Мастер — класс на тему Формирование регулятивных УУД на внеурочных занятиях по немецкому языку


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ (СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД)
Цель: познакомить слушателей с возможностями формирования регулятивных УУД на внеурочных занятиях по немецкому языку, показать эффективность игры как способа формирования РУУД у младших школьников.
Задачи: 
Изучить способы развития регулятивных УУД 
Обучить слушателей игровым приёмам для формирования РУУД 
Оборудование: интерактивная доска, презентация в редакторе Power Point, раздаточный материал. 
Этапы работы: 
Презентация педагогического опыта работы. 
Представление системы учебных занятий. 
Проведение имитационной игры. 
Моделирование. 
Рефлексия по итогам совместной деятельности. 
Форма: работа в парах/группах 
Ход мастер - класса
I. Презентация педагогического опыта В ходе подготовки рабочей программы для нач школы в соответствии с ФГОС я столкнулась с РУУД. Поняла, что знаю о том, как развить данные УД, очень мало и взяла эту тему для самообразования в прошлом учебном году. Давайте вспомним, а что даёт ребёнку овладение РУУД? (ответы слушателей)
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но разительно отличаются от других учебных действий и по своей природе, и по способу формирования.
Регулятивные УУД - это:
 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Все эти навыки и умения можно и нужно развивать уже в начальной школе. Но целенаправленно этот вид УУД развивают, по-моему, только учителя нач.классов на своих уроках, другие же предметники, рабтающие в младшей школе, и я в том числе, зачастую относились к ним как к «побочному» эффекту работы над другими УУД, который возникает«сам собой».
Ясно, что недооценивать данный вид УУД нельзя. Как же их развивать? По моему убеждению, самый удачный приём для этого в условиях начальной школы – это игра. А на внеурочном занятии игра – просто незаменимый элемент (внеурочное занятие, как мы знаем, отличается от урока неформальной атмосферой; нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам; занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка). В игре ярко проявляется и деятельностный подход, который помогает учителю активизировать возможности каждого обучаемого, создавать такое психолого-педагогическое пространство, которое позволяет повысить успешность обучения одарённого ученика, построить индивидуальную траекторию развития для не слишком активного ребёнка, помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в учебном процессе.
Представление системы учебных занятий. 
Различные виды игровых заданий для формирования РУУД на разных этапах внеурочного занятия.
На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует его, моделирует его существенные свойства и т.д. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия. Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает такими действиями, зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.
- приём «Найди и исправь ошибки» (работа с образцом при обучении письму, составлении предложений; учащиеся исправляют ошибки в произношении слов у своих одноклассников в устной речи – чтении вслух и говорении)
-прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста – при обучении письму, составлении предложений и кратких высказываний);
- прием «сопоставления своих действий и результата с образцом»;
- парный диктант (учащиеся в паре получают 2 варианта одного и того же текста с пропусками разных слов. Работая в паре, они смогут восстановить текст полностью)-  прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно – это грамматический справочник и ученический словарик, которые ребята ведут с 1 года обучения иностранному языку);- приём «Составь рассказ по картинке/опорной схеме/по цепочке» (каждый учащийся составляет предложение по предложенной схеме/картинке, затем один из детей обобщает все сказанные предложения, строя монологическое высказывание)
- «Составь диалог/ рассказ из данных реплик/предложений». (Вариант этого задания – даны предложения, написанные вразброс. Учащиеся слушают аудиотекст, после чего составляют предложения в правильном порядке на основе услышанного.)- Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).
- «Найди «лишнее» слово (выпадающее из ряда по какому-либо признаку)
Как мы видим, приведённые примеры игр затрагивают все виды речевой деятельности – письмо, чтение, говорение, аудирование. Их можно применять в рамках любой темы и на любом виде внеурочного занятия или урока (будь то уроки «открытия» нового знания, уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности или же развивающего контроля).
3. Имитационная игра (фрагмент внеурочного занятия; слушатели в роли учеников)
На мой взгляд, ярче всего проиллюстрировать формирование РУУД в рамках игровой деятельности на внеурочном занятии может метод игры по станциям (или станционная методика, широко используемая преподавателями немецкого языка в Гёте - Институте). Сама идея игры по станциям с дифференцированнми заданиями (разного уровня сложности) и накоплением баллов предполагает, что ребёнок учится планированию последовательности действий, прогнозированию результата своей деятельности, а значит овладевает РУУД .Тема: «Meine Traumschule» («Школа моей мечты», 3 класс, 2 год обучения иностранному языку)
Тип занятия: занятие - игра по станциям (повторение и обобщение знаний по теме).
Цели занятия: систематизация знаний по теме,
развитие коммуникативных умений учащихся;
развитие регулятивных УУД учащихсся
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.
