Надпредметный курс «Мир деятельности»- недостающее ключевое звено при формировании УУД.



Надпредметный курс «Мир деятельности»- недостающее ключевое звено при формировании УУД.


Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Калинники

Бердникова Е.Н.

























Свою статью я бы хотела начать с притчи , она называется «Вопросы-ответы». Суть ее заключается в следующим: Один мужчина очень долго не был в своем родном городе, и наконец то он приехал погостить в родной город, где он родился. Гуляя по городу он зашел в институт, в котором он обучался. В этом институте он нашел своего старого приятеля, который работал преподавателем в этом институте. Приятель в это время как раз принимал экзамен у студентов. Мужчина подошел к столу увидел билеты, подошел к столу взял один билет, прочитал вопросы которые там написаны и сказал: «Вопросы то остались все те же» , на что приятель ему ответил «Вопросы все те же, а ответы на них другие.
С введением новых стандартов существуют ошибочные мнения в педагогическом обществе, кто- то считает что ФГОС это использование ИКТ, другие считают, что обучение по новым стандартам ничем не отличаются от традиционного обучения.
На самом деле впервые в российском образовании новые стандарты задают реальный механизм перехода к новому качеству образования. Новые стандарты это новые вопросы, которые учитель задает себе, приступая к работе по ФГОС.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся. Так, в соответствии с ФГОС на выходе из начальной школы ребенок должен овладеть универсальными учебными действиями, он должен знать структуру учебной деятельности, должен уметь организовать собственную учебную деятельность, осуществлять ее. Говоря об УУД мы знаем, что все УУД делятся на четыре вида: регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД составляют метапредметные результаты и личностные УУД (это те результаты, о которых говорится в новом образовательном стандарте). Все виды УУД, которыми должен овладеть обучающийся, составляют умение учится. Цель каждого учителя, привести ребенка к тому, чтобы он умел учиться сам.
Методологической основой новых стандартов является системно- деятельностный подход.
Технология деятельностного метода является педагогическим инструментом, который позволяет достичь требований предъявляемых к результатам образования и включать детей в самостоятельную деятельность.
В дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон разработана программа надпредметного курса «Мир деятельности», которая отражает все изменения, происходящие в образовании, полностью соответствует новым целям и задачам, поставленным ФГОС НОО. В ходе научно-педагогических исследований установлено, что данный курс является необходимым ключевым звеном системного, надежного и эффективного формирования УУД и умения учиться. В УМК курса МиД входят методические рекомендации с электронным приложением, учебное пособие для ученика, разрезной материал, демонстрационный материал шагов учебной деятельности, альбом эталонов.
Важной особенностью данного курса является то, что содержание программы «Мир деятельности» позволяет построить на его основе систему работы с родителями учащихся. Данная программа помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Известно, что для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.(пример с родительского собрания)
В этом учебном году в рамках федерального эксперимента в 1-2 классах нашей школы введен надпредметный курс « Мир деятельности».
Данный курс имеет фундаментальную основу формирования умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий. Знания о способах выполнения УУД, полученные на уроках по курсу «МиД» обучающиеся уже сознательно применяют , отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых в технологии деятельностного метода.
Учебное содержание курса «МиД» в 1 классе состоит из четырех линий:
Организационно – рефлексивная линия ( 9часов)
Что значит уметь учиться ( два основных этапа учебной деятельности);
Роль учителя и ученика в учебной деятельности.
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке ( «Что я не знаю?»):
- повторение необходимое для открытия нового знания;
- пробное учебное действие;
- фиксация своего затруднения;
- поиск причины затруднения.
Как относиться к затруднению в учебной деятельности.
Цель выполнения домашнего задания.
Правила самопроверки своей работы по образцу.
Коммуникативная линия ( 3 часа).
Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре, группе.
Познавательная линия (1 час).
Как научиться быть внимательным.
Ценностная линия (6 часов).
Что обозначают такие личностные качества , как активность, терпение, честность и доброжелательность в учебной деятельности.
Семья - мой помощник в учении;
Ценности нашей жизни : жизнь и здоровье.
Это и есть содержание надпредметного курса курса МиД в 1 классе.
