Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки)



Челябинская область
Саткинский муниципальный район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Санаторная школа-интернат р.п. Межевой
_________________________________________________________________
456905 Челябинская область, Саткинский район, р.п. Межевой, ул. Карла Маркса д. 5в,
тел./факс 8 (351)6174690, 6174801, эл. адрес 74322_s_025@mail.ruОбобщение опыта работы
Тема: Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки)учащихся начальной школы.
Цыплухина И.В.
Г.Сатка
21.03.2014г.
(1 слайд) Тема
(2 слайд) Цель образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов). Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.
Перед учителем встает задача выбора материалов и процедуры диагностики, оценки и мониторинга личностных и метапредметных результатов. Их достижение обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов и внеурочной деятельности. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Цель данной работы: организовать целенаправленную работу по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, с целью развития у них учебной самостоятельности.
(3 слайд)
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
1.     Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.
2.    Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
3.      Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.
4.     Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.
Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе.
(4 слайд)
Регулятивные УУД включают следующие виды учебных действий:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
прогнозирование (предвосхищение результата);
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);
коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить);
волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
(5 слайд) конкретно 2 класс
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить его развитие.
Цель мониторинга – отслеживание динамики качественных показателей успешности учебного процесса в начальной школе, выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым, принятие корректирующих решений.
Методы формирования регулятивных УУД
1. Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности (Что должно получиться в результате?).
формирование культуры постановки целей.
2. Задания на освоение готовых алгоритмов, использование технологии «опорных сигналов», «опорных точек», выделение ключевых слов в вопросе задачи, с помощью которых можно отнести задачу к определённому типу, использование готовых ориентировочных основ действия (ООД), задания на построение плана действия.
3. Обобщение способа решения (выполнения) действий, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для их последующего использования.
4. Анализ ошибок (в динамике, есть ли повторяющиеся ошибки).
5. Задачи с недостатком или избытком условий, задания на определение необходимых и достаточных условий и их обеспечение.
6. Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов и т.п, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом.
7. Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия.
8. Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению.
(6 слайд) Структура и критерии сформированности регулятивных УУД для начальной школы.
В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Одним из вариантов формирования и оценки регулятивных УУД может стать обращение к методу проектов. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Для оценки сформированности регулятивных умений в проектной деятельности мы используем карту достижений.
Таблица1Карта достижений. Регулятивные УУД. 1 класс.
Учащиеся
УУД 1 2
Организовывать свое рабочее место Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя Проговаривать последовательность действий Работать по плану Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном Делать вывод о результате Регулятивные умения оцениваются по трем уровням: ниже базового (0б), базовый (1б), повышенный (2б). Критерии определения уровня взяты и адаптированы из «Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НООюТаблица2Регулятивные УУД. 1 класс
Определять
цель
и план
действий б Принимать учебную задачу в готовом виде; определять цель деятельности с помощью учителя 1б
пСовместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему 2б
б Высказывать свое предположение 1б
пПредлагать способ проверки предположения 2б
б Проговаривать последовательность действий 1б
пПланировать деятельность 2б
Действовать
по плану б Работать по предложенному плану 1б
пРаботать по предложенному плану, используя необходимые средства 2б
Оценивать результат б Отличать верно выполненное задание от неверного 1б
пОпределять успешность выполнения задания 2б
б Признавать свою ошибку или неудачу 1б
пОсознавать причины своего успеха или неуспеха 2б
(7. слайд) Методы и инструменты оценивания
Наблюдение,
КИМы,
Выбор ответа,
Письменный ответ,
Портфолио уч – ся,
Вопросы для самоанализа,
Эталон (образцы работ учащихся),
Памятки,
Практические работы,
Мониторинг,
Проекты (семейные, детские),
Линейка достижений.
Здесь же была показана школьникам и необходимость действия контроля, причем не только итогового, после выполнения задания, но и текущего, то есть контроль не только результата решения, но и самого процесса.
(8 слайд) Методы и приёмы формирования регулятивных УУД
Контроль осуществлялся, в основном, с помощью учителя, но стали применяться и приемы самопроверки и взаимопроверки.
Так же на этом этапе ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию:
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
(9, 10,11, 12)
Опыт организации рефлексивной практики учащихся в школе показывает сложность, а порой и неприятие учениками рефлексивной деятельности. Некоторые школьники отказываются участвовать в рефлексии, говоря: «А зачем мне это нужно?», « У меня и так все хорошо!».