Оснащение занятия: карточки с заданиями для команд, магниты, цветные мелки.
Ход занятия:
Начало урока: Приветствие учащихся. Сегодня у нас урок- повторение. Проведем мы его в форме соревнования. Задания будут связаны с темой «Школа». Сегодня мы посмотрим, как вы умеете использовать свои знания по этой тематике. Класс делится на 2 команды. Мы отправляемся в путешествие. На каждой станции команду ждёт задание, за которое она получает баллы. Можно выбрать уровень сложности задания на каждой станции. В конце сумма баллов команды переводится в отметку. Итак, начинаем.
Station 1 «Lesen wir!» (Давайте почитаем) – выразительное чтение стихотворения о школе. In der Schule
In der Schule lernt man viel:
lesen, rechnen, Sport und Spiel
basteln, singen, turnen, schreiben.
Niemand will ein Dummkopf bleiben.
После прочтения стихотворения командам задаётся вопрос: Was machen die Kinder in der Schule? Команды по очереди дают ответ. Учитывается правильность и количество правильных ответов.
Вариант на меньшее количество баллов: прочитай без ошибок (каждая команда получает баллы, при ошибке баллы снимаются)
Station 2 «Die Wochentage» (Дни недели).
Детям даются карточки с названиями дней недели. Они должны по команде построиться, соблюдая очередность дней недели. Побеждает команда, которая раньше и без ошибок выполнила задание.
Задание на 1 балл – дана «подсказка» с названиями дни недели в правильном порядке, на 2 балла – дети выполняют задание без подсказок
Station 3 «Unser Stundenplan» (Наше школьное расписание)
Каждой команде даётся расписание уроков на русском языке, команда должна перевести расписание на немецкий язык (можно написать на доске).
1 команда:
Физкультура, немецкий язык, окружающий мир, математика, рисование.
2 команда:
Русский язык, чтение, труд, окружающий мир, музыка
Задание на 1 балл – дана «подсказка» с названиями учебных предметов по-немецки, на 2 балла – без подсказок.
Station 4 «Mathematikstunde» (Урок математики).Каждой команде даётся карточка со словами, в которых спрятались числа.
Задание №1: найти эти числа, подчеркнуть и прочитать.
Weinstube, Supermacht, schwarzweis, Winternacht, Klaviersonate,
Tannenzweig, motivieren, helfen, Schlacht, tugendreich
Station 5 «Lesestunde. Wir hören aufmerksam zu» (Слушаем внимательно. Аудирование.)Прослушать рассказ мальчика и установить правильный порядок предложений в тексте (У детей - карточки с отдельными предложениями, написанными вразброс).
Ich heiße Max. Ich bin 10 Jahre alt. Ich lerne in der Schule, in der Klasse 4a.
Mein Lieblingsfach ist Mathe. Ich zahle und rechne gern. Mein Hobby ist Sport.
Station 6 «Russischstunde» (Урок русского языка.)
Найди ошибки, допущенные по невнимательности и исправь их:
Wir lernt Deutsch. - (Wir lernen Deutsch.)
Er sind fleißig. - (Er ist fleißig.)
Das Kind spielen. - (Das Kind spielt.)
Station 7 «Один лишний».Даётся ряд слов. Нужно найти из каждого ряда слово, которое выпадает из него по смысловому содержанию.
1 команда
Sachkunde, Sport, Musik, Schule, Mathematik. (Schule)
Montag, Mittwoch,Stundenplan, Freitag, Samstag. (Stundenplan)
zehn, vier, sieben, drei, elfte. (elfte)
2 команда
September, Dezember, Montag, Oktober, Mai. (Montag)
Werken, Deutsch, Stundenplan, Sport, Mathe. (Stundenplan)
elf, vier, drei, zwei, dritte. (dritte)
Заключительный этап урока: подведение итогов игры, рефлексия.
4. Моделирование.
Слушателям предлагается а) среди заданий для обучающихся, предложенных в игре по станциям, найти те, которые способствуют развитию РУУД. b) разработать игровое задание для формирования РУУД по теме «Времена года. Погода».
5. Рефлексия.
Рефлексия предполагает обсуждение учителями мастер-класса. Каждый учитель должен высказать свое мнение.
Карточки разного цвета
мастер-класс был информативным, я буду применять игровые приёмы на практике b) я уже применяю такие приёмы в своей работе c) ничего нового и полезного я не узнал
Список использованной литературы.
Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения с мультимедийным приложением. Автор-составитель Г.Н. Лебедева, М, Глобус, 2008
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — (Стандарты второго поколения). 
Увлекательные игры на уроках немецкого языка: методическое пособие/ В.Г. Якимкина. – М., Дрофа, 2007. – 122с. – (Бибилиотека учителя).
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2014.