Формирование регулятивных ууд на уроках математики в 1 классе (Школа России)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени И. С. Никитина»
















Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
в 1 классе.













Выполнила: учитель начальных классов
Леонова О. В.






Воронеж, 2012 г.




Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся
организацию своей учебной деятельности и связаны с формированием произвольного поведения.
К ним относятся:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
 планирование  определение последовательности промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (умение осуществлять работу по образцу, контролировать свою деятельность по результату);
 коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами (видеть указанную ошибку и исправлять её);
 оценка  выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника);
 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В 1 классе мы только начинаем формировать УУД и среди регулятивных универсальных действий актуальнее всего работать над формированием контроля и самоконтроля. Для этого проводятся самопроверки и взаимопроверки. А для их выполнения совместно с детьми составляются правила проверки, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
В учебниках математики на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности и на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом её изучения. Постановка учебной задачи, как правило, показывает недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебника постепенно формируется умение сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действий для её последующего решения.
Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства её реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель – её конкретизация в начале каждого урока (или раздела) – реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) – творческие проверочные задания способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе характеризуется:
1. Умением организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Умением определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Умением определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Умением использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Немаловажную роль при формировании регулятивных универсальных учебных действий имеет технология оценивания.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на
развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно
оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять
собственные ошибки; мотивация  на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять: достигнут ли результат деятельности.
15