«Включение» у школьников механизмов собственной психологической защиты мешает осознать роль собственной учебной деятельности. Участие учеников в рефлексии требует от учителя серьезной подготовки, владения рефлексивным мышлением и умениями организации рефлексивного пространства. На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащимся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т.д. Например:
- Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие;
- Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше;
- Определи свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.
Шкала успеха:
∆ - я мог (- ла) работать и лучше;
 - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;
≈ - Я сегодня плохо работал (- а);
○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;
- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.
Можно предложить ученикам проанализировать пословицы:
- Под лежачий камень вода не течет;
- Чем больше науки, тем умнее руки;
- Какие труды, такие и плоды;
- Что одному не под силу, то легко коллективу;
Учащиеся могут анализировать собственные действия, отношения, мысли и т.д. Если ученик затрудняется начать высказывание, то учитель может предложить ему закончить предложения, например: «Думаю, что…», «Мое отношение…», «Я чувствую…». С их помощью учитель задает нужный ему как руководителю процесса предмет рефлексии. Можно использовать и другие вопросы, неоконченные предложения или выбор фраз и т.д.:
Вопросы для учащегося:
- Какова цель выполнения задания?
- Какими имеющимися умениями сегодня воспользовался?
- Какие задания показались трудными? Чем вызваны эти затруднения?
- Что ты делал, чтобы преодолеть затруднения?
- Какие новые умения появились?
Выбери утверждение:
- Все понял, могу помочь другим.
- Все понял.
- Могу, но нужна помощь.
- Ничего не понял.
Метод пяти пальцев:
- М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?
- Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С(средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
- У(указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Неоконченные предложения для самоанализа учащегося:
- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)
потому, что________________________________________________________
- наиболее трудным мне показалось___________________________________
- Я думаю, это потому, что___________________________________________
- Самым интересным было ___________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал
следующее: ________________________________________________________
- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: ________________________________________________________
- Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________
Такие задания позволяют ученику фиксировать границы своего знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути получения результата. Для их выполнения необходимо много времени, чтобы процесс мышления по поводу самого себя развернулся полноценно. Если такие рефлексивные задания выполнять за несколько минут до окончания задания, то процесс рефлексии обрывается и становится формальным. Рефлексия, по сути, индивидуальна, и затруднения в учебной деятельности у каждого ученика возникают в определенный для него момент деятельности, поэтому ему необходимо иметь возможность (независимо от других) самому понимать свои действия, делать выводы и на их основании изменять деятельность. Фиксировать такие моменты можно в таблице учета, которую заполняет учитель
Фрагмент таблицы учета рефлексивных умений учащихся:
Список учащихся Рефлексивные умения
адекватно воспринимать себя ставить цель деятельности соотносить результаты с целью деятельности определять наличие ошибок в собственном поведении Описывать прожитую ситуацию
Катя + + * - -
Марина + + + + + * Серёжа - * - * *
Условные обозначения:
«-» - умение не сформировано; «*» - умение проявилось частично;
«+» - умение в целом сформировано; «+ +»- умение сформировано хорошо;
Рефлексивные ситуации у каждого ученика возникают в свой момент времени, поэтому учитель фиксирует то, что ученик проявил в деятельности (например, умение ставить цель деятельности) или не смог реализовать (например, умение определять наличие ошибок в собственном поведении). Если учитель не ставил специальных задач по формированию того или иного умения, а ученик не проявляет данное умение в стихийных ситуациях, то ячейка в таблице остается незаполненной.
Таким образом, формирование рефлексивных умений у школьников на ступени начального общего образования может задаваться с помощью образцов деятельности, различных методических или дидактических средств, через последовательность выполняемых действий, особенности организации учебного занятия или иной единицы учебного процесса.
Критерии оценивания предложенные самими детьми ( + выполнил правильно, ? возникли вопросы, - не смог выполнить, ! молодец я могу, я знаю, я умею, я научился)
Каких ошибок надо избегать:
1) На первом этапе отработки правила учителя закладывают в урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на Самооценку.
2) Пропускают обучающий этап проговаривания Самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму – это ошибка.
3) В 1-м , 2-м классах учитель требует весь алгоритм Самооценки – это ошибка.
