Разработка урока Индия и Китай древности


Разработка урока 10 класс по «Всеобщей истории».
Тема урока : Индия и Китай в древности.
Цели урока:
Образовательные – при помощи игры закрепить знания, полученные на прошлых занятиях, способствовать формированию умения работать с историческими источниками и дополнительной литературой.
Развивающие – учить формулировать, публично излагать, оспаривать и доказывать свою точку зрения; способствовать развитию творческих способностей, логического мышления.
Воспитательные – в ходе необычного общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.
Оборудование: комплект материалов и заданий по Индии и Китаю, карты стран.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Ход урока
I Организационный момент
Класс делится на две части. Первая половина получает задание подготовиться дополнительно по истории Древнего Китая, а вторая – по истории Древней Индии. Каждой делегации даются задания и материалы по стране, в которую они прибыли, т.е. команда, готовившая материалы по Китаю, получила задание по Индии и т.д.
Приезжая в другую страну, люди о ней знают меньше, чем о своей. Во время ответов одной делегации, другая делегация может исправлять ошибки, оспаривать точку зрения, доказывать свою правоту. Таким образом, встреча делегаций пройдет интересно, шумно и плодотворно. Активные ребята получат оценки за урок.
Изучение нового материала.
Древняя Индия в период расцвета
Задолго до нашей эры по всему миру начала распространяться молва об Индии как о стране чудес. И возникла она не случайно. Много удивительного и прекрасного было создано в древности трудом целых поколений индийцев.
В Индии уже в III тыс. до н.э. возникла высокая по тому времени культура. Но так было только на северо-западе страны. На остальной ее территории бродили редкие охотничьи племена, и царил еще каменный век. Самые густонаселенные районы современной Индии – долина реки Ганга и морское побережье – тогда были покрыты джунглями и болотами. Только в начале I тыс. до н.э., освоив технику добычи и разработки железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота.
Греки, побывавшие в Индии еще в IV-III вв. до н.э., с удивлением рассказывали, что в этой стране добывается сладкий на вкус белый камень, который тает, когда его кладут в рот. Это был сахар, индийцы первыми научились выращивать сахарный тростник и получать из него сахар. Также они выращивали шерсть на деревьях (хлопок). Индия поставляла в Европу различные пряности, высоко ценившиеся благовония, прочные и яркие растительные краски.
Велико было искусство древнейших мастеров. Об этом говорят большие статуи, отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны, инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась своими хлопчатобумажными и шелковыми тканями. Плотники умели строить многоэтажные деревянные дома. Корабельные мастера создавали речные и морские суда, некоторые из судов могли перевозить сотни пассажиров. Строители сооружали плотины, каналы для искусственного орошения полей.
Решите кроссворд «В Древней Индии»
Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого индийского мудреца, основателя религии. – смотрите документ.

«Век за веком»
В Индии цивилизация впервые появилась в долине реки Инд около 2500 г. до н.э. В I тыс. до н.э. цивилизация сложилась в долине реки Ганг и затем распространилась на плоскогорье Декан.
Древние индийцы историю человечества делили на четыре века. Что вам известно об этом делении? Объясните.
Примерный ответ:
I век всеобщего благополучия
Люди не знали болезней и нужды, не было необходимости трудиться, т.к. природа сама давала человеку все, что ему было нужно. Не было угнетения, все были равны, добродетельны и справедливы.
II век
По преданиям индийцев, добродетель в людях уменьшилась на одну четверть. Им уже пришлось тяжким трудом добывать себе пропитание.
III век
Еще на одну четверть уменьшилась добродетель, и на людей обрушились болезни и стихийные бедствия.
IV век
Жить людям стало совсем тяжело. Индийцы называли этот век «темным» и «грешным». Только одна четверть прежней добродетели осталась у людей. Одни угнетают других. Возникает царская власть.
«Угадай!»
Определите, какие высказывания относятся к Древней Индии, а какие – к Древнему Китаю.
Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.
Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была возведена огромная стена длиной около 3000 км.
В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, десятеричная система исчисления, шахматы.
Письменность этой страны состояла из нескольких тысяч иероглифов.
Правила поведения людей и государственного управления были основаны на учении философа Конфуция.
Правильный ответ: Китай – 2, 4, 5; Индия – 1, 3.
