МИД)» Уроки по предметам, на которых учащиеся включены в УД Тренинг, самоконтроль, коррекция Контроль Мотивация и знание УУД Спасибо за внимание.Удачи и творческих успехов!