Особые ситуации:
1) не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, учителю необходимо учитывать, что таким детям нужна помощь психолога, и по возможности первое время не задействовать их на данном правиле пока ребята не преодолеют психологический барьер.
2) Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удаётся, таким ученикам требуется индивидуальный подход, при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребёнку, что каждый уровень это определённый успех. Не удаётся в этом умении сейчас, может получиться в другом.
Учитель должен помнить, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью Самооценки помочь ученику найти свой уровень успешности.
3) Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель может вовлечь их в диалог, при условии, что это не задевает отвечающего ученика, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.
(13 слайд)
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу,  хочу,  делаю. 
(15 слайд) карты самооценки
Владик
тема Всё понял, могу помочь другим Испытываю затруднения Ничего не понял
Сложение и вычитание вида + - 4 * Сложение и вычитание вида
8 +0, 8- 0 * Решение текстовых задач * Знаки > <, сравнение чисел * Построение отрезков заданной длины * Единицы измерения массы, килограмм *
Таким образом, благодаря мониторингу, мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения.  Педагогический мониторинг имеет большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы учителя.
Заключение.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация новых ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных универсальных учебных действий.Такая организация обучения характеризуется следующими особенностями:
Учебный материал, с которым работает ученик, должен входить в содержание цели его действия. Благодаря этому ученик сознательно ориентируется в предмете своей деятельности, постоянно регулирует её походу решения задач. Так ученик шаг за шагом в процессе индивидуального познания успешно овладевает и содержательно-предметной и процессуальной стороной деятельности. Главное условие такой ситуации обучения – осознание учеником обобщающей цели деятельности, которая выступает в качестве мотива и своеобразного «цементирующего» начала системы предпринимаемых действий.
Далее ученику необходимо наметить ход выполнения действий, для чего значимым является умение планировать свою работу.
Затем ученик выполняет самостоятельные действия, которые формируются путем превращения сознательных учебных действий в актуально сознаваемые действия, то есть способ их выполнения отвечает не столько мотиву и цели действия, сколько условиям, в которых дана эта цель. При этом необходим постоянный самоконтроль, как по ходу выполнения самих действий, так и по достижении определенного результата, оценка и самооценка своей работы.
А, следовательно, основная функция регулятивных УУД состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, отвечающую определенным требованиям:Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям и задачам.
Должен формироваться у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений для решения определенного класса учебно-познавательных задач и, соответственно, продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.Должна вырабатываться у учащихся установка на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.
Тип работы должен соответствовать уровню сформированности у учащихся умений организовывать свою деятельность, при этом постепенно усложняясь.
Таким образом, эта работа, рассматриваема как искусственная педагогическая конструкция, выступает в обучении, как специфическое педагогическое средство организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, формирование которой должно быть предметом целенаправленной работы учителя.
Результаты работы над данной темой: 1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. Но этим умением не овладели ещё несколько человек. Им я даю подсказки: а) Сколько раз ты ответил правильно, где допустил ошибки, отметил ли на рабочем листе? б) При составлении плана работы, например, по теме «Склонение имени существительного»: что должны определить у имени существительного в первую очередь? Далее? Этих детей иногда определяю в отдельную группу и уделяю им большее внимание. А иногда они работают в группе постоянного состава и сами ребята помогают им и учат их. 2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 3.Развивается умение работать в парах и группах: - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 
Список литературы.
Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
Вергелес  Т.Н., Матвеева Л.А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
Образовательные технологии. Сборник. – М.: Баласс, 2008.
Планируемые результаты начального общего образования  / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
Поварницына А.Г. Оценка как компонент учебной деятельности и ее роль в развитии личности школьника. Дисс. на соиск. уч.ст. канд.психол.н. Н.Новгород, 2001.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1: учебное издание – М. : Просвещение, 2010.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2: учебное издание – М. : Просвещение, 2010.
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. –М.:МГППУ,2006.
http://www.school2100.ru/http://www.sch2000.ru 12. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452 (9 слайд)
Алгоритм в процессе анализа решения задач на уроке математики (2кл) вместе с учащимися была составлена памятка:
Прочитай задачу. Попытайся выделить известное и неизвестное.
Подумай, чему ты будешь учиться, выполняя это задание.
Вспомни правила, которые помогут решить задачу.
Составь план решения.
Реши задачу.
Проверь решение.
Определи, чему ты учился, выполняя это задание.
Оцени свою работу.