Делегация Китая
Древний Китай
Древнекитайская цивилизация возникла в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. Почвы в долинах рек и их притоков были достаточно мягкие, что создавало условия для развития земледелия (в основном китайцы занимались выращиванием риса). Плодородие речных долин обеспечивалось огромными и сложными ирригационными системами, сооружением которых занималось в Китае государство. Помимо земледелия у китайцев были развиты скотоводство, рыболовство, производство шелковых тканей, сбор лекарственных трав.
В I тыс. до н.э. на Великой китайской равнине существовало несколько государств, правители которых часто воевали друг с другом. Однако жители всех этих государств считали себя единым народом, так как имели общую культуру и сходные обычаи.
Китайская пагода
Решите кроссворд «В Древнем Китае»
Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца. – смотрите документ
В Древнем Китае поклонялись восьми бессмертным магам. Бессмертные жили высоко в горах и обладали сверхъестественными способностями: могли превращать предметы в золото, воскрешать мертвых, становиться невидимыми. Чжунли Цюань – глава бессмертных, возвращавший умершим жизнь одним движением своего веера, Чжан Голао становился невидимым.
«В гости к китайскому императору»
Фигурка Будды, вырезанная из камня, имелась в доме почти каждого китайца. Буддизм пришел в Китай из Индии в I веке н.э. В неспокойные времена падения одних императорских династий и возвышения других учение Б удды, проповедовавшего отказ от земных желаний, ведущий к состоянию блаженства, нирване, когда достигается освобождение от мирских горестей, было очень популярным. Буддисты верили, что человек рождается много раз, в том числе и в облике животного. Однако с достижением нирваны бесконечная цепь перерождений может быть разорвана.
В середине I века до н.э. при приеме Сыном Неба одного из послов, прибывшего к ханскому императорскому двору, чужеземцу были пожалованы:
15 лошадей;
200 медных монет;
77 комплектов одежды;
8 тыс. кусков шелковых тканей;
Личная одежда;
Головной убор;
Меч, украшенный драгоценной яшмой;
Кинжал, лук и стрелы;
Колесница с упряжью
Как вы думаете, что хотел продемонстрировать китайский император столь щедрыми подарками?
Ответ: император хотел не только показать свое расположение к послу, но и продемонстрировать собственное богатство и могущество.
Над строительством Великой Китайской стены (конец III века до н.э.) трудилось 300 тысяч человек. Ее ширина составляет 5 м, а длина – 6700 км.
«Реши тест» - смотрите документ
«Ответь на вопрос»
С какой целью в Китае построена Великая Китайская стена?
Ответ: чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, т.к. в стене находились смотровые сигнальные башни. О нападении сообщалось очень быстро с помощью сигнальных костров.
«Угадай!»
Определите, какие высказывания относятся к Древней Индии, а какие – к Древнему Китаю.
В этой стране все население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.
В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.
В VI в. дон .э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.
В III веке до н.э. большую часть этой страны объединил царь Амона.
В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: бумага, шелк, рис, чай, компас, фарфор, порох.
Правильный ответ: Китай – 2, 5; Индия – 1, 3, 4.
Закрепление изученного:1.Найдите на карте древнейшие города в долине Инда. Покажите на карте территорию древнейшего государства в Китае.2. Почему по древнейшей истории Египта и Междуречья имеется множество письменных памятников, а по древнейшей Истории Индии очень мало?З. Чем отличались постройки в Мохенджо-Даро от зданий в городах Египта и Междуречья?4. Чем можно доказать, что уже в III (З) тысячелетии до н.э. в Индии И во II (2) тысячелетии до н.э. в Китае существовала цивилизации?5. Сосчитайте, сколько столетий существовала цивилизация Индийских городов.
Тесты.