Первые три урока надпредметного курса «Мир деятельности» относятся к организационно-рефлексивной линии и являются фундаментом в «формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности»
Урок по теме «Учиться А что это значит?» начинает надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы и является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности» в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе знания и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности. Это выяснить «Что я не знаю», « Самому найти способ». Например, при мотивации к учебной деятельности на уроках математики, на вопрос:
-« Как же вы делаете «открытия нового?»
Дети отвечают: - нужно понять, что ты еще не знаешь, и постараться самому найти способ.
А на этапе актуализации знаний и фиксации затруднения в пробном действии, после повторения знаний , я у детей спрашиваю:
-Какое задание я вам сейчас предложу?
На что они отвечают:
-задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.
На втором уроке по теме: «Учитель и ученик» учащиеся открывают следующее новое знание: роли учителя на уроке (организатор и помощник). В зависимости от роли учителя, учащиеся должны либо внимательно слушать учителя и старательно выполнять его задание (учитель-организатор), либо поднять руку и задать вопрос (учитель-помощник). Эти правила поведения ученика являются важным результатом урока и используются на всех последующих уроках в технологии деятельностного метода обучения. Например, в случае, когда дети на уроках выкрикивают с места, учителю достаточно задать вопросы: «В какой роли я сейчас нахожусь? (Ответ ученика.) Тогда, что ты сейчас должен делать?». В результате такой работы учащиеся осознают свою роль в учебной деятельности и роль учителя, понимают необходимость соблюдения правил поведения на уроке.
Особенностью урока по теме: «Я ученик. Правила поведения на уроке» является то, что учащиеся открывают новые правила поведения на уроке, исходя из функций учителя в учебной деятельности. Каждое правило фиксируется определенным знаком и помещается в одну из групп: в первую помещаются правила, которые надо соблюдать, когда учитель-организатор, а во вторую – те, когда учитель-помощник. В результате получается общий эталон, в котором зафиксированы основные выводы второго и третьего уроков. Эталон висит в классе в течение следующей недели. Обращаясь к эталону, учитель продолжает работу с изученными правилами на разных этапах предметных уроков, проводимых в технологии деятельностного метода обучения. Эти правила помогают организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся и получить хороший результат на уроке.
При выполнении пробного действия, выявлении причины затруднения, построении проекта затруднения на уроках в ТДМ широко используется прием работы в группах, уже в первом классе дети хорошо справляются с данным видом работы, благодаря тому, что на уроках курса МиД дети рассматривают вопрос « Как работать с другими учениками?» и составляют эталон правил работы в паре, в группах. (слайд )
Эти правила повторяются на каждом уроке, когда дети работают в паре или в группах( слайд правила работы в группах).
На уроках рефлексии ученики выполняют самостоятельную работу, которую проверяют сами по образцу, а затем выясняют какие эталоны были использованы при выполнении работы.
Как проверить свою работу по образцу, ребята учатся на уроках МиД. Они составляют вот такой эталон проверки своей работы. В дальнейшем этот эталон тоже используется на предметных уроках.
На каждом уроке МиД , дети учатся составлять эталоны сами. ( При помощи наклеек)
Как вы уже заметили, каждый этап урока в ТДМ обозначен кадром со смайликом, выполняющим учебные действия. Этот демонстрационный материал на уроках МиД используется в качестве эталонов при изучении шагов учебной деятельности. В первом классе учащиеся определяют последовательность шагов, которые выполняет ученик на первом этапе учебной деятельности.( Как выяснить, что я не знаю?) Каждый из этих шагов отдельно рассматриваеся, уточняется и отрабатываеся. ( знакомство со смайликами).Таким образом, у учащихся постепенно и поэтапно формируется способность к выполнению универсальных учебных действий и умение учиться в целом.
К этим шагам учитель будет системно обращаться на предметных уроках.
Этап рефлексии на уроках МиД осуществляется лесенкой успеха, что я знаю и что я умею. Данный вид деятельности очень нравится детям, они объективно, серьезно оценивают свои результаты на уроке, что создает ситуацию успеха.
Заканчивается курс «МиД» в 1 классе праздником первоклассника. Это театрализованное представление « Что значит уметь учиться».
Курс «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» помогает ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
Данный курс позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

15