1. Продолжите один из законов царя Хаммурапи. «Если человек сделал пролом в доме [другого человека], [то] перед этим проломом…» : а) …его следует убить и закопать; б) …он должен построить новый дом; в) …его следует наказать 60 ударами плети; г) …он должен высадить фруктовый сад;
2. Какой событие имело место в указанный период? III – II тыс. до н.э. :а) существование Хараппской цивилизации; б) заселение индоариев берегов рек Инд и Ганг; в) создание санскрита; г) длительность Ведического периода;
3. Что означает слово «варна»? а) «тип», «особь», «раса»; б) «цвет», «вид», «разряд»;
в) «этап», «период», «длительность»; г) «ариец», «белокожий»;
4. Назовите религию по цитируемому определению. Это политеистическая религия, при которой поклоняются многим богам, которых представляли в антропоморфном виде, т.е. в облике и со свойствами людей:а) буддизм; б) брахманизм; в) ведизм; г) индуизм;
5. Назовите последнего императора династии Маурьев: а) Ашок; б) Цинь;в) Шан; г) Чжоу;
6. Определите хронологические рамки эпохи «борющихся царств».
а) V – начало III века до н.э., б) V – начало II века до н.э., в) V – III век до н.э.
г) начало V – конец II века до н.э.
7. Какое государство в 221 году до н.э. подчинило себе всю территорию «борющихся царств»? а) государство Чжаньго; б) Западное Чжоу;в) государство Цинь; г) империя Хань;
8. При каком императоре началось строительство Великой Китайской стены?
а) при императоре Кун Цзы; б) при императоре Хань; в) при императоре Лю Бане;
г) при императоре Цинь Шихуан;
9. Что образовало этико-правовой каркас китайского общества, сохранившийся до наших дней? а) учение Лао Цзы; б) учение Конфуция; в) признание даосизма государственной религией; г) проповедь Зороастр;
10. Какая религия оказала большое внимание на мировые религии – христианство и ислам? а) зороастризм; б) джайнизм; в) буддизм; г) ведизм;
11. Дайте определение. Брахманизм – это …
а) одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в VI веке до н.э.
б) древняя религия индоарийских племен, ранняя стадия формирования религии индуизма, которую исповедует большинство населения Индии;
в) религия в Древней Индии, развивавшая принципы ведизма, ставшая ранней ступенью индуизма;
г) религия, возникшая в Индии в VI веке до н.э., отвергающий авторитет Вед, допускает в свою общину представителей всех варн;
12. Какое учение проповедовало о пути, позволяющем достичь единства с природой и высшей мудрости? а) «дао»; б) «осевое время»; в) «конфуцизм»; г) «джайнизм»;
13. Назовите период, в который свершились важнейшие духовные процессы, вылившиеся в резкий поворот в истории, - исход из мифологической эпохи, зарождение рационального мышления, создание в духовно-культурном отношении человека такого типа, который сохранился и по сей день: а) «осевое время»; б) 221 – 199 гг. до н.э.; в) середина VI в. – начало III в. до н.э.; г) период «борющихся царств»;14. Назовите личность, чьи биографические сведенья представлены. «…сын царя одного из небольших государств в среднем течении реки Ганг. С детства мальчика ограждали от всех сложностей и несчастий реальной жизни. Однажды повзрослевший юноша вышел из дворца и увидел, что мир полон страданий. Он был потрясён. Он удалился от мира, посвятив себя поискам истины и избавления от страданий» .а) Индра; б) Сиддхартха Гаутама; в) Цинь Шихуан; г) Кун Цзы;
15. Кто разработал систему методов достижения сущности, включающую особый характер питания, тренировку тела, отношение к любви?а) исламисты;б) индуисты; в) буддисты;г) даосы; Ответы к самостоятельной работе
1.А, 2.А, 3.Б, 4.В, 5. А, 6.А, 7.В, 8.Г, 9.Б, 10.А, 11.В, 12.А, 13.А, 14.Б, 15.ГРефлексия
Домашнее задание. Параграф 4.
Приложение
Речные цивилизацииПервые государства в Индии появились за 2 тысячи лет до н.э., то есть на 1000 лет позднее, чем в Междуречье или Египте. В Китае цивилизация возникла ещё через 500 лет. И в Индии, и в Китае цивилизации возникли в долинах Инда и Хуанхэ. Реки играли такую же важную роль в жизни древних индийцев и китайцев, как в жизни египтян и шумеров. В Индии и Китае тоже появились свои мифы о потопе.Во время разливов Хуанхэ нередко разрушала берега и прокладывала себе новое русло. Поселения обрушивались в воду. Гибли люди и скот. Китайцы называли Хуанхэ бичом Китая, горем Китая, рекой тысячи бедствий, рекой, надрывающей сердце. Не случайно герой китайских мифов Великий Юй прославился сооружением плотины и запруды.Плодородные наносы рек Индии и Китая постоянно обновляли почву. Она не истощалась и давала богатый урожай.
Миф о великом ЮеДавным-давно случилось в Китае страшное бедствие: вся страна была затоплена, только холмы и возвышенности выступали из воды. А царь был дряхлым, и помощники не знали, что делать. Прошло девять страшных лет, а вода не спадала. Люди забирались в горы, но там им грозил голод.Тогда назначили начальником строительных работ Великого Юя. Принёс он в горах жертвы в честь богов, а потом осмотрел всю страну. По суше Юй ехал на колеснице, по воде плыл на лодке, болота преодолевал на ходулях, на горы взбирался в башмаках с шипами.А затем Великий Юй взялся за работу. Он углублял каналы и русла рек. Для свободного течения Хуанхэ прорубил гору. Если проходил Юй мимо своего дома, то затыкал уши, чтобы не слышать, как плачет его маленький сын. Он не лил себе заходить домой, чтобы не прерывать работу. Много лет трудился пока вода не направилась в море. И народ спустился с гор.
Что общего в природных условиях Египта, Междуречья, Индии, Китая?Почему именно там возникли древнейшие цивилизации?
Хараппская цивилизация — древнейшая в Индии. В долине Инда археологи раскопали несколько древнейших городов. Неизвестно, как они назывались, кто их построил и почему они опустели. Самый большой город открыли в месте, которое получило название Холм мертвых (Мохенджо-Даро в современном Пакистане). Под холмом оказались широкие, прямые улицы с двухэтажными кирпичными домами. В отличие от Междуречья, кирпичи индийских городов обожжены. На перекрёстках улиц углы домов закруглены — так было удобнее пешеходам и транспорту. Вдоль улиц проложены глиняные трубы для стока грязной воды. Почти и каждом доме была комната для омовения с кирпичным полом и стоком для воды. Ни в Египте, ни в Междуречье до сих пор не обнаружено столь же древних и благоустроенных городов.В домах найдены золотые и серебряные украшения, оружие и инструменты из меди и бронзы, глиняная посуда и статуэтки, детские и игрушки.Самыми ценными находками стали прямоугольные каменные печати с надписями. Вот только разгадать эти надписи учёные пока не могут.Раскопки городов позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в ХХУ (25) — ХУIII (18) веках до н.э.
Первые государства в Китае. О древнейшей речной Цивилизации в долине Хуанхэ известно немало, потому что о ней рассказывают не только вещественные, но и письменные памятники. Китайскую письменность не пришлось дешифровывать. И в наше время китайцы пишут иероглифами, которые произошли от иероглифов древности.На берегах Хуанхэ раскопаны богатые захоронения знатных людей, целые подземные дома. Вместе с умершим хоронили десятки вещей из бронзы и золота, колесницы с лошадьми, рабов, которых приносили в жертву.Ко II (2) тысячелетию до н.з. относятся и самые древние памятники китайской письменности гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Жрец-гадатель выцарапывал на них острым орудием свое обращение к богам и сжигал на огне. Появлялись трещины, по ним жрец якобы определял ответ богов. Гадательных надписей найдено много, более 100 тысяч. Вот которые из них:
Царь приказал всем обрабатывать поле.Гадание подтвердило, что надсмотрщикам пора дать приказ рабам убирать просо.Принести в жертву тридцать человек, десять быков.Гадание показало, что правильно отпустить рабов, а не приносить их в жертву.Правильно ли принести в жертву военнопленных?Гадали на черепахе, захватим ли много пленных и раковин.
Значит, во II (2) тысячелетии до н.э. в среднем течении Хуанхэ жили уже не первобытные племена. Здесь существовали письменность, неравенство между людьми, государственная власть. Население занималось земледелием, скотоводством, ремёслами, торговлей. Как и в других странах Древнего Востока, в Китае вначале возникло множество небольших государств.Все ранние цивилизации Древнего Востока — в Египте, Междуречье, Индии и Китае — появились в период бронзового века и широкого развития земледелия в долинах рек. Повсюду первоначально образовывалось множество небольших государств которые вели между собой борьбу, а затем объединялись в одно большое царство. Самым ранним и наиболее сильным государством был